МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Профессионально-педагогический институт
Отделение заочного дистанционного обучения
ТЕМА РАБОТЫ
Курсовая работа по дисциплине «Роль пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» |
Выполнил(а):
студент(ка) гр. ЗФ-309/102-3-1Ст
Дрыгина Анна Александровна
Научный руководитель:
Усевич Антонина Никифоровна
Ученая степень и звание:доцент,к.п.н.
Дата сдачи:________________________
Отметка о допуске к защите:_________
Дата защиты:______________________
Оценка: __________________________
Подпись руководителя:_____________
Челябинск
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………………………....6
1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья…………………………………...…………………….6
1.2 Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ….....…..10
1.3 Использование пальчикового театра на занятиях с детьми ОВЗ ………...12
Выводы по I главе………………………………………………………………..15
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ через пальчиковый театр………………………………………….17
2.1 Анализ условий, созданных в старшей группе детского сада по развитию мелкой моторики…………………………………………………..…………….17
2.2 Сценарий пальчикового театра и его апробация в старшей группе………………………………………………………………………...…..20
Выводы по II главе…………………………………………………………...….29
Заключение…………………………………………………………………….…30
Литература………………….……………………………………………………31
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников ограниченными возможностями здоровья уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.
Развитие ребенка –это чудо, предполагающее удивительное и постепенное раскрытие личности, эмоций, развитие взаимоотношений и формирование движений. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья, и хотя у них подобное раскрытие происходит куда медленнее. Каждая новая «веха» в этом процессе становится праздником. (Бруни М.)
У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления, плохо развита речь.
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают все большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребенка.
Еще В.М.Бехтерев писал: «Движения руки тесно связаны с речью
и способствуют её развитию». Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум
ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех
инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее
значение двигательной функции руки. Чем выше двигательная активность, тем
лучше развита речь.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей
совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его
артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к
улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их
работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и
активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.
Одним из
таких стимуляторов является – пальчиковый театр. Его простота использования в
том, что для того, чтобы организовать представление не требуется дополнительных
атрибутов. Но в нем есть самое главное – это его герои со своими характерами и
жизнью.
Использование пальчикового театра в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития – это отличный способ организовать их досуг качественно и с пользой. Так как пальчиковый театр не просто игра, а еще и эффективный способ для коррекционного развития и воспитания ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного словаря, развития мелкой моторики, координации движения пальцев руки и мышления.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсового исследования: «Роль пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Цель исследования : выявить возможности пальчикового театра для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: процесс развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: особенности использования пальчикового театра как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья будет проходить успешно если:
- определить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
- систематизировать использование пальчикового театра на занятиях , в свободной деятельности и совместно с родителями.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить теоретические источники по проблеме;
2.Раскрыть значение мелкой моторики и способов её развития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
3.Определить значимость использования пальчикового театра для развития психических функций;
4.Разработать рекомендации по применению пальчикового театра для воспитателей и родителей.
Методы и приемы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, педагогическая литература;
- эмпирические: наблюдение, беседа, игровые упражнения, эксперимент;
- статистические: обработка данных.
Практическая значимость исследования: проанализированы и апробированы особенности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ, используя пальчиковый театр, что может быть использовано в педагогической работе воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
База практики: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 78 города Стерлитамак».
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
1.1. Роль мелкой моторики в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Функция руки уникальна и универсальна. Она
– основной орган труда во всём его многообразии. Рука связана с нашим
мышлением, с переживанием, с трудом. Движения пальцев рук тесно связанны с
речевой функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были
жесты. Особенно велика была роль руки – она дала возможность путем движений,
жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее
жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. В процессе развития словесной
речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляционной речью. Это
связь видна и сейчас. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить,
оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать
их более весомыми [32, с. 229] .
С точки зрения анатомии, около трети всей площади двигательной коры головного
мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики .
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями
Института физиологии детей и подростков. Всемирная энциклопедия дает нам
следующее определение мелкой моторики – «совокупность скоординированных
действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений пальцами рук» Мелкая моторика
развивается естественным образом начиная с младенческого возраста [12, с. 22] .
Сначала ребенок
разглядывает свои ручки, потом учится ими управлять. Он учится хватать предмет
всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным пальчиком) , после
появляются навыки перекладывания из рук в руку. Вдумайтесь только какая
удивительная народная мудрость скрыта в знакомых с детства играх
«Сорока-белобока», «Ладушки». Это и близость с мамой, и массаж пальчиков, и
родная речь. Рука дает начало развитию мышления. В процессе деятельности мышцы
рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания,
аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок
трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг
видеть, осязать,различать,запоминать[4,с.29].
Совершенствование движений пальцев рук у людей происходило из поколения
в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В
связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в
человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие
движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее
совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени
тренировки движений пальцев. На протяжении всего раннего детства четко
выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук
идет развитие речевой функций. Чем старше становится ребенок тем его моторные
навыки более разнообразны и сложны. Увеличивается доля действий, которые
требуют согласованных действий обеих рук [16, с. 32] .
Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей,
отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Исследования, проведенные доктором медицинских наук,
профессором-физиологом М. М. Кольцовой (1979г.), обосновывают положение, что
развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Она пишет: «… сначала
развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все
последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от
степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть
руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения
проекция руки есть еще одна зона[11,с.45].
Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев рук
является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим
подготовке руки к рисованию, письму. Так же это мощное средство повышающее
работоспособность коры головного мозга, стимулирующее развитие мышления
ребенка. Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук является
одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребенка
речи. Речь это результат согласованной деятельности многих областей головного
мозга. В головном мозге речевой и моторный центр расположены очень близко друг
к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр
начинает активизироваться. Именно для своевременного развития речи ребенка
необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики. Она развивается
постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими
темпами[16,с.134] .
Очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными
потребностями. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с
ОВЗ единодушно сходятся во мнении, о том, что мелкая моторика очень важна
потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация,
наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной
категории детей нуждаются в коррекции. Т.М Головина пришла к выводу, что
характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких
движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости.
Приступая к новому заданию, по мнению Л.В Занкова, ребенок с нарушением
интеллекта долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении
операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны;
правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к
несогласованности движений [9, с. 239] .
Как считает Б.И Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при
выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и
пластичности движений [30, с. 29] .
У детей с умеренной
умственной отсталостью, синдромом Дауна, сложной структурой дефекта одной из
главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и
навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только
на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии
познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной
адаптации. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная
мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая
беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо
координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура
рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой)
ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются
в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например:
когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы,
крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и
развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку
ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики поэтому мы
можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни.
Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности
детей с ОВЗ. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения,
направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия[7,с.13] .
Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторики, способствуют её
развитию? К ним относятся: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика,
конструкторы, бусины, пуговицы); пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев;
лепка; складывание пирамидок; рисование на песке; пальчиковый театр[24,с.19].
В завершении хочется подчеркнуть что, если для обычного ребенка
уровень развития мелкой моторики — это один из важных показателей готовности к
школе, сформированности устной и письменной речи, то для ребенка с ОВЗ это,
прежде всего его социализация. Неразвитая речь затрудняет общение со
сверстниками и с взрослыми. Таким детям трудно овладеть навыками
самообслуживания и трудовой деятельности. В связи с этим актуальность развития
мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно
недооценить. Необходима полноценная коррекционная работа по развитию мелкой
моторики у детей с ОВЗ. Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при
условии систематичности и тесного взаимодействия всех участников
педагогического процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными
потребностями.
1.2 Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
А. А. Лелявский, директор белорусского кукольного театра, сказал: "Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини – кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки" [12, с. 78] .
Простота использования пальчикового театра в том, что для того, чтобы организовать представление не требуется дополнительных атрибутов. Но в нем есть самое главное – это его герои со своими характерами и жизнью.
Использование пальчикового театра в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития – это отличный способ организовать их досуг качественно и с пользой. Так как пальчиковый театр не просто игра, а еще и эффективный способ для коррекционного развития и воспитания ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного словаря, развития мелкой моторики, координации движения пальцев руки и мышления[21, с.138] .
В зависимости от возраста и особенностей развития детей можно выбрать разные схемы игры с кукольным театром.
На первом этапе работы с пальчиковым театром исполнение ролей и чтение текста берет на себя воспитатель. Основная задача – привлечь внимание детей (слуховое и зрительное) к действиям героев и не сложному сюжету театрального действия. Для дополнительной активизации детей – зрителей можно задавать вопросы. Например: "Дети, вы видите зайчика? Куда поскакал зайчик? Вам нравится, как зайчик прыгает?" и т. п.
На втором этапе работы необходимо включать детей в театральное представление непосредственно, как участников действия. Необходимо дать ребенку небольшую роль. Причем в самом начале озвучивать ее может воспитатель. Ребенок же должен только действовать куклой в соответствии с текстом, произносимым воспитателем.
На третьем этапе необходимо побуждать детей к самостоятельному озвучиванию роли (по физической возможности). Сначала роли надо распределять таким образом, чтобы текст роли был не сложный, понятный, легко запоминающийся. Воспитатель же на этом этапе берет на себя более сложные и объемные текстовые роли [1, с. 6] .
Необходимо помнить, что пальчиковый театр – это волшебный мир для детей. Участвуя в спектакле, ребенок не просто играет, он в этот момент проживает жизнь со своим маленьким героем, познает окружающий его мир. И эти маленькие пальчиковые помощники смогут быстрее и точнее донести до ребенка понятия о добре и зле, правде и справедливости; подсказать как необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации; заставят волноваться и сопереживать, радоваться и огорчаться [23, с. 95] .
Сейчас в свободной продаже спокойно можно приобрести специальные готовые наборы для постановки пальчиковых спектаклей. Можно выбрать отдельную куколку или готовый набор из дерева, резины, бумаги или ниток, который объединяет всех персонажей известных с самого раннего детства сказок («Колобок», «Теремок» и др.). Иногда в такие наборы кладут также декорации и сцену.
Но лучше всего пальчиковый театр сделать и самому. Можно изготовить пальчиковый театр из бумаги, сшить, связать, выполнить в технике папье-маше и т. п. Именно такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии. Пальчиковые куклы, сделанные с душой, несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.
Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, а вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения. Она помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций, одновременно подсказывая решение насущных проблем. Пальчиковый театр – отличный помощник в общении с ребенком[30, с. 29] .
1.3 Использование пальчикового театра на занятиях с детьми ОВЗ.
Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным… Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего детства у малыша проявляется отставание в физическом, психическом и речевом развитии, если ребёнок испытывает трудности в усвоении учебного материала и общении с окружающими людьми? Для таких детей учитель –логопед и учитель – дефектолог, использует в своей работе многообразие технологий, форм, методов и приёмов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений.
Одним из таких методов является театрализованная деятельность, а в частности, пальчиковый театр, который в образовательном процессе нашей
группы занимает очень важное место[26, с. 121] .
Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Также
пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций. Пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста[29, с. 13] .
Таким образом, пальчиковый театр – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития малыша.
Методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми. В индивидуальной работе: фрагменты сказок используются как упражнения: попросить помощи. Можно предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Это способствует тому, что дети учатся словесному перевоплощению, стремятся, чтобы характер, голос персонажа манера поведения легко узнавались всеми, а также для автоматизации звуков, обогащения словарного запаса, развития диалоговой и монологовой речи и т. д.
Театр может использоваться в таких дидактических играх как: «Четвертый лишний», «Кого не стало?», «Кто за кем», «Кто самый большой, «Кто самый маленький?», выстраивание логических цепочек и т. д.
В самостоятельной деятельности: разыгрывают отдельные сценки, диалоги, которые взволновали детей. Это дает детям возможность научиться пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения) [22, с. 48] .
Во время непосредственно – образовательной деятельности:
педагоги включают театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Он вводит отдельные персонажи, которые помогают усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.
Выводы по I главе
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Пальчиковый театр – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковый театр расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ведь ум ребенка находится на кончике пальцев.
Крайне важно, чтобы пальчиковый театр для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать игру театра как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно [7, с.34].
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ через пальчиковый театр.
2.1 Анализ условий, созданных в старшей группе детского сада по развитию мелкой моторики.
Данный анализ был проведен на базе МАДОУ «Детский сад №78 » город Стерлитамак. В анализе участвовала старшая группа №3 ,которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья.
Цель анализа – изучение условия предметно- пространственной среды для развития мелкой моторики детей с ОВЗ.
Немаловажную роль в развитии мелкой моторики занимает предметно – развивающая среда группы. Именно она обеспечивает развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечает их интересам и потребностям.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей. Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, с разноцветными счетами, скользящей дорожкой. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр –занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей. Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально -негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят» ,«День рожденья куклы Маши» .В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
В группе организована систематическая работа по развитию мелкой моторики: проведения режимных моментов, непосредственно- образовательной деятельности, прогулок, игр, самостоятельной деятельности детей.
При подборе игровых упражнений используются такие принципы:
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребёнка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребёнок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
- постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью пальцев рук.
В группе существует полка для игр, где есть игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика», «Лото», «Цветные кубики», «Шнуровки», «Собери картинку», «Пазлы», «Ёжики», и многие другие.
Весь материал аккуратно оформлен, в ярких коробках, что привлекает внимание детей. Все пособия, картинки оформлены эстетично, что способствует долговечности и прочности материала.
Для развития мелкой моторики рук используется пальчиковый театр. В доступном для детей, хорошо освещённом месте находится всё необходимые атрибуты.
Доступность и простота привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с пальцами , такими, как сгибание, повороты, перекрещивание.
Пальчиковый театр развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие речи.
Предусматривается регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное таетральное представление родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями пальчикового театра и способами изготовления его. Разработан цикл консультаций для педагогов ДОУ «Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики с использованием пальчикового театра», «Театр, как средство интеграции в детскую деятельность», и для родителей «Значение пальчикового театра для всестороннего развития ребёнка», «Значение театра для развития умственных и творческих способностей детей», «Влияние пальчикового театра на развитие речи и мелкой моторики дошкольников».
В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Всё вышеназванное возможно при серьёзной, вдумчивой, творческой работе педагога совместно с родителями воспитанников.
Непосредственно – образовательная деятельность по развитию мелкой моторики в группе организуются как самостоятельные, входящие в образовательную область «Сенсорное развитие» и как форма кружковой работы.
Основные задачи организационно – образовательной деятельности:
- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности;
- познакомить детей с видами театра;
- развивать конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных способностей ребёнка;
- развивать умение анализировать, планировать, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
- развивать мелкую моторику рук;
- совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности;
- приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.
Организуя предметно – пространственную среду и создавая условия для развития мелкой моторики детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого.
2.2 Сценарий пальчикового театра и его апробация в старшей группе.
Для подтверждения гипотезы
о том, что пальчиковый театр будет являться эффективным средством развития
мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ,если систематизировать
использование пальчикового театра на занятиях , в свободной деятельности и
совместно с родителями.
Мною был использован следующие метод:
Показ пальчикового театра по сказке «Теремок»
Цель: Развитие мелкой моторики через пальчиковый театр с использованием пальчиковых игр.
Задачи:
· Образовательные: формировать и активизировать у детей речевую активность;
· Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, мышление; развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр; развивать артистические и творческие способности;
· Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь.
Образовательные технологии: сказкотерапии, пальчиковой гимнастики.
Методы: Игровой, творческий, словесный.
Оборудование: ширма, плоскостной теремок с открывающимися окошками и дверью на замке, декорации (деревья, трава перед домом, цветы), пальчиковые куклы.
Технические средства обучения: ноутбук с колонками, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: рассказывание сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций.
Ход мероприятия:
Дети входят в группу, где их встречает воспитатель в роли Сказочницы.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Сказочница: Здравствуйте ребята! Добро пожаловать в наш маленький кукольный театр. Скажите, кто здесь живет?
Ответы детей. (Куклы).
Сказочница: Кукол здесь много, и они все разные. Посмотрите: одни маленькие, другие большие. Все куклы добрые и очень любят играть с детьми. Ребята уже знакомы со многими куклами. А сегодня, я приглашаю вас поближе познакомиться с куклами пальчикового театра. А называется этот вид театра – пальчиковым, потому что все куколки одеваются на пальчики. Подойдите к куколкам и познакомьтесь с ними.
(Дети подходят к куклам, рассматривают их).
Сказочница: Ребята, а как мы узнаем, что представление начинается?
Ответы детей. (Звенит звонок).
Звенит звонок.
Сказочница: Ребята, слышите? Звенит звонок – это вас пригашают в зрительный зал. Садитесь на стульчики, куклы вас ждут.
Мы тихонечко пойдем,
В зале стульчики найдем.
Топ, топ, идем, идем,
Сядем, сядем – подождем.
Снова звенит звонок, пока дети садятся на стульчики.
Дети заняли свои места.
Сказочница: Пока вы садились, звонок пел вам песенку и ждал вас. Это значит, что сейчас начнется представление.
Посмотрите, какая нарядная ширма перед вами. Как вы думаете, кто находится за ней?
Ответы детей. (Куклы, артисты).
Сказочница: Они хотят вам показать сказку. Сейчас прозвенит еще один звонок, и сказка начнется.
Звенит звонок в третий раз.
Сказочница: Чтобы занавес открылся, нужно его попросить. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
Ответы детей. (похлопать в ладоши).
Сказочница: А когда зрители хлопают, это называется –… ?
Ответы детей (Аплодисменты).
Дети аплодируют. Открывается занавес на ширме.
Звучит музыка.
Сказочница: Занавес открывается, сказка начинается.
Стоит в поле теремок, Теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Звучит музыка.
Вдруг по полю, полю бежит мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Звучит музыка.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Лягушка: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка: а я лягушка-квакушка!
Мышка: иди ко мне жить!
Лягушонка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Звучит музыка.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает.
Зайчик: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: я – мышка-норушка.
Лягушка: и я лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик: А я зайчик побегайчик.
Мышка: иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они жить втроем.
Звучит музыка.
Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
Лисичка: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Зайчик: Я зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса: А я лисичка-сестричка.
Зайчик: Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Звучит музыка.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.
Волк: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Зайчик: Я зайчик-побегайчик.
Лиса: Я лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк: А я волчок-серый бочок.
Лиса: Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот живут они в теремке, песни поют.
Звучит музыка.
Вдруг мимо идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Медведь: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Зайчик: Я зайчик-побегайчик.
Лиса: Я лисичка-сестричка.
Волк: А я волчок-серый бочок. А ты кто?
Лиса: А я медведь косолапый.
Волк: Иди к нам жить!
Звучит музыка.
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит.
Медведь: Я лучше у вас на крыше буду жить.
Мышка: Да ты нас раздавишь!
Медведь: Нет, не раздавлю.
Мышка: Ну полезай.
Звучит музыка.
Влез медведь на крышу и только уселся – бах! – раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить:
Мышка-норушка,
Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик,
Лисичка-сестричка,
Волчок – серый бочок,
Все целы и невредимы.
Звучит музыка.
Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Воспитатель: Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец!
Звучит музыка.
Сказочница встает из-за стола. И ведет беседу стоя.
Сказочница: Дети, а Вы хотите также поиграть с нашими куколками?
Дети: Да!
Воспитатель: Для того, чтобы Ваши куклы смогли ходить также как и мои, необходимо потренировать Ваши пальчики. Потренируем их?
Дети: да!
Сказочница: Приготовьте свои указательные пальчики.
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком)
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Пальчик спрячь и не давай! (обхватить указательный пальчик пальцами другой руки)
И еще раз:
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком)
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Пальчик спрячь и не давай! (обхватить указательный пальчик пальцами другой руки)
Сказочница: А теперь давайте встанем в две линии и поиграем в игру «Иди сюда! »
Иди сюда, (указательным пальчиком манят партнера)
Тебя прошу, (указательным пальцем показывают на партнера)
Иди сюда (указательным пальчиком манят партнера)
Секрет скажу (указательный палец приложить к губам)
Походят друг к другу и шепчут на ухо:
Шу-шу-шу, да ши-ши-ши
Поменялись малыши
Делают несколько раз
Сказочница: Дети, у нашего указательного пальчика сегодня день рождения, и он приглашает другие пальчики к себе на праздник.
День рождения у меня! (указательный пальчик одной руки кланяется,
Приходите все, друзья (манит пальчиком пальцы левой руки)
Здравствуй, пальчик, ты нас звал? (кланяются пальцы левой руки)
Здравствуйте гости, мои дорогие! (указательный палец кланяется)
Здравствуйте гости, мои золотые!
Проходите, проходите! (манит пальчиком пальцы левой руки)
Отдохните, посидите,
Никуда не уходите. (указательный пальчик качает из стороны в сторону)
Я к вам сейчас приду
И вас всех повеселю! (вращается кисть с указательным пальцем)
Сказочница: Молодцы! Теперь Ваши пальчики поупражнялись, окрепли, и смогут примерить на себя роль героев нашей сказки. Подходите к нашей сцене и выберете себе героя и присаживайтесь на стульчики.
Звонит три раза в колокольчик. Дети аплодируют. Под речь сказочницы дети выходят за сцену по очереди и упражняются в ведении куклы.
Сказочница: Занавес открывается, сказка начинается.
Стоит в поле Теремок-Теремок,
Он не низок не высок - не высок – работает теремок
Бежит мышка-норушка – работает мышка
Бежит лягушка-квакушка – работает лягушка
Бежит зайчик-побегайчик – работает зайчик
Бежит лисичка-сестричка – работает лисичка
Бежит волчок-серый бочок – работает волк
Идет медведь косолапый – работает медведь
Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец.
Занавес закрывается, дети аплодируют.
Сказочница: Молодцы! Я смотрю, у кого-то получается, у кого-то чуть меньше. Но это не беда! Мы с вами будем упражнять пальчики, тренировать их.
При показе пальчикового театра , выяснилось , что у детей плохо развита мелкая моторика рук.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. При взаимодействии с родителями использем папки-передвижки, регулярно проводем индивидуальные беседы: рекомендуем родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость. Для родителей провели ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители могут видеть на выставках. Стенды регулярно обновляются к праздникам. Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, пальчиковый театр является эффективным методом развития мелкой моторики рук. По нашим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Выводы по II главе
Пальчиковый театр для детей, нацелен на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников - насущная необходимость.
Крайне важно, чтобы он проходил в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать театр как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно. В заключение можно сделать главные выводы:
Основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что поможет ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом. Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев.
Благодаря пальчиковому театру ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такое средство развития мелкой моторики формирует добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Заключение
Пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста, т. к. направлен на развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук; смену движений которые выполняются по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним); движения выполняются точно, с ускорением при повторении.
Для получения максимального эффекта пальчиковые театры подбираем таким образом, чтобы в них сочетались такие виды нагрузки, как сжатие и растяжение с расслаблением кисти, а также использовались изолированные движения каждого пальца. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании ручки, или другого предмета во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений .
В условиях реализации стандарта, успех развития мелкой моторики у старших дошкольников возможен только при условии тесного взаимодействия педагогов и родителей. Ведь именно родители являются для ребенка образцом для подражания. В этом направлении ведём активную работу.
Таким образом, вся работа, заставила
родителей серьёзно взглянуть на необходимость развития мелкой моторики детей и
повысила знания родителей в выборе пальчиковых игр. Одним из важнейших условий
развития мелкой моторики у дошкольников является построение системы
взаимодействия всех педагогов ДОО.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и
содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр
в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление
нести в жизнь прекрасное и доброе.
Литература:
1. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2015. - №8. - С. 62-65.
2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М.: Просвещение, 2017. - С. 12-25.
3. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. - М.: Просвещение, 2019. - 196 с.
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2019. - 143 с.
5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2019. - 192 с.
6. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2015. - 204 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2016. - 368 с.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Академический проект, 2015. - 474 с.
9. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 165 с.
10. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2018. - №1. - С. 50-53.
11. Ильин Е.П. Психомоторика. - М.: Владос, 2017. - 326 с.
12. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 2017. - 228 с.
13. Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2018. - 237 с.
14. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2018. - 218 с.
15. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. - М.: Академический проект, 2018. - 453 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2015. - 593 с.
17. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 108 с.
18. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 401-404.
19. Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 5-7 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2018. - № 3. - С. 28-35
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета - Федеральный выпуск № 5125 от 5 марта 2010 г.
21. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2017. - № 1. - С.60-61.
22. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Под ред. Т.И. Гризик и др.. - М.: Просвещение, 2015. - 141 с.
23. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 20117. - 226 с.
24. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2018. - 185 с.
25. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2015. - 71 с.
26. Смирнов В.М. Физиология человека: учебник для вузов. - М.: Медицина, 2019. - 453 с.
27. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 144 с.
28. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. - М.: АСТ, 2017. - 165 с.
29. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. - М.: Корона Принт, 2018. - 232 с.
30. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2016. - 234 с.
31. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2017. - 194 с.
32. Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2018. - 154 с.
33. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.