“Оптимальное педагогическое общение –
такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя”
А.А.Леонтьев
На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно – воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги.
А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский
Педагогическое общение
– система ограниченного социально- психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного
воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств [Бодалев,2003,с. 190].
Известный психолог В.А. Кан-Калик
выделял следующие cтили
педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»
3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании – со ссылкой на жизненный опыт и возраст.
5. Общение – заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них
[Столяренко,2000,с. 238-247].
Автократический | когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом обучающихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением; |
Авторитарный | допускает возможность для обучающихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками; |
Демократический | предполагает внимание и учет преподавателем мнений обучающихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных»; |
Игнорирующий | преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучающихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации; |
Попустительский | проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой обучающихся либо |
Пять основных стилей руководства учащимися:
Тип установки педагога
НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА | ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА |
меньше времени на ответ | дольше ждет ответа на вопрос |
не использует наводящие вопросы и подсказки, | при затруднении задает наводящие вопросы |
при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам | при неверном ответе не спешит |
чаще порицает и меньше поощряет | вопрос поощряет улыбкой, взглядом |
не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов | чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия |
иногда вообще не работает с ним на занятии |
Cредства для развитиякоммуникативных способностей
Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований.
2) Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог прочных контактов с воспитанниками.
Cредства для развитиякоммуникативных способностей
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважении ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Cредства для развитиякоммуникативных способностей
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического оображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение.
Cредства для развития коммуникативных способностей
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя – важный оказатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
Роль общения в профессиональной деятельности педагога
Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями.
Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения.
Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Литература
1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. – 321 с.
2.Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника
профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 2004. – 232 с.
3.Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2003. – 190 с.
4.Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО "Модэк", 2000. – 213 с.
5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просв., 2000
6. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-
психологов. Ярославль, 2002. – 298 с.
7. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения
учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. – 98 с.
8. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. -
Ростов н./Д: РГПИ, 2002. – 323 с.
9. Изард К. Е. Эмоции человека.– М., 2000. – 265 с.
10. Каган М.С. Мир общения. - М.: Просвещение, 2001. – 256 с.
11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для
учителя. - М.: Просвещение,2004. – 290 с.
12. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как
предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. - 2005. - №4.
С.9-16.
13. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для
учителя. М., 2002. – 249 с. 26.
14/ Столяренко, Л.Д. Педагогическое общение. // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс,
2004. 19. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности. В.А. Толочек. - М.: Смысл, 2000.– 199 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.