Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Оценка 5

Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Оценка 5
docx
22.03.2020
Роль  пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
статья М.Я..docx

Роль  пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

 

 Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. Несомненно, это требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности. Нынешний воспитатель – это сплав знаний и индивидуальности, творчества, гибкости, смелости. Современному педагогу по-прежнему важно понимать своих воспитанников и быть готовым любую деятельность с детьми превратить в маленький спектакль.

 Важнейшая задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности - развитие творческих способностей детей. Работая не один год с детьми, я поняла: творчество оказывает благоприятное влияние на их эмоциональное состояние, является одним из средств познания мира и развития восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической деятельностью. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Рисование, как один из видов изобразительной деятельности предоставляет большие возможности в развитии творческого потенциала дошкольников. Работая с детьми, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – пластилиновая живопись, или пластилинография. В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Эта техника позволяет работать с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, развивая их и вовлекая 

        Данное направление изобразительной деятельности было выбрано еще и потому, что лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином, а освоение новой техники работы – рисования пластилином открывает для них новые возможности по развитию творческих способностей и овладению новыми изобразительными навыками.

 Перед тем как начать работу с детьми в технике пластилинографии, мной были проанализированы различные авторские подходы по данному направлению (Т.Н. Давыдовой, Г.А. Лебедевой, Е.А. Румянцевой, О.Ю. Тихомировой, И.О. Шкицкой, И. А. Лыковой). Исследователи отмечают, что данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

 Действительно, занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:  

-развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,

-развитию воображения, творческих способностей;

-развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей,

-развитию самостоятельности, произвольности поведения;

-реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.

Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

        Работа по обучению дошкольников данной технике ведется поэтапно:

      На первом – подготовительном этапе работы дети осваивают правильную постановку пальцев, прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учатся скатывать шарик между двумя пальцами, надавливать на пластилин, затем размазывать подушечкой пальцев от центра к краям контура, работать на ограниченном пространстве. Рисование пластилином начинается с простых картинок и постепенно переходит к созданию более сложных. Создавая работу, дети учатся пользоваться таким «инструментом», как ладони и пальцы, знакомятся со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму), осваивают основные правила: при работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

      Темы занятий беру простые, позволяющие детям освоить и закрепить основные приемы данной техники. Например, тема «Яблоневый сад», где детям давалось изображение дерева и предлагалось «вырастить» на нём яблоки. Дети отщипывали маленькие части от пластилина и прикрепляли к листу картона. Или, например, тема «Осенние деревья», где дети красиво украшали ветви разноцветными листьями. В процессе работы поощряю ребят даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

На втором этапе дети учатся размазывать пластилин от центра к краям контура, не выходить за контуры рисунка. Дошкольники осваивают приемы смешивания одного цвета с другим: первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется фон.

 Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, ребята осваивают различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.

Работают не только пальцами рук, но и специальными вспомогательными инструментами – стеками. Для большей выразительности работ используем природный (шишки, ракушки, каштаны) и бросовый (бусинки, зубочистки, бисер) материал.

Занятия посвящены таким темам как «Подводный мир», «Звездное небо», «Дерево доброты» ведь детям 5-7 лет, уже не интересны простые задания, им хочется выполнять работы сложнее, например, по сюжету сказки «Голубая птица», «Волк  и лиса».

В ходе занятий стараюсь познакомить детей с разнообразными видами пластилинографии:

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Контурная   пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Мозаичная   пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Многослойная   пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.                      

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают значительными знаниями об окружающем мире, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеют практический опыт работы. На третьем этапе дети учатся самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы и создавать сюжетную композицию, используя в работе все освоенные приемы. На этом этапе работы я не мешаю детям в создании рисунка, не навязываю свои варианты выполнения, а чутко стараюсь способствовать творческому процессу.  Для реализации своих творческих замыслов дети выбирали такие сложные по техники выполнения, но интересные темы как «Зимний лес», «Полет в космос», «Весеннее настроение».

     Пластилинография открывает прекрасные возможности для создания совместных и коллективных работ, картин, оригинальных подарков для родителей и друзей. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.  Предлагаю детям следующие темы для коллективных работ: «Аквариум», «Чудо-дерево», «Фруктовый магазин».

Необходимо отметить, занятия по данной технологии проходят в игровой форме – путешествия в страну «Пластилинографии». Каждое занятие – новый шаг в познании чего-то нового и оригинального для ребенка. Структура занятий гибкая и изменяется от целей, задач, возраста детей и включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой детей, объясняется новый материал.

Во вводной части используются различные приемы: слушание музыкальных произведений, чтение художественного слова, обыгрывание персонажей, проводится пальчиковая игра.

Использование на занятиях поэтических и художественных образов способствовало проявлению творческой активности детей. Она начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа. 

В основной части или практической, объясняются и показываются приемы рисования пластилином. Дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому. При необходимости, помогаю советом и провожу индивидуальную работу.

Работа с пластилином трудоемкая, требует от детей определенных усилий, поэтому в при первых признаках утомления проводится тематическая физкультминутка. Темы занятий подбираю с учетом сезона и календарных праздников. Например, осенью - «Анютины глазки», "Заготовки на зиму", зимой - «Новогодняя картинка», «Веселые пингвины», в канун 8 Марта – «Букет для мамочки», далее «Космическое небо», к   9 Мая «Салют в честь Победы»…

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие развития изобразительного творчества. При рассматривании работ, выслушиваются все дети, которые хотят высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений. Анализируя работы детей, оцениваю достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его прежними рисунками, отмечаю индивидуальную манеру выполнения.

Перед началом обучения и по окончанию учебного года был проведен мониторинг имеющихся знаний, умений и навыков у воспитанников на основе методики Казаковой Т. Г. и Лыковой И. А.

         Одним из важнейших условий развития творчества является сотрудничество педагога и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся консультации «Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилинографии на развитие детей», проведен мастер- класс «Чудеса из пластилина», красочно оформлены памятки по работе с пластилином. Были созданы выставки совместных работ детей и родителей «Осенний листопад», «Новогодние сюрпризы» и др.

Наблюдая интерес детей к данной технике, проведена консультация для педагогов групп «Картинки из пластилина». Доступность материала и наличие фонов разной формы и цвета в группах поддерживает интерес у детей к данной технике. Ведь так важно, чтобы дети могли заниматься любимым делом в любое свободное время.

Таким образом, работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволило детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Занятия пластилинографией способствовали формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей, помогли развить мелкую моторику пальцев рук. Дети ушли от стереотипных образов, работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию. У детей выработались такие качества как трудолюбие, усидчивость, они научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством. Дошкольники стали увереннее в себе, инициативнее, активизировался их художественный словарь.

Внедрение техники пластилинографии в образовательный процесс позволило развить художественно-творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.  

 

 

 


 

Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца

Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца

Работают не только пальцами рук, но и специальными вспомогательными инструментами – стеками

Работают не только пальцами рук, но и специальными вспомогательными инструментами – стеками

Во вводной части используются различные приемы: слушание музыкальных произведений, чтение художественного слова, обыгрывание персонажей, проводится пальчиковая игра

Во вводной части используются различные приемы: слушание музыкальных произведений, чтение художественного слова, обыгрывание персонажей, проводится пальчиковая игра

Таким образом, работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволило детям ощутить незабываемые положительные эмоции

Таким образом, работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволило детям ощутить незабываемые положительные эмоции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2020