Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока
Оценка 5

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока

Оценка 5
docx
22.08.2024
Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока
Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока.docx

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока

 

Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому, развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой.

Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК «Школа России», по которой я работаю сейчас, рассматривает образовательный процесс как способ познавательного и личностного развития обучающегося. Особую значимость в УМК приобретает формирование ключевых компетенций учащихся, одной из которых являются – коммуникативная компетенция. Которая предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения; включает знание основных речеведческих понятий, систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям общения, с учётом адресата, стиля. Так же – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями и т.д.

Каково же значение формирование коммуникативной компетенции для младшего школьника?

Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, н6о и как благополучие его будущей жизни.

Для формирования коммуникативных компетенций я провожу уроки с использованием разных форм сотрудничества. Самыми активными считаю работу в парах, группах. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает это охотно с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы. Если возникают трудности в конкретной малой группе, то обсуждение происходит уже в процессе коллективной деятельности, всегда учитывается позиция собеседника, что способствует оптимальному коммуникативному развитию младшего школьника.

На уроках использую такие виды работ в паре, как: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ.  В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов и.т.д.

Очень важны и организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю, к выявлению причины ошибок и  разъяснению их характера.

Такая  работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой  робкие или слабые ученики вообще не могут включиться в общую работу класса.

Объединение в группы способствует не только сплочению коллектива, но и  формированию таких умений коммуникативного сотрудничества, как:

·              умение не только слушать, но и слышать партнёра по общению; уважать чужие ошибки, вежливо объясняя свое мнение; не бояться переспрашивать и уточнять, чтобы быть уверенным, что  его поняли правильно;

·               умение вести беседу в паре, группе, участвовать в дискуссиях, дебатах, в конференциях, деловых играх.

    Но всё-таки образцом партнерской коммуникации для детей должен являться учитель, который повседневно обязан показывать примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые, и будут усваиваться детьми.

Список литературы

1.                  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

2.                  Сальникова, О.А. Что включает в себя коммуникативная компетенция? / О.А. Сальникова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. -№ 7. – С. 1-5.


 

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока

На уроках использую такие виды работ в паре, как: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ

На уроках использую такие виды работ в паре, как: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2024