Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида № 50 "Росточек"
города Рубцовска Алтайского края
658201, улица Мира, 4
__________________тел.: 8(38557) 2 22 01, email: [email protected]_______
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста
Подготовил (а): воспитатель МБДОУ «Детский сад № 50» «Росточек» Ю.Е.Шепеткова
Рубцовск 2022г
Ученые установили, что уровень развития речи у детей очень сильно зависит от того, насколько развиты и сформированы движения его руки, кисти и пальцев или как принято называть, мелкая моторика рук. Известно, что в последнее время уровень речевого развития заметно снизился. Причиной этому может служить тот факт, что родители меньше разговаривают с детьми, меньше уделяют им времени из-за сильной занятости на работе и сильной усталости и многие из них сами в этом признаются. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле, аудио, видео «гаджеты») Держа в руках планшет, телефон, поильник и т. д. мелкую моторику не развить. Дети очень редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики рук (обувь и одежда с липучками вместо шнурков и пуговиц и т. д.) В дошкольном возрасте основной вид деятельности-это игра. Большую часть опыта знаний и умений ребенок приобретает в игре. Развивать речь у детей раннего возраста помогают пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения-уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей, для развития пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакций и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Поэтому необходимо проводить консультации и беседы с родителями о необходимости развития мелкой моторики у детей и роли пальчиковых игр. Или устроить мастер класс, где вы сможете показать методику проведения пальчиковой игры родителям. Ведь развитие ребенка должно иметь комплексный характер, и педагог и родитель должны иметь партнерские отношения.
Памятка
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации при проведении пальчиковых игр:
Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.