Роль педагога дополнительного образования в формировании коммуникативных навыков школьников
Оценка 4.8

Роль педагога дополнительного образования в формировании коммуникативных навыков школьников

Оценка 4.8
docx
03.03.2024
Роль педагога дополнительного образования в формировании коммуникативных навыков  школьников
Роль педагога дополнительного образования в формировании коммуникативных навыков школьников.docx

Роль педагога дополнительного образования в формировании коммуникативных навыков младших школьников

Поскольку, как было установлено выше, коммуникативные навыки являются социально значимыми, в их формировании у детей младшего школьного возраста может принимать активное участие социальный педагог.

Педагог дополнительного образования - сотрудник, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.

Основной задачей педагога дополнительного образования является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Обязанности педагога дополнительного образования может выполнять работник, квалификация которого подтверждается дипломом о профессиональном педагогическом образовании.

Педагогическая деятельность представляется как многоплановая и многоуровневая работа специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной защите, поддержке личностного развития, социальной адаптации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе.

Как вид профессиональной деятельности она имеет свою структуру, основными составляющими которой являются:

- информационно-воспитательная работа, представляющая собой комплекс многопрофильных мер информационного, воспитательного, развивающего свойства, направленных на формирование, поддержание жизнеспособности детей и подростков в процессе освоения ими общих, профессиональных и специальных знаний на разных уровнях системы образования;

- социально-правовая работа, основным содержанием которой является реализация совместно с другими социальными институтами организационно-правовых и гуманитарных возможностей по охране детства, защите общегосударственных прав, свобод детей и подростков, а также развитие и обеспечение действенности правового поля в образовательном учреждении;

- психосоциальная работа, содержание которой составляют диагностические, информационно-аналитические, сопроводительные (консультативно-посреднические), восстановительно-реабилитационные и прогностические мероприятия, направленные на формирование и поддержание у участников образовательного процесса психологической устойчивости к воздействию различных факторов, а также оказание различных видов психологической помощи по вопросам обучения, воспитания, развития и самосовершенствования детей и подростков;

- культурно-досуговая работа, в сфере которой осуществляется разносторонняя деятельность различного социокультурного жанра, направленная на формирование социальной активности у участников учебно-воспитательного процесса на основе стимулирования позитивных эмоциональных состояний различными средствами искусства и народного творчества.

В данной работе рассматривается именно последнее направление деятельности педагога дополнительного образования и роль этой деятельности в формировании коммуникативных навыков младших школьников.

Для исполнения своих профессиональных обязанностей педагог дополнительного образования должен знать методику диагностических исследований развития личности ребенка, подростка, среды; принципы организации досуга, общения, свободного времени; основы законодательства.

Педагог дополнительного образования – это сотрудник образовательного, культурно-досугового и т.п. учреждения, который создает условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся (воспитанников), организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций города (региона) или страны.

В целом деятельность педагога дополнительного образования направлена на создание условий психологического комфорта и безопасности ребенка.

На сегодняшний день общепризнанно, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм учебно-воспитательного процесса.

Человек культурный – это личность не только образованная, но и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважения. Поэтому осознание подрастающим человеком своей связи с другими людьми, умение строить взаимоотношения и взаимодействие с миром, людьми и самим собой - важнейшие задачи воспитания. Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому ребенка практически с рождения можно и нужно ориентировать на установление гуманных отношений с окружающим миром и людьми.

Интерактивные методы воспитания основаны на взаимодействии ученика с другими учащимися, педагогами, родителями (в зависимости от того, кто включен в работу). Подобные методы, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из воображаемой ситуации в реальную; позволяют «сжимать» время, являются психологически привлекательными и комфортными для учащихся.

Интерактивные методы воспитания – это модель открытого осуждения, развивающая в детях коммуникативные умения, умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Воспитание через общение основано на:

- умении принять чужую точку зрения и поддержке друг друга;

- атмосфере, способствующей честности и открытости;

- поощрении и руководстве;

- полном согласии и доверии учеников.

Педагог дополнительного образования и ученик - части одной команды, они работают над достижением общей цели.

Педагог дополнительного образования -тренер обеспечивает контакт между участниками групповой работы, в которой они сами могут найти решение.

Тренерство для педагога дополнительного образования - это не возможность распространяться о своей мудрости или читать нотации, а возможность помочь учащимся найти себя, определить жизненные цели и способы их достижения. Тренерские отношения поддерживают классическую систему «взрослый – ребенок» в процессе самопознания и самокоррекции и повышают у младших школьников чувство уверенности в собственных силах. Отношения строятся на вере в достоинство и ценность каждого участника, в их способности быть независимыми и ответственными.

Роль педагога дополнительного образования -тренера заключается в обеспечении взаимного уважения и доверия в группе. Это позволит учащимся ставить перед собой цели, брать обязательства в соответствии с задачами, которые они сами для себя наметили. Ценность учащегося (участника тренинга) никогда не ставится под сомнение, так же как и его потенциал. Ответственность за собственные изменения несет сам участник, а не социальный педагог: как тренер он поддерживает ребенка, но не пытается его изменить. Людям легче открывать в себе нечто новое, если им не нужно защищать свои чувства или оказывать сопротивление кому-то, кто пытается их изменить.

Цель тренерства - научить детей любить себя, окружающих и, конечно же, жизнь. В отличие от преподавания, которое подразумевает передачу знаний, тренерство - это воспитание ответственности. Выступая в роли тренера, педагог предоставляет учащимся возможность повысить самооценку, развить чувство ответственности, ощутить себя более самостоятельными.

Цель тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

- снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

- развивается умение анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

- формируется умение ценить свою и чужую работу;

- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.

Групповые занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации. В такой ситуации общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивном. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга (информация - взаимодействие - восприятие) позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

1) Информационный блок общения

Цель - познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения актуальных проблем.

2) Интерактивный блок общения (игры на взаимодействие)

Участники вырабатывают стратегию совместных действий. Важнейшее условие - определение каждым участником своих сильных сторон в сотрудничестве:

- кто я: лидер или статист?

- умею ли я отстаивать свою точку зрения или пасую?

- имею ли мудрость признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации?

- готов ли к взаимодействию в общении или предпочитаю единолично нести груз ответственности и ошибок?

Во время проведения таких игр социальный педагог, что удалось играющим, какие аспекты взаимодействия еще требуют своего развития. Какова роль ведущего в интерактивном блоке общения? Что нового приобрели участники для себя, «прожив» разные роли в интерактивной игре?

3) Перцептивный блок общения (восприятие и взаимопонимание)

Перцептивная сторона общения построена на формировании в нашем сознании образа другого человека. Социальный педагог помогает детям учиться понимать внутренний мир человека его действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Нужно научиться принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть – во всем согласными с нами. Именно перцептивная сторона общения, заложенная в тренинге, и вырабатывает умение принимать себя и других. В задачи игр этого блока входит: развивать у участников уважение к другим и самоуважение; научить преодолевать внутреннее беспокойство; учить поддерживать друг друга, доверять и доверяться; учить преуспевать без соперничества; верить, что все это необходимо и в школе.

Повышению эффективности коммуникативных умений младших школьников способствуют разрабатываемые педагогами программы культурно-досуговой деятельности.

Программа досуговой деятельности, разрабатываемая педагогом, должна основывать на четком понимании того, что она представляет собой некую социальную систему, объединяющую определенные подсистемы, а именно административно-структурную, экономико-технологическую, социальную, информационную. Только целеподчиненное взаимодействие всех подсистем программы позволит ей противодействовать всем внешним воздействиям и достигнуть поставленной цели.

Учитывая специфику социально-педагогических организаций, к которым относятся и центры дополнительного образования, можно утверждать, что их технологическая подсистема в большой степени ориентирована на социальную подсистему, что подтверждает важность работы в этих организациях социального педагога.

В своей работе по организации культурно-досуговой деятельности педагог дополнительного образования должен ориентироваться на рынок социально-педагогических программ. Этот рынок понимается как совокупность потенциальных и существующих программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов детей.

Как видим, педагог дополнительного образования может использовать такие формы и методы работы с младшими школьниками, которые будут способствовать развитию коммуникативных способностей, развитию всех составляющих процесса общения. Весь представленный в работе материал указывает на важное место педагога дополнительного образования на любом этапе осуществления коммуникативного процесса.


 

Роль педагога дополнительного образования в формировании коммуникативных навыков младших школьников

Роль педагога дополнительного образования в формировании коммуникативных навыков младших школьников

В данной работе рассматривается именно последнее направление деятельности педагога дополнительного образования и роль этой деятельности в формировании коммуникативных навыков младших школьников

В данной работе рассматривается именно последнее направление деятельности педагога дополнительного образования и роль этой деятельности в формировании коммуникативных навыков младших школьников

В целом деятельность педагога дополнительного образования направлена на создание условий психологического комфорта и безопасности ребенка

В целом деятельность педагога дополнительного образования направлена на создание условий психологического комфорта и безопасности ребенка

Воспитание через общение основано на: - умении принять чужую точку зрения и поддержке друг друга; - атмосфере, способствующей честности и открытости; - поощрении и руководстве;…

Воспитание через общение основано на: - умении принять чужую точку зрения и поддержке друг друга; - атмосфере, способствующей честности и открытости; - поощрении и руководстве;…

Выступая в роли тренера, педагог предоставляет учащимся возможность повысить самооценку, развить чувство ответственности, ощутить себя более самостоятельными

Выступая в роли тренера, педагог предоставляет учащимся возможность повысить самооценку, развить чувство ответственности, ощутить себя более самостоятельными

Информационный блок общения Цель - познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения актуальных…

Информационный блок общения Цель - познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения актуальных…

В задачи игр этого блока входит: развивать у участников уважение к другим и самоуважение; научить преодолевать внутреннее беспокойство; учить поддерживать друг друга, доверять и доверяться;…

В задачи игр этого блока входит: развивать у участников уважение к другим и самоуважение; научить преодолевать внутреннее беспокойство; учить поддерживать друг друга, доверять и доверяться;…

указывает на важное место педагога дополнительного образования на любом этапе осуществления коммуникативного процесса.

указывает на важное место педагога дополнительного образования на любом этапе осуществления коммуникативного процесса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2024