Роль классного руководителя в организации патриотического воспитания учащихся в условиях внедрения
Государственных Образовательных Стандартов.
Разработки мероприятий.
«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать - воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость»
Д. С. Лихачев.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.
Цель иследования: выявление современных методов, приемов, подходов, используемых в образовательной деятельности по формированию патриотического сознания школьников через урочную и внеучебную деятельность.
Задачи:
Обосновать задачи и принципы патриотического воспитания.
Выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников.
Показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания школьников на уроках, во внеклассной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:
1) найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;
2) процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно и интегрировано;
3) воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.
Можно предположить, что при соблюдении указанных условий возможны следующие результаты:
- повышение уровня развития ребенка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;
- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса;
Методы исследования:изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа, изучение предметной деятельности учащихся, обобщение передового педагогического опыта в области патриотического воспитания.
Система патриотического воспитания в МОУ «Школа № 101 города Донецка»
Патриотическое воспитание в процессе становления и развития молодого человека как гражданина и патриота
Патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Это технология двойного назначения, поскольку доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства поднимаются до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Патриотизм–это любовь к Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание целенаправленно формирует и развивает личность, обладающую качествами гражданина – патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотическое воспитание– многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в жизни общества, особенно в процессе военной службы, верности конституционному и воинскому, высокой ответственности и дисциплинированности.
В содержании патриотического воспитания можно выделить два основных компонента. Первый характеризуется социально-педагогической направленностью. Он основывается на: позитивных мировоззренческих взглядах и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным проблемам; важнейшим духовно-нравственным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность и др.).
Специфический компонент характеризуется большей конкретной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству; убежденность в необходимости защиты Отечества. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания выделяются: научность; гуманизм; приоритетность исторического, культурного наследия ДНР, ее духовных ценностей и традиций; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; направленность на развитие возможностей, способностей и качеств личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания. Реализация этих принципов призвана обеспечить развитие нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.
Таким образом, необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие молодого человека как гражданина и патриота ДНР обеспечивалось гармонично взаимодействующими социальными и государственными институтами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем современного общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.