Исследовательская работа «Быть рядом и чуть-чуть впереди….»
Оценка 5

Исследовательская работа «Быть рядом и чуть-чуть впереди….»

Оценка 5
docx
25.01.2024
Исследовательская работа «Быть рядом и чуть-чуть впереди….»
Работа Отечество Сафаровой РН.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», г. Нефтекумск

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа «Быть рядом и чуть-чуть впереди….»

 

Автор: Джанаева Элина, д/о «Смена

Руководитель: Сафарова Р.Н.

педагог дополнительного образования

Научный консультант: Терентьева В.П.,

старший методист

МБОУ ДОД ЦВР

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение........................................................................................................

1.      Обзор литературы………………………………………………………...4

2.      Место, материал и методика исследования………………………………4

3.      Результаты исследования Жизнь, прожитая не зря.

3.1. Школьные годы чудесные…...................................................................5-6

3.2. Трудности жизни....................................................................................6-7

3.3. Пионерская деятельность………………………….................................8-9

3.4 Выпускники……………………………………..………………………..10-12

Заключение и выводы....................................................................................12

 Литература ..........................................................................................................13

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

Введение

Вожатый – профессия –птица,

Труднее её не сыскать.

С какою другою сравнится –

Ребячьи сердца зажигать!

 

    Сейчас много говорится о воспитании молодёжи в духе уважения к прошлому, любви к малой родине и России в целом. Да, молодёжь плохо знает свою историю, трудовые и боевые подвиги своих предков, историю детского движения. Но это не вина, а беда. Начав изучать историю своей школы, я узнала, что до того, как у нас образовалась детская общественная организация «Солярис», на базе школы была пионерская организация. 19 мая 2015 года исполняется 93 года со дня рождения пионерской организации. Этот день памятен и дорог не только многим вожатым, наставникам детского движения и по сей день работающим в детских организациях, он памятен и дорог людям старшего поколения, детство которых было пионерским. Для осмысления исторического опыта пионерии, традиций, ценностного содержания деятельности пионерской организации, современные лидеры отдают дань уважения, почтения и памяти всем поколениям организаторов пионерского движения. Узнав многое о пионерах прошедших лет, я сделала для себя открытие – оказывается, с 1979 года, в течение 22 лет, старшей вожатой у нас в школе была Сафарова Разиет Насыровна (приложение 1), которая сейчас является руководителем детского объединения «Смена».  Пионерская организация школы была настоящей школой дружбы и общения. Столько полезных дел, столько романтики было в той жизни. 

                Для осмысления исторического опыта пионерии, традиций, ценностного содержания деятельности пионерской организации в предверии юбилея пионерии отдают дань уважения, почтения и памяти всем поколениям организаторов пионерского движения.

 

                                1. Обзор литературы.

          Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ№11, а. Уллуби – Юрт. Много материала я нашла в библиотеке нашей школы – это книги, рассказывающие о пионерии, подписки журнала «Вожатый». Но главным источником стали: беседа с Сафаровой Разиет Насыровной, с учителями и выпускниками  школы, для которых она была и остаётся старшей вожатой, с жителями аула, самостоятельная работа.

                              2. Материал и методика исследований.

         В поисковой    работе я опиралась в основном на  семейные архивы и  архивы, сохранившиеся в у нас в школе, проводила опрос населения (приложение 2), брала интервью у Сафаровой Разиет Насыровны. В ходе работы использовались следующие методы исследования: информационный (встречи с интересными людьми, интервьюирование, беседы, запись воспоминаний, работа с архивными  материалами, литературой); поисковый (сбор, систематизация и оформление накопленного материала в виде исследовательской работы.

                             3. Результаты исследования

          На первый взгляд это обыкновенная женщина. Вот только глаза – внимательные, сосредоточенные и… молодые. Именно молодые. Оказывается, дело вовсе не в возрасте, а, наверное, во внутренней сущности человека, в его душе. Для Сафаровой Разиет Насыровны, возможность находиться в атмосфере детского коллектива, требовательного, но благодарного, столь щедрого на эмоции, возможность передавать свои знания и опыт дороже любых денег. Слова великого Гётте: «Научить можно лишь тому, что любишь», - это как раз про неё.  (приложение 3)

                      3.1 Школьные годы чудесные...

                 Сафарова Разиет Насыровна родилась 13 июля 1956 года, в ауле Уллуби – Юрт Нефтекумского района, в семье колхозников. Отец работал водителем  в отделении № 6, а мама была разнорабочей в том же хозяйстве.

    В 1963 году Разиет пошла первый класс Уллуби – Юртовской начальной школы, где в то время был директором ветеран Великой Отечественной войны Эюпов Ибрагим Эюпович. А первым учителем была Гулякина Лариса Алексеевна (девичья фамилия Хорошунова, которая позже много лет проработала директором Ачикулакской средней общеобразовательной школы).

    С первых дней маленькая Разиет проявила большой интерес к знаниям, она хотела больше знать, дома с ней занималась мама после работы.

            В то далекое время принимали в пионеры  сначала отличников -  22 апреля, в день рождения Владимира Ильича Ленина, великого вождя пролетариата, а затем 19 мая – в день рождения Всесоюзной пионерской организации принимали остальных учащихся. Естественно, Разиет приняли в пионеры,  как отличницу 22 апреля.  Сначала Разиет была знаменосцем в знаменной группе, затем избрали ее председателем совета отряда. Окончив  четвертый класс, она продолжила учебу в Уч – Тюбе, так как там была восьмилетняя школа – интернат.    В1969 году открывается в Уллуби – Юрте восьмилетняя школа, и со всеми детьми, Разиет поступает в седьмой класс. Она  продолжает учиться на отлично и ее принимают в ряды Ленинского комсомола. За отличную учебу ее избирают секретарем ученической комсомольской организации. Став комсоргом,  Разиет помогала ребятам вступать в комсомол, разбирала и учила с ними Устав ВЛКСМ, собирала комсомольские взносы, проводила комсомольские собрании, заседания комитета. Она в школе была самая активная, ни одно мероприятие не обходилось без нее. Участвовала во всех районных мероприятиях, слетах, конференциях, смотрах художественной самодеятельности. Также Разиет еще была отрядной вожатой третьего класса. Она помогала  подготовить ребят вступлению в пионеры,  разучивала с ними торжественное обещание, пела  и разучивала пионерские песни, стихи. Помимо всего она не забывала  об уроках, вела группу взаимопомощи -  помогала своим одноклассникам разобраться с домашним заданием.  Порой Разиет готовила новую тему, и с разрешения учителя объясняла ребятам  на уроке.

    Заводила, певунья, отличница, надежный товарищ, прекрасный человек, который всегда мог прийти на помощь – вот так, о ней отзывались ее одноклассники.

                 3.2.Трудности жизни….

     С детства Разиет помогала родителям по дому -  смотрела за братишками, которых у неё было четверо, искупает, накормит и спать уложит. Любила ухаживать за животными. Отцу помогала сено скирдовать, пшеницу  затаривать в мешки, чтобы вести на мельницу, у нее была мальчишеская хватка. Отец всегда говорил: «Ей надо было родиться мальчишкой». В 13 лет с отцом вместе на току даже лопатила зерно, уставала и все – же помогала. Отец любил ее больше, чем мальчишек, она не пасовала перед трудностями.

     Закончив восьмилетнюю школу Разиет поступает в Каясулинскую среднюю школу. Было трудно добираться  до места учебы, не было транспорта, жила в интернате целую неделю, а по субботам ездила домой, а иногда шла домой пешком. Многим одноклассникам надоело добираться до места учебы,  они,  после окончания 9 класса стали поступать училища. И пошла Разиет одна в 10 класс. Отец настаивал, чтоб она поступила какой – нибудь техникум, но она отказывалась. Так как она хотела быть учителем, поступить в институт иностранных языков. Это была самой заветной ее мечтой. Отцу было трудно ее возить,  особенно зимой, пришлось ей согласиться с отцом, оставила школу, зиму просидела дома, а летом 1973 году поступила в Хасавюртовское педучилище имени Зайналабида  Батырмурзаева на школьное отделение (приложение 4). И там она показывает хорошие знания. В школьном отделении обязывали посещать хоровой кружок,  у Разиет обнаружились хорошие музыкальные данные и она вошла в состав вокально – инструментального ансамбля «Золотой Орфей», где она стала солисткой (приложение 5).  Проходит год. Руководитель ансамбля «Золотой Орфей» предлагает Разиет поступить в музыкальное училище и продолжать выступать в ансамбле, но она побоялась, хотя её и  манила  музыка. И все – же отказалась. Казалось все хорошо, Разиет хорошо учится, пользуется уважением среди однокурсников, во всех мероприятиях внутри училища принимает самое активное участие. Но грянула беда. 1975 год, январь –  умирает ее мама. Самый дорогой человек для нее. Она бросает все, едет домой. Дома ее ждут: четверо братьев, мал – мала меньше, горем убитый отец и ничего утешительного. Разиет решает для себя -  все кончено. Она так хотела учиться, но пришлось бросить педагогическое училище и поступить заочно в культпросветучилище в г. Ставрополе, на клубное отделение. Работала в ауле Уллуби – Юрт заведующей сельским клубом.      А в 1979 году пригласили ее в школу поработать в качестве пионерской вожатой.

                  3.3 Пионерская деятельность

      Пионеры Уллуби – Юртовсой школы, во главе со своей любимой старшей вожатой Разиет Насыровной, старались быть везде и во всем первыми, участвовали во всех школьных и районных мероприятиях, старались быть примером для младших товарищей (приложение 6). Красные галстуки пионерам завязывали их старшие товарищи - девятиклассники. Вечером вся школа собиралась на пионерский костер. Каждый класс исполнял отрядную песню, речёвку. Вокруг костра играли в пионерские игры.  Директором был  ветеран Великой Отечественной войны, историк по образованию, сердобольный человек, человек, который не был равнодушен чужому горю, педагог от бога Джентемиров Кошмухамбет Абдулович. Который помогал, подсказывал Разиет усвоить педагогическую тропу, не все сразу получалось, но она старалась.  Не пропускала ни один семинар в Доме пионеров, где ей помогали усвоить вожатскую работу прекрасные педагоги – методисты Акимова Юлия Афанасьевна, Яковенко  Нина Федоровна, Дмитриева Валентина Ивановна, Ляшева Надежда Ивановна. Помощь ей оказывала еще Алешина Татьяна Алексеевна – председатель районного совета пионерской организации. Старания ее оправдались, работа в дружине закипела. Сама готовила знамённую группу и барабанщиков (приложение 7). Вместе с ребятами из дружины Разиет Насыровна выезжала во Владимировский лес, Камыш – Бурунский лес на сбор активистов. (приложение 8) В мае обычно проводилась  игра «Зарница». Все отряды, снаряженные рюкзаками, палатками, шли в лес, где была заранее спрятана знамя дружины (приложение 9). Отряд,  нашедший знамя,  награждали путевкой -  поездкой в  города – герои.     Благодаря Разиет Насыровне самые активные ребята в 1982 году побывали в городе – герое Новороссийске, где посетили памятные места: Долина смерти, Колодец жизни, макет Малой земли, Площадь героев моряков, увидели ребята дерево – клен, посаженный Л.И Брежневым  (приложение 10),  а в 1991году повезла ребят на Каспийское море на отдых.  

    Разиет Насыровна проводила прием в пионеры, заседания совета дружины, сборы дружины, рабочие и торжественные линейки, где обсуждались планы, мероприятия, принимались решения. А как активно, под её началом собирались металлолом и макулатура! Не одну тонну сдали ребята Уллуби-Юрта.

Несколько раз отдел образования направлял  Разиет Насыровну в пионерский лагерь «Золотой улей» в Ставропольском крае, в качестве воспитателя. В том лагере отдыхали дети  медицинских работников,  и там она показала себя, как организатор, как методически подкованный работник. Была награждена грамотой. (приложение 11)

     В 1991 году пионерская организация аула Уллуби – Юрт, как и другие районные организации, была реорганизована в детскую общественную организацию. Называлась она «Факел», девиз которой был «Гореть самим, зажечь других, быть впереди и точка».

     В 1998 году 22 ноября состоялся в городе Нефтекумске краевой методический семинар, где ребята из детского объединения «Достлук» под руководством Разиет Насыровны, познакомили всех присутствующих и показали национальный туркменский обряд «Гориндир», т.е. «Знакомство невестой» (приложение 12)

     С 2003 года в школе действует детская организация «Солярис», работает по 9  направлениям.

     Всей работой руководила Сафарова Разиет Насыровна. Она творчески подходила к своему делу, применяла различные формы работы с детьми.

     В 2008 году Разиет Насыровна была делегатом краевого слета «Свет пионерских костров», посвященного  90 – летию Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, где была награждена Грамотой Губернатора Ставропольского края.  (приложение 13)

     Разиет Насыровна не раз награждалась дипломами, Почетными грамотами и ценными подарками МКОУ СОШ №11, отдела образования АНМР, администрацией Нефтекумского района. Но главная её заслуга – она смогла увлечь своим неиссякаемым задаром, своей любовью к детям своих воспитанников (приложение 14).    Многие её бывшие пионеры и члены детской организации «Солярис» стали учителями, педагогами и даже заместителями директора по воспитательной работе.

             3.4. Жизнь вожатой – в её воспитанниках.

              Бекеева Кемирхан Елмухаметовна (приложение 15) – была главным тимуровцем пионерской дружины. Её команда вела шефство над домами ветеранов Вов. Ежегодно на воротах домов ветеранов обновлялись тимуровские звёзды, тимуровцы помогали ветеранам заготавливать дрова на зиму, убирать огород, писать письма родным. В зоне тимуровского действия, под началом Бекеевой Кемирхан работа кипела. Сейчас Бекеева Кемирхан Елмухаметовна заместитель директора по учебной работе. «Мне так нравилось быть пионеркой, так восхищал задор Розы Насыровны, что я даже не сомневалась в том,что буду работать учителем в родной школе и так же буду увлекать своих учеников, как Роза Насыровна нас», - вспоминает  Кемирхан Елмухаметовна.

   Президентом клуба интернациональной дружбы «Достлук» была Эюпова (сейчас Кундугдиева) Айнур Абдулкадыровна. Ребята переписывались с зарубежными друзьями (из Болгарии, Германии, Польши), вели акции по сбору канцелярских принадлежностей  и другой помощи детям Эфиопии, Алжира и др. стран. Под руководством Айнур клуб стал одним из лучших в районе. Сейчас Айнур работает заместителем директора по воспитательной работе в нашей Уллуби – Юртовской школе. «Всегда хотела стать пионерской вожатой» - говорит Айнур  Абдулкадыровна, - «но в институте не было такого факультета, да и пионерии уже не стало. Выбрала другой путь. Но пример Розы Насыровны, её творчество, её неиссякаемая любовь к детям помогли мне сделать свой выбор. Я ей за это благодарна».

   Однажды Роза Насыровна поручила Бекмухамбетову Хусейну собрать команду для игры «Зарница». Поначалу у него мало, что получалось, никак не мог подготовить ребят. Роза Насыровна всегда была верным его помощником – показывала, как надевать противогаз, как собрать аптечку, разжечь костёр, разобрать и собрать автомат, заниматься строевой подготовкой. Казалось она умеет всё. И Хусейн загорелся. Команда стала одной из лучших в районе. А Бекмухамбетов Хусейн Хадживелеевич сейчас тоже работает в нашей школе, учителей ОБЖ.

        И таких примеров можно привести много – её бывшие воспитанники работают в школах нашего района, некоторые стали военными, другие просто хорошими родителями и гражданами нашей страны. И в этом, несомненно, её большая заслуга.

  Детская организация «Солярис» и сейчас принимает активное участие в жизни школы, района. Неоднократно награждалась Почетными грамотами и ценными призами (приложение 16 ). Работа детской организации активизировалась. И это видно из проведения не только традиционных мероприятий, но и новых, как например фестиваль национальной культуры «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»! День юного героя – антифашиста, Неделя толерантности, День благодарения.

        Традиции пионерской организации повлияли на жизнь современной организации – остались экологи, из тимуровцев родились волонтеры, из клубов интернациональной дружбы – клубы межнационального общения, из совета дружины – совет добрых дел.

         Вместе со своей вожатой Разиет Насыровной ее ребята из детской оранизации «Солярис» когда – то пришли к единому мнению: быть членом организации «Солярис» - это, как и быть пионером – принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать, постоянно работать над собой, становиться примером организованности, выдержки, воспитывать волю, дисциплину, скромность.

       Более 20 лет Разиет Насыровна отдала нашей детской организации.

       В данный момент Разиет Насыровна работает педагогом дополнительного образования, ведет детское обьединение «Смена». С помощью продуманных и методически правильно проведенных мероприятий, ей удается сплотить детский коллектив. В ее объединении царит атмосфера доброжелательности и творчества, которая способствует развитию таких личностных качеств, как индивидуальность, самостоятельность, инициативность и творчество. Разиет Насыровна вырастила и воспитала прекрасную дочь, которая хорошо училась в школе и возглавляла группу барабанщиков. Её дочь закончила педагогический университет с красным дипломом, большая умница, тактичная, воспитанная. Вышла замуж, у нее замечательный муж, двое прекрасных дочерей, которые очень любят свою бабушку- Разиет Насыровну. В настоящее время ее дочь Зарема работает в школе №8 города Норильска учителем географии (приложение 17).     Разиет Насыровна не только прекрасный педагог, но и хороший человек, к которой всегда можно обратиться за помощью и которая всегда поможет, все любят Розу Насыровну в нашем селе, многие поделились своими воспоминаниями о её жизни (приложение  18).

                Выводы

     Я член детского объединения «Смена», которое ведет Сафарова Разиет Насыровна.  Благодаря ей я многое поняла, узнала. Она привила мне любовь к будущей моей профессии, ведь  я будущем  хочу поступить в педагогический университет.  Хочу работать в школе, как Разиет Насыровна.            

    Работая с ней, я выяснила для себя, что она действительно отличается большой ответственностью за судьбы детей, поиском эффективных форм работы, заинтересованностью в правильном и всестороннем воспитании детей.

    Моё исследование показало, что даже такая широко изученная тема, как история Пионерской организации им. В. И. Ленина, хранит в себе много малоизученных страниц, что позволяет сделать вывод о необходимости и значимости таких исследований, а также доказывает то, что пионерская организация внесла большой вклад в воспитание молодого поколения.  Пионеры участвовали во всех значимых для страны событиях. Пионер - значит первый.  В наше время созданы общественные объединения, которые помогают нам стремиться к лучшему.   Мы принимаем участие в улучшении окружающей жизни, думаем над тем, как это сделать, постоянно работаем над собой, хотим стать примером организованности, выдержки, воспитываем волю, дисциплину, скромность. И помогают нам в этом наши старшие товарищи – педагоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и источники

 

1.     Иванов Л.П. Пионерский вожатый в школе. Москва, 1981.

2.      Терский В. Вожатый, ты-педагог! – Москва, 1984

3.     Старые летописи школы.

4.     Воспоминания Сафаровой Р.Н.

5.     Воспоминания односельчан

6.     Интервью с воспитанниками Р.Н. Сафаровой.

 

 

                

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», г

СОДЕРЖАНИЕ Введение.......

СОДЕРЖАНИЕ Введение.......

Введение Вожатый – профессия –птица,

Введение Вожатый – профессия –птица,

Обзор литературы.

Обзор литературы.

В 1963 году Разиет пошла первый класс

В 1963 году Разиет пошла первый класс

Заводила, певунья, отличница, надежный товарищ, прекрасный человек, который всегда мог прийти на помощь – вот так, о ней отзывались ее одноклассники

Заводила, певунья, отличница, надежный товарищ, прекрасный человек, который всегда мог прийти на помощь – вот так, о ней отзывались ее одноклассники

Но грянула беда. 1975 год, январь – умирает ее мама

Но грянула беда. 1975 год, январь – умирает ее мама

Зарница». Все отряды, снаряженные рюкзаками, палатками, шли в лес, где была заранее спрятана знамя дружины (приложение 9)

Зарница». Все отряды, снаряженные рюкзаками, палатками, шли в лес, где была заранее спрятана знамя дружины (приложение 9)

В 2008 году Разиет Насыровна была делегатом краевого слета «Свет пионерских костров», посвященного 90 – летию

В 2008 году Разиет Насыровна была делегатом краевого слета «Свет пионерских костров», посвященного 90 – летию

Айнур Абдулкадыровна, - «но в институте не было такого факультета, да и пионерии уже не стало

Айнур Абдулкадыровна, - «но в институте не было такого факультета, да и пионерии уже не стало

Более 20 лет Разиет Насыровна отдала нашей детской организации

Более 20 лет Разиет Насыровна отдала нашей детской организации

Пионеры участвовали во всех значимых для страны событиях

Пионеры участвовали во всех значимых для страны событиях

Литература и источники 1.

Литература и источники 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024