Роль педагога в организации жизненного пространства детей-сирот и интернированных воспитанников.
Сл. Жизненное пространство ребенка в образовательном процессе понимается как востребованная ребенком из окружающего образовательного пространства школы сфера его жизнедеятельности, определяющая успешность учения ребенка, его мотивацию и отношение к образовательному процессу. Структура жизненного пространства ребенка в образовательном процессе представляет собой совокупность личного пространства ребенка и его рабочего пространства (пространства деятельности), которые, находятся в различных соотношениях, взаимопроникновение этих пространств определяет степень организации жизненного пространства ребенка в образовательном процессе. Жизненное пространство детей-сирот и интернированных воспитанников отличается от условий проживания детей , которые воспитываются в семье.
Сл. Особенности обучения и развития воспитанников образовательных учреждений интернатного типа. Наиболее значимыми людьми для ребенка-сироты выступают коллектив сверстников, воспитатели интерната, учителя и т.п. При этом происходит социальное самоопределение - выбор воспитанниками своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.
В условиях семейного воспитания путь становления ребенка проходит с опорой на целый ряд позитивных факторов, которые составляют преимущества семьи. Этими факторами являются:
· особенности устройства и традиции семьи,
· опыт социальной активности родителей,
· наличие широких связей и контактов семьи, которые позволяют ребенку включаться в систему дополнительных социально-ролевых взаимодействий - это позволяет ему открывать и развивать собственные интересы, способности, склонности и формировать объемный "Я" - образ;
В условиях образовательного учреждения интернатного типа трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнедеятельности детей в детском доме или в школе-интернате устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей, развитие способностей.
Это происходит потому, что у воспитанника детского дома или школы-интерната практически нет собственного личного пространства, где он мог бы уединиться. Жизнь в таком образовательном учреждении задает вынужденную публичность проживания, регламентируется режим жизни, который не позволяет учитывать индивидуальные особенности и склонности ребенка, вовремя их выявить, создать условия для их развития. В связи с ограничением социальных контактов воспитанников детских домов и интернатных учреждений процесс их социализации в дальнейшем затруднён.
Дети отличаются крайней обидчивостью, конфликтностью, агрессивностью, негативными реакциями. Для многих характерна неуверенность в себе, тревожность, затруднение вступления в контакт с другими людьми. Для них характерно двигательное беспокойство, снижение волевой активности. Самозащита выражается чаще в виде аффективных, разрушительных тенденций.
Сл. Основной целью педагогического коллектива интернированного
учебного заведения является формирование самостоятельной, зрелой личности, то
есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с
опорой на внутренние ресурсы, развитие и совершенствование всех сущностных человеческих
сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной,
мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно- практической, сферы).
Приоритетными задачами воспитания детей-сирот,интернированных воспитанников являются
те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах
социальных отношений: экономической, политической, духовной. При этом отношения
воспитанника с людьми, обществом, государством и миром в целом должны строиться
на основе сформированной у него гуманистической направленности личности.
Сл. ИДЕИ И
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основой является гуманизация воспитательного процесса , которая предусматривает
реализацию следующих идей.
ИДЕЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ , предполагающая учет его интересов и
потребностей, создание условий для определения каждым ребенком своего способа
самореализации, раскрытие его потенциалов.
ИДЕЯ РАСШИРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, которая
предполагает обогащение сферы социального взаимодействия, возможность
вступления ребенка в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом
сохранение ребенком своего собственного» Я».
ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЛИВАНИЯ, то есть формирование у детей готовности к
преодолению жизненных трудностей, означает создание условий для собственного
поиска путей преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной
среды.
Выше предложенные идеи предполагают реализацию принципов организации
воспитательной деятельности с детьми –сиротами . Сл.
1. Принцип вариативности организации работы с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов, создание условий для выбора воспитанников форм участия в жизни детского коллектива.
2. Принцип организации личного пространства ребенка требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место, учета индивидуального темпа и режима проживания, представления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы собственного «Я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.
3. Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе , определения общих целей педагогов и воспитанников, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи, исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей.
4. Принцип развития самодеятельности и инициативы детей требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива, развития детского самоуправления, создания ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.
5. Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников, упрочнения и развития у них нравственных привычек, побуждения к нравственным поступкам, развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды.
Основным фактором взросления и социализации ребенка, механизмом воспитательной деятельности в школе-интернате является взаимодействие с другими людьми.
В связи с вышеизложенным, следует отметить, что большую роль в учебно-воспитательном процессе играет внеурочная деятельность, которая включает в себя участие во внеклассных мероприятиях, конкурсах различных уровней. Она и направлена как раз на развитие творческих способностей обучающихся, взаимодействия с другими людьми, расширение социальных связей. Внеклассная работа - это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий. Создавая у учащихся положительные эмоции, ВР способствует мотивации учения, т.е. формирует у учащихся потребность в изучении предмета. И немаловажную роль в это имеет личность педагога.
Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.
Сл. Цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:
1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
· Сл. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.
Сл. Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности. Критерием успешности работы является динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой. Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.
Таким образом, участвуя во внеклассных мероприятиях, учащиеся выполняют различные виды деятельности, которые способствуют воспитанию определенных черт характера и развитию способностей, свойств личности. Покажен это на примерах.
Сл. Соревновательные формы работы (конкурсы, викторины, игры и т.д.) развивают преимущественно: чувство товарищества, коллективизма; умение подчинить личные интересы интересам коллектива; взаимопомощь и взаимовыручку; внимание; чувство справедливости; сообразительность; умение быстро принимать решение; механизм догадки; наблюдательность; память.
При работе над средствами массовой информации (школьный журнал, стенгазеты, стенды, объявления и др.) формируются и развиваются: трудолюбие; сосредоточенность; аккуратность; терпение; умение работать с различными информационными материалами; художественный вкус и способности; абстрактное и логическое мышление; умение выделять главное и второстепенное; воображение.
Актуальная действительность постоянно рождает новые формы, которые с успехом можно использовать при проведении ВР, например, из практики телевидения пришли в школу «Звездный час», «Поле чудес», «КВН», «Умники и умницы» и др. И еще один важный момент: при проведении ВР нельзя обойтись без современных ТСО: компьютера, аудио- и видеооборудования.
Культурно-массовые формы работы (вечера) помогают развивать: ответственность за порученное дело; общий кругозор; творческое отношение к делу; драматические и музыкальные способности; активность, самостоятельность; речевые механизмы; память и восприятие.
Сл. В проведении внеурочной деятельности, ее успешном течении, огромна роль личности педагога, его интересы, эрудиция, работоспособность. Чем интереснее работа, которая им проводится, тем большее число учеников она привлекает.
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью.
Сотворчество осуществляется в совместных действиях: учебных, познавательных, поисковых, конструкторских и других, в которых педагог выступает как консультант-наставник, организуя сотрудничество. Но сотворчество имеет выраженный эмоциональный характер, проявляющийся в сопереживании успеха или неуспеха деятельности, предвосхищая ее результатов и т. п. Разумеется, педагог должен стремиться обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности. Он должен стремиться к тому, чтобы ученик достигал успеха возможно чаще.
Но мало только привлечь детей и включить их в определенную внеурочную деятельность. Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей.
Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и с взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Это нужно не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.
Сл. Роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог , воспитывая детей, зависит то, какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.