РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА И ФОРМА «РАБОТОДАТЕЛЬ – СТУДЕНТ»

  • docx
  • 26.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала наставничество.docx

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА И ФОРМА

«РАБОТОДАТЕЛЬ – СТУДЕНТ»

 

Князькова Людмила Михайловна

Преподаватель социально-экономических

дисциплин

ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж

 пищевой промышленности и переработки»

 

Актуальность  наставничества определена государственной политикой в области модернизации профессионального образования. В условиях социально-экономического развития страны и регионов работодатели испытывают кадровый дефицит, потребность в выпускниках профессиональных образовательных организаций, обладающих профессиональными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве.

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой  организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций,  и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Основной формой наставничества является способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Наставляемый  это участник,  который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник это участник  имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Для работы с социальными партнёрами предлагаем форму наставничества "работодатель - студент".
       Данная форма предполагает создание эффективной системы взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и представителей  предприятий с целью получения обучающимися актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятиям  подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем.
          Со стороны предприятий, которые предоставят нам  своих наставников, подобное участие может иметь как позитивную оценку и признание со стороны общественности, так и практическое значение, выражаемое через совместное с наставляемыми создание проектов,  готовых продуктов, актуальных бизнес-решений, а также подготовку востребованных сотрудников.
         Целью такой формы наставничества "работодатель - студент" является получение студентом или группой студентов актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации.

Предполагаем что  среди основных задач деятельности наставника в отношении студента является:

·                      помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала;

·                   повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, повышение уровня профессиональной подготовки студента, ускорение процесса освоения основных навыков профессии, содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам,  развитие у студента интереса к трудовой деятельности в целом.
           Правильная организация работы наставников поможет студентам стать  мотивированными  и осознанными  в вопросах саморазвития и профессионального образования, получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность, расширение  потенциальных сотрудников региональных предприятий с должным уровнем подготовки, которое позволит совершить качественный скачок в производственном и экономическом развитии предприятия.
        Более того, в процессе взаимодействия наставника с наставляемым в данной форме может происходить адаптация молодого специалиста на потенциальном месте работы, когда студент решает реальные задачи в рамках своей рабочей деятельности. Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передают технологии, навыки, практику работы, организационные привычки и культуру поведения, их мотивируют и корректируют работу.
        И так мы считаем, что взаимодействие "работодатель - студент" это профессиональная поддержка  направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство.

В этой ролевой модели "работодатель - студент", при регулярной занятости сотрудника в роли наставника с целью привлечения им новых молодых кадров в организацию, возможно и рекомендуется поощрение наставника дополнительными днями отпуска в счет потраченных на наставническую деятельность и иными формами нематериального поощрения. А работодатель получает адаптированного  молодого специалиста готового к трудовой деятельности на данном предприятии.

 

Список литературы:

1.     Письмо от 23 января 2020 г. N МР-42/0 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций.

2.     Статья Роль наставничества в профессиональных образовательных организациях.