РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА И ФОРМА
«РАБОТОДАТЕЛЬ – СТУДЕНТ»
Князькова Людмила Михайловна
Преподаватель социально-экономических
дисциплин
ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж
пищевой промышленности и переработки»
Актуальность наставничества определена государственной политикой в области модернизации профессионального образования. В условиях социально-экономического развития страны и регионов работодатели испытывают кадровый дефицит, потребность в выпускниках профессиональных образовательных организаций, обладающих профессиональными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве.
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Основной формой наставничества является способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Наставляемый это участник, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник это участник имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Для
работы с социальными партнёрами предлагаем форму наставничества
"работодатель - студент".
Данная форма предполагает создание эффективной системы взаимодействия
организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего
профессионального образования и представителей предприятий с целью получения
обучающимися актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей
самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятиям подготовленных
и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом
обновления производственной и экономической систем.
Со стороны предприятий, которые предоставят нам своих наставников,
подобное участие может иметь как позитивную оценку и признание со стороны
общественности, так и практическое значение, выражаемое через совместное с
наставляемыми создание проектов, готовых продуктов, актуальных бизнес-решений,
а также подготовку востребованных сотрудников.
Целью такой формы наставничества "работодатель - студент"
является получение студентом или группой студентов актуализированного профессионального
опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания,
самоопределения и самореализации.
Предполагаем что среди основных задач деятельности наставника в отношении студента является:
· помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала;
·
повышение
осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного
развития, повышение уровня профессиональной подготовки студента, ускорение
процесса освоения основных навыков профессии, содействие выработке навыков
профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим
стандартам и правилам, развитие у студента интереса к трудовой деятельности в
целом.
Правильная организация работы наставников поможет студентам стать
мотивированными и осознанными в вопросах саморазвития и профессионального
образования, получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для
вступления в полноценную трудовую деятельность, расширение потенциальных
сотрудников региональных предприятий с должным уровнем подготовки, которое
позволит совершить качественный скачок в производственном и экономическом
развитии предприятия.
Более того, в процессе взаимодействия наставника с наставляемым в
данной форме может происходить адаптация молодого специалиста на потенциальном
месте работы, когда студент решает реальные задачи в рамках своей рабочей
деятельности. Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный
период при прохождении производственной практики и при дальнейшем
трудоустройстве за счет того, что студентам передают технологии, навыки,
практику работы, организационные привычки и культуру поведения, их мотивируют и
корректируют работу.
И так мы считаем, что взаимодействие "работодатель - студент"
это профессиональная поддержка направленная на развитие конкретных навыков и
компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство.
В этой ролевой модели "работодатель - студент", при регулярной занятости сотрудника в роли наставника с целью привлечения им новых молодых кадров в организацию, возможно и рекомендуется поощрение наставника дополнительными днями отпуска в счет потраченных на наставническую деятельность и иными формами нематериального поощрения. А работодатель получает адаптированного молодого специалиста готового к трудовой деятельности на данном предприятии.
Список литературы:
1. Письмо от 23 января 2020 г. N МР-42/0 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций.
2. Статья Роль наставничества в профессиональных образовательных организациях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.