МАДОУ № 51
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Права и обязанности» (Подготовительная к школе группа)
Подготовили воспитатели:
Морозова Наталья Сергеевна
Вязьмина Елена Юлияновна
г. Нижний Новгород, 2020 г
Цель: формирование правового сознания.
Задачи: Знакомить детей с новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Знакомить с правами и условными обязанностями ребенка; Расширять кругозор детей; Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие фольклора, двигательная.
Глоссарий: законы, права, обязанности, Конституция РФ, Гражданский Кодекс, Семейный Кодекс, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, имущество.
Предварительная работа: Восприятия художественной литературы «Чиполлино» Д. Родари, «Золушка» Ш. Перро, народная сказка «Заюшкина избушка». Беседа: «Хорошо и плохо», «Правила нужно соблюдать», Д/и: «Как бы ты поступил?», разучивание новой физкультминутки «Мы похлопаем в ладоши».
Методы и приемы:
· Наглядные: Конституция РФ (книга), презентация.
· Словесные: Речевая игра «Разрешается – Запрещается», Беседа, Пояснения, слушание стихотворения.
· Игровые: Речевая игра «Разрешается – Запрещается», физкультминутка.
Материалы и оборудование: Конституция РФ, презентация, компьютер и оборудование для показа презентации.
Структура ООД, время |
Действия воспитателя |
Предполагаемые действия детей |
Примечания |
1 часть. Вступление. 1-2 мин
2 часть. Основная. 20-25 мин
Физкульт - минутка 1 мин
3 часть. Заключение. 3-4 мин |
Ребята, в какой стране мы с вами живём? А каком городе? В нашей стране очень много городов, больших и маленьких, но в каждом из этих городов есть общие правила, так как все эти разные города в одной стране - России. В нашей стране эти правила называются законами. Есть много разных документов, в которых прописаны все законы, правила, права и обязанности людей и много чего ещё. Вот послушайте какие важные названия у этих документов: Конституция РФ, Гражданский Кодекс, Семейный Кодекс, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка. Сложные названия, правда? А как вы думаете, это важные документы? Они нужны? Конечно! Как вы уже поняли законы – это правила которые нужно соблюдать, если их нарушать, то за это могут наказать. А я еще я произнесла два других слова: права и обязанности, как вы думаете, что они значат? ("ПРАВО - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.") Дети имеют право на: *право на жизнь. *право на семью, право на воспитание в семейном окружении, или на попечении у тех, кто обеспечит наилучший уход. *право на заботу и защиту со стороны государства и со стороны родителей, на защиту от жестокого обращения. *право на бесплатное образование, посещать школу и учиться. *право на имя, фамилию и отчество. *право свободно выражать свои мысли, право на собственное мнение (говорить то, о чем думаешь), собираться вместе с целью выражения своих взглядов. *право на получение информации. *право на медицинскую помощь и уход. *право на отдых и досуг. *право на имущество, жилище. *право говорить на своём родном языке и соблюдать традиции и обряды своей культуры. *дети инвалиды имеют право на особое обучение и заботу. Знать свои права ребёнок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно ему самому читать такие документы, ведь для того чтобы познакомиться со своими правами есть взрослые, которые всегда расскажут, покажут и объяснят малышу всё, что он должен знать. А что значит слово – обязанности? ("ОБЯЗАННОСТЬ - круг действий, возложенных на кого-нибудь, то что обязательно нужно выполнять.") Например, дети обязаны: *хорошо учится. *уважать, слушать и слушаться своих родителей (воспитателей, учителей, и т.д.) *помогать близким. *следить за соблюдением правил в любых местах и так далее. Выполнять свои обязанности очень важно. Без правил – нет обязанностей, а без обязанностей – не будет и правил. Если не будет ни того, ни другого, будет большой беспорядок! А беспорядок – это плохо! А чтобы наш организм был в порядке давайте разомнемся: ФИЗ-МИНУТКА Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударили Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись и остановились.
Послушайте стихотворение: Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь уютный, теплый дом, видеть тихий мирный сон. Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать, Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым Быть любимым и любить. Ведь он на свете не один! О чем это стихотворение? О каких правах говорится в этом стихотворении? Игра "Разрешается - запрещается". - А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается - запрещается". Я буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешается или запрещается. 1. Куда пойдем мы в воскресенье: на каток или в кино. 2. Вот в углу стоит
мальчонка, плачет, надрывается. 3. С мамой, папой дети должны жить, 4. Дитя незаконно похищают, 5. Рисовать и петь учиться, 6. Много трудится ребенок, мало у
него силенок, 7. Вместе дружно в мире жить, 8. Когда слабый горбит спину, перед
сильным преклоняется.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Есть такой Закон Человека который нигде не прописан, но нужно всегда о нём помнить. Знаете такой? Вот подсказка, как нужно относится к другим детям и людям? Запомните, дети, ЗАКОН ЧЕЛОВЕКА это: Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Ваши права кончаются там, где начинаются ваши обязанности. Всегда нужно быть порядочными, справедливыми, разумными, воспитанными, добрыми и не забывать о своих обязанностях.
Ну что, понравилось вам занятие? Много чего узнали? - Что такое право? - Какие права есть у вас? - Кто защищает ваши права? - Что такое обязанность? - Какие обязанности у вас есть? - Нужно ли исполнять свои обязанности?
И закончить наше занятие мне бы хотелось таким стихотворением: Как хорошо, что есть права! |
Дети слушают
Ответы детей
Ответы детей
Просмотр презентации
Дети слушают
Ответы детей
Диалог с детьми
Дети слушают
Выполнение физкультминутки
Дети слушают
Ответы детей
Дети встают Играют
Ответы детей Соответствующие действия.
Дети слушают. По надобности отвечают
Ответы детей
Дети слушают |
Показ презентации, Комменти -рование слайдов презентации, пояснения, разъяснения
Показ выполнения воспитателем
На слово «Разрешается» Дети хлопают На «Запрещается» Топают
Похвала детей
Подведение итогов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.