Горло А.В.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
« Алчевский городской методический кабинет»
РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
В современных реалиях развития гражданского общества одной из важнейших задач является гражданское, национально-патриотическое воспитание детей и молодежи, их привлечение к социально-политическим и экономическим преобразованиям.
Тема воспитания молодежи была актуальной во все времена, но сегодня она приобретает приоритетное значение.
К сожалению, в гражданском обществе обострились проблемы, связанные с бездуховностью, бедностью, безработицей, насилием, отсутствием содержательного досуга. Эти проблемы оказали негативное влияние на молодежь.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние молодежи. [5, с.3]
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Исходя из данного тезиса, приоритетной задачей государства и политического строя должно быть духовно-нравственное воспитание молодежи. Именно оно всегда направленно на духовную и социальную консолидацию общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания, существенное повышение доверия к себе, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов. Наукой, практикой накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачѐва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Сладковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути развития принципов, содержания, методов нравственного воспитания.
Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого его члена.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент просто утрачены. [4, с.607]
Область дозволенного, нравственно допустимого по меркам здравого смысла резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.
Сегодняшняя пропаганда европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает прежде всего на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.
Либерально-демократические преобразования несут с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, семья, дружба растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.
Сложившаяся ситуация требует более эффективной работы общества по воспитанию у молодежи нравственности, патриотизма, здорового образа жизни. Актуальность этой проблемы усиливается политической, социально-экономической ситуацией, нестабильностью в обществе, а также условиями воспитания и бытовым неблагополучием в семьях.
Духовность и нравственность как производные от внутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы «снаружи». Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющий человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору, открывая ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие. [1,2,3]
В связи с необходимостью создания и совершенствования системы нравственно-патриотического воспитания молодежи необходимы четко спланированные ориентиры, отвечающие современным требованиям развития общества.
Примером может служить Государственная целевая программа «Патриотическое воспитание подрастающего поколения Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 27 декабря 2016 года № 723. Программа предполагает подготовку молодѐжи и побуждение представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в котором знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга.
Духовно-нравственное воспитание должно стать неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образования. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отчества духовности. Отечество − духовное понятие, отражающее отношения к отчему краю как земле предков с историческим прошлым и настоящим, с которым неразделима судьба человека.
Основной целью Программы является укрепление социально значимых ценностей и норм, таких как семья, забота о ближнем, труд, ценность человеческой жизни, формирование патриотических чувств и сознания граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, воспитание чувства гордости за свою Родину, готовности к выполнению гражданского долга. Данная программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и национальных традиций, баланса государственного, общественного и семейного воспитания.
Таким образом, проблема нравственного воспитания молодежи существует, но существуют и пути ее решения.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем, о молодежи.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Это предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали.
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть).
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития.
4. Выработку моральной стойкости, желание и умение сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания / Ю.П. Азаров. – М.: «Просвещение», 1985. – 485 с.
2. Киселев А.Ф. Выбор / А.Ф. Киселѐв // Педагогика. − 2008. − № 9. – С. 20.
3. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / А.М. Кондаков //Педагогика. − 2008. − № 9 − С. 9.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. − 4-е изд., перераб. и доп. − М.: Юрайт-М. 2001. − 607 с.
5. Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России» // Педагогика.−2008. − № 9. − С. 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.