Педагогическая статья
«Роль отметки в жизни современного младшего школьника»
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №1 имени А.М.Горького
городского округа город Фролово
Кислова Людмила Борисовна
г. Фролово – 2022 год
Вот уже более двух с половиной столетий в нашей стране пользуются в школах отметками. А нужны ли они в школе?
Однажды Дмитрий Борисович Эльконин произнес меткую фразу, которая распространилась как афоризм: "Отметка - есть нацеленная в лоб ребенку винтовка". А Василий Александрович Сухомлинский писал: " Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками - этот психоз рождается в семье и захватывает, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае мирятся с четверками. И несчастный школьник, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником"
Школьная отметка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Для окружающих ребенка людей - родителей, родственников, учителей, одноклассников - очень существенно, «отличник» ребенок или «троечник», при этом престиж первого не сопоставим со спокойным безразличием ко второму.
«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки», - писал В.А.Сухомлинский.
В практике нередки такие случаи, когда ребенок прибегает к различным уловкам и ухищрениям для того, чтобы скрыть нежелательную отметку от родителей. Также отметим и другие последствия отметки на положение ребенка в семье: так, увидев, что отметка приобретает особую значимость для родителей, школьник может диктовать свои условия, который должны быть удовлетворены как плата за хорошие отметки.
Таким образом, отметка, призвана сугубо условно выражать уровень знаний, умений и навыков учащихся, в действительности превращается в характеристику его личности в целом, влияя на все сферы его жизни и регулируя его отношения и общения.
Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже “тройка” достается с большим трудом, а другому и “пятерка” -- без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Кроме того, та или иная отметка не показывает те умения, которые оценены учителем.
Результаты анкетирования, проведенного среди обучающихся 3 классов, доказывают данные тезисы.
Всего в обследовании приняло участие 57 человек. Были получены следующие ответы на данные вопросы.
1.Если я получаю хорошую отметку, то ….
- меня хвалят родители;
- я радуюсь;
- у меня внутри облегчение;
- мне мама покупает сладкое, отпускает гулять;
- меня не ругают.
2. Если я получаю плохую отметку, то…
- родители ругают меня;
- мне не разрешают гулять, играть в компьютерные игры;
- мама огорчается;
- мне ничего не покупают;
- стараюсь её исправить;
- почти всегда говорю про это маме;
- мне плохо, я думаю, как её исправить.
3. В будущем я хочу учиться…
- только на «5»;
-на «4» и «5»;
4. Получать хорошие отметки мне мешает…
- моя лень;
- невнимание;
- ничего не мешает;
- низкая самооценка;
- безалаберность;
- не хочу делать домашнюю работу.
5. Хотел бы я учиться в школе, где нет отметок?
- да (8 %)
-нет (92 %)
Наряду с описанными подходами к отметке и оценке знаний учащихся, в отечественной педагогике существует успешный опыт осуществленный группой педагогов и психологов под руководством Ш.А. Амонашвили, в результате которого разработана система обучения в начальной школе не предусматривающая вообще отметок. Но необходимо понимать, что предложенные Ш.А. Амонашвили подходы целиком отвечают гуманистической педагогике и трудно на практике совместимы с решением проблемы отметки в массовой школе в рамках традиционной классно-урочной системы.
В некоторых странах Европы и России были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характерными. В связи с этим возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценки учащихся.
Проблема самооценивания и оценивания в разных аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио “показать всё, на что ты способен”.
Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений, характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений.
Основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Возможно, именно портфолио позволит ученикам и их родителям по-новому взглянуть на отметку как на балл, получаемый ребенком, поднять самооценку менее успешных учеников и понять ту цель, которую должно нести образование в школе. Мы должны вырастить личность, которая будет верно ориентироваться в мире ценностей, а не человека «с хорошими отметками». Дети должны перестать бояться отметок и зависеть от них в течение всей своей школьной жизни.
Список используемой литературы:
1. Вместе с учителем - [электронный ресурс] режим доступа - http://psy.1september.ru/ - свободный
2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя
3. Психологические проблемы школьной отметки и оценки - [электронный ресурс] - режим доступа - http://obychal.ru/ - свободный
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.