Методический доклад
«Основные формы работы на уроках общего фортепиано»
26 декабря 2012 г.
Содержание:
1.Историческая справка.
2.Роль курса общего фортепиано.
3.Значение и задачи курса.
4.Контроль.
Историческая справка
Предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Судьба курса «Общее фортепиано» берёт своё начало в истоках профессионального музыкального образования в России, когда в 1860 году А.Г.Рубинштейн в докладной записке Министру народного образования обосновал необходимость обучения в классе фортепиано музыкантов всех специальностей. На протяжении своей истории курс подвергался постоянным изменениям, связанным с поисками наиболее оптимальных форм преподавания. Прохождение общего курса фортепианной игры должно содействовать знакомству, приобретению и дальнейшему поднятию общей музыкальной культуры обучающихся. В своё время педагог Ленинградской консерватории Н.Н.Загорный сформулировал принципиальные основы специфики методики преподавания общего фортепиано: «...Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объёма технической программы курса игры на фортепиано для непианистов...».
Роль курса общего фортепиано
Курс общего фортепиано играет важную роль в процессе воспитания учащихся ДШИ, т.к. владение исполнительскими навыками на фортепиано помогает учащимся познакомиться с мировой классической музыкой, расширяет художественный кругозор, развивает весь комплекс музыкальных способностей. Оказывает положительное воздействие на исполнительские возможности учащихся в своих инструментальных, танцевальных, хоровых и театральных классах. Зачастую определение вообще способностей у детей приводит к ложному представлению ввиду невозможности их демонстрации, их глубинной скрытости и замкнутости. Данный курс как раз и имеет возможность сыграть роль толчка к раскрытию, раскрепощению и выявлению данных ребёнка за счёт развития слуховой, осязательной и зрительной ориентации, развитию физических данных по ходу организации пианистического аппарата и приобретения аппликатурных навыков.
Значение и задачи курса
Освоение курса общего фортепиано является так же практической основой для успешного овладения музыкальными теоретическими дисциплинами - сольфеджио и музыкальной литературой. Великая русская певица А.В.Нежданова оставила своё мнение о роли общего фортепиано: «...Играла я на фортепиано очень немного, техники у меня не было, но, несмотря на это, я разучивала заданные мне уроки по пению самостоятельно, без аккомпаниатора. Я считаю, это целесообразно - ученики сами должны работать, сами разучивать всё...».
Основополагающими задачами были и остаются:
o приобретение первичных навыков фортепианной техники;
o разбор пьес разных стилей;
o знакомство с ансамблевой игрой и аккомпанементом;
o чтение с листа.
Решение этих задач в современных условиях подчас становится очень проблематичным. Дети в наши школы сейчас принимаются без должного конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований.
Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательных школах, дезорганизация досуга, распыление детского внимания на компьютерные игры, Интернет, различные кружки и телепрограммы - всё это отвлекает детей от сосредоточенных занятий. А также отсутствие инструмента дома не позволяет детям готовиться к урокам и закреплять пройденное. Вследствие чего, основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия с учащимся, результат которого в наши дни целиком и полностью зависит от уровня профессионализма преподавателя.
Развитие музыкального мышления у детей кроме музыкальных способностей зависит от уровня общего развития, интеллекта, аналитических способностей и организации нервной системы. Таким образом, важнейшей задачей преподавателя становится индивидуальный подход, гибкая шкала требований и максимально подробное изложение мотивации обучения учащегося конкретной специализации в классе фортепиано. Ученик должен чётко усвоить, что без урока по общему фортепиано ему не обойтись в своём специальном классе. Преподаватель общего фортепиано должен выполнять функцию просветителя, владея основами узкой специализации профилирующего предмета ученика. Обязательны беседы о музыке театра с театралами, о вокальном творческом наследии исполнителей и композиторов с вокалистами и хоровиками и т.д.
В результате обучения учащиеся должны приобрести комплекс важных практических навыков:
1. Осмысленное разучивание музыкальных текстов;
2. Игра в фортепианных и смешанных ансамблях;
3. Подбор по слуху;
4. Работа с лёгким аккомпанементом;
5. Приобретение навыков чтения с листа;
6. Ориентирование на клавиатуре и закрепление знаний по сольфеджио.
Контроль
Контроль успеваемости учащихся должен проводиться в виде контрольных уроков и академических концертов, и проходить в довольно мягком режиме. И, конечно, нужно сохранять традицию проведения конкурсов, фестивалей и внутришкольных концертов отделения, что несёт в себе не только показательную, но и пропагандирующую значимость нашего нелёгкого, но очень важного дела.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.