Роль педагога дополнительного образования в формировании коммуникативных навыков младших школьников
Поскольку, как было установлено выше, коммуникативные навыки являются социально значимыми, в их формировании у детей младшего школьного возраста может принимать активное участие социальный педагог.
Педагог дополнительного образования - сотрудник, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.
Основной задачей педагога дополнительного образования является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
Обязанности педагога дополнительного образования может выполнять работник, квалификация которого подтверждается дипломом о профессиональном педагогическом образовании.
Педагогическая деятельность представляется как многоплановая и многоуровневая работа специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной защите, поддержке личностного развития, социальной адаптации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе.
Как вид профессиональной деятельности она имеет свою структуру, основными составляющими которой являются:
- информационно-воспитательная работа, представляющая собой комплекс многопрофильных мер информационного, воспитательного, развивающего свойства, направленных на формирование, поддержание жизнеспособности детей и подростков в процессе освоения ими общих, профессиональных и специальных знаний на разных уровнях системы образования;
- социально-правовая работа, основным содержанием которой является реализация совместно с другими социальными институтами организационно-правовых и гуманитарных возможностей по охране детства, защите общегосударственных прав, свобод детей и подростков, а также развитие и обеспечение действенности правового поля в образовательном учреждении;
- психосоциальная работа, содержание которой составляют диагностические, информационно-аналитические, сопроводительные (консультативно-посреднические), восстановительно-реабилитационные и прогностические мероприятия, направленные на формирование и поддержание у участников образовательного процесса психологической устойчивости к воздействию различных факторов, а также оказание различных видов психологической помощи по вопросам обучения, воспитания, развития и самосовершенствования детей и подростков;
- культурно-досуговая работа, в сфере которой осуществляется разносторонняя деятельность различного социокультурного жанра, направленная на формирование социальной активности у участников учебно-воспитательного процесса на основе стимулирования позитивных эмоциональных состояний различными средствами искусства и народного творчества.
В данной работе рассматривается именно последнее направление деятельности педагога дополнительного образования и роль этой деятельности в формировании коммуникативных навыков младших школьников.
Для исполнения своих профессиональных обязанностей педагог дополнительного образования должен знать методику диагностических исследований развития личности ребенка, подростка, среды; принципы организации досуга, общения, свободного времени; основы законодательства.
Педагог дополнительного образования – это сотрудник образовательного, культурно-досугового и т.п. учреждения, который создает условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся (воспитанников), организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций города (региона) или страны.
В целом деятельность педагога дополнительного образования направлена на создание условий психологического комфорта и безопасности ребенка.
На сегодняшний день общепризнанно, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм учебно-воспитательного процесса.
Человек культурный – это личность не только образованная, но и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважения. Поэтому осознание подрастающим человеком своей связи с другими людьми, умение строить взаимоотношения и взаимодействие с миром, людьми и самим собой - важнейшие задачи воспитания. Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому ребенка практически с рождения можно и нужно ориентировать на установление гуманных отношений с окружающим миром и людьми.
Интерактивные методы воспитания основаны на взаимодействии ученика с другими учащимися, педагогами, родителями (в зависимости от того, кто включен в работу). Подобные методы, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из воображаемой ситуации в реальную; позволяют «сжимать» время, являются психологически привлекательными и комфортными для учащихся.
Интерактивные методы воспитания – это модель открытого осуждения, развивающая в детях коммуникативные умения, умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Воспитание через общение основано на:
- умении принять чужую точку зрения и поддержке друг друга;
- атмосфере, способствующей честности и открытости;
- поощрении и руководстве;
- полном согласии и доверии учеников.
Педагог дополнительного образования и ученик - части одной команды, они работают над достижением общей цели.
Педагог дополнительного образования -тренер обеспечивает контакт между участниками групповой работы, в которой они сами могут найти решение.
Тренерство для педагога дополнительного образования - это не возможность распространяться о своей мудрости или читать нотации, а возможность помочь учащимся найти себя, определить жизненные цели и способы их достижения. Тренерские отношения поддерживают классическую систему «взрослый – ребенок» в процессе самопознания и самокоррекции и повышают у младших школьников чувство уверенности в собственных силах. Отношения строятся на вере в достоинство и ценность каждого участника, в их способности быть независимыми и ответственными.
Роль педагога дополнительного образования -тренера заключается в обеспечении взаимного уважения и доверия в группе. Это позволит учащимся ставить перед собой цели, брать обязательства в соответствии с задачами, которые они сами для себя наметили. Ценность учащегося (участника тренинга) никогда не ставится под сомнение, так же как и его потенциал. Ответственность за собственные изменения несет сам участник, а не социальный педагог: как тренер он поддерживает ребенка, но не пытается его изменить. Людям легче открывать в себе нечто новое, если им не нужно защищать свои чувства или оказывать сопротивление кому-то, кто пытается их изменить.
Цель тренерства - научить детей любить себя, окружающих и, конечно же, жизнь. В отличие от преподавания, которое подразумевает передачу знаний, тренерство - это воспитание ответственности. Выступая в роли тренера, педагог предоставляет учащимся возможность повысить самооценку, развить чувство ответственности, ощутить себя более самостоятельными.
Цель тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:
- снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- развивается умение анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
- формируется умение ценить свою и чужую работу;
- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.
Групповые занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации. В такой ситуации общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивном. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга (информация - взаимодействие - восприятие) позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.
1) Информационный блок общения
Цель - познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения актуальных проблем.
2) Интерактивный блок общения (игры на взаимодействие)
Участники вырабатывают стратегию совместных действий. Важнейшее условие - определение каждым участником своих сильных сторон в сотрудничестве:
- кто я: лидер или статист?
- умею ли я отстаивать свою точку зрения или пасую?
- имею ли мудрость признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации?
- готов ли к взаимодействию в общении или предпочитаю единолично нести груз ответственности и ошибок?
Во время проведения таких игр социальный педагог, что удалось играющим, какие аспекты взаимодействия еще требуют своего развития. Какова роль ведущего в интерактивном блоке общения? Что нового приобрели участники для себя, «прожив» разные роли в интерактивной игре?
3) Перцептивный блок общения (восприятие и взаимопонимание)
Перцептивная сторона общения построена на формировании в нашем сознании образа другого человека. Социальный педагог помогает детям учиться понимать внутренний мир человека его действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Нужно научиться принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть – во всем согласными с нами. Именно перцептивная сторона общения, заложенная в тренинге, и вырабатывает умение принимать себя и других. В задачи игр этого блока входит: развивать у участников уважение к другим и самоуважение; научить преодолевать внутреннее беспокойство; учить поддерживать друг друга, доверять и доверяться; учить преуспевать без соперничества; верить, что все это необходимо и в школе.
Повышению эффективности коммуникативных умений младших школьников способствуют разрабатываемые педагогами программы культурно-досуговой деятельности.
Программа досуговой деятельности, разрабатываемая педагогом, должна основывать на четком понимании того, что она представляет собой некую социальную систему, объединяющую определенные подсистемы, а именно административно-структурную, экономико-технологическую, социальную, информационную. Только целеподчиненное взаимодействие всех подсистем программы позволит ей противодействовать всем внешним воздействиям и достигнуть поставленной цели.
Учитывая специфику социально-педагогических организаций, к которым относятся и центры дополнительного образования, можно утверждать, что их технологическая подсистема в большой степени ориентирована на социальную подсистему, что подтверждает важность работы в этих организациях социального педагога.
В своей работе по организации культурно-досуговой деятельности педагог дополнительного образования должен ориентироваться на рынок социально-педагогических программ. Этот рынок понимается как совокупность потенциальных и существующих программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов детей.
Как видим, педагог дополнительного образования может использовать такие формы и методы работы с младшими школьниками, которые будут способствовать развитию коммуникативных способностей, развитию всех составляющих процесса общения. Весь представленный в работе материал указывает на важное место педагога дополнительного образования на любом этапе осуществления коммуникативного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.