Роль преподавателя в развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения рисунка и живописи.
Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования, контроля, оценки и анализа результатов.
Организация учебного процесса не рациональная конструкция, а творческое произведение педагога. В нем должны быть заложены его авторская идея, замысел, выявляться индивидуальный стиль. Обстоятельства обучения в рамках предметов эстетического цикла разнообразны и многогранны, что точно учесть их заранее невозможно, поэтому, опираясь на основные факты, примерные правила и алгоритмы, необходимо составить творческий сценарий занятия, предвосхитить планируемые ситуации обучения. Иными словами, педагогические принципы, схемы, методы и технологии оживают, обретая силу, только переломившись через личность преподавателя, его стремления, мысли, чувства, творческое вдохновение, когда не меньшее значение, чем знания и опыт, имеют фантазия, интуиция, умение увидеть проблемы и предвосхитить результаты.
Развитие творческих способностей студентов в процессе обучения определяется, прежде всего, реализацией педагогического творчества самого преподавателя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью студентов. Преподаватель ставит перед обучаемыми задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение их мысли по пути познания. Он же и создает необходимые условия для успешного протекания обучения; отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием обучающихся.
Сам процесс выбора тех или иных методов и приемов не сводится к строгой, заранее известной пооперационной технологии, а включает необходимость оценки бесконечного разнообразия ситуаций, опоры на догадку и интуицию. Педагог нередко оригинально компонует, по своему использует известные элементы, придает своеобразную окраску педагогическому общению, модернизирует, совершенствует известные ему средства и способы обучения.
Если же все известные варианты преподавателя не устраивают и возникает проблемная педагогическая ситуация, он ищет свое оригинальное ее решение. Вот почему педагогические ситуации в известном смысле всегда проблемны, а педагогическая деятельность по своей сущности всегда является творческой.
Выделяют стратегический и тактический уровни проектирования и планирования и обучения. Стратегия связана с формированием целей, выработкой идей и замыслов, определением общей логики изучения. На этом уровне определяются ведущие мировоззренческие и педагогические идеи преподавания предмета, глубина их раскрытия, степень требуемого овладения материалом со стороны обучаемых, способы связи теории с практикой, логика связи фактов и обобщений.
Стратегические идеи представляют собой конкретизацию более общих дидактических идей и концепций, трактующих о магистральных путях осуществления целей обучения.
Тактический уровень проектирования и планирования позволяет применительно к конкретным ситуациям обучения представить его вариативную логику, систему методов и приемов, в том числе приемы общения, установления интеллектуальных и эмоциональных контактов с группой и отдельными студентами, способы коррекции и контроля.
В принципе педагогическое творчество может быть связано как со стратегией, так и с тактикой обучения. Но продуцирование и воплощение новых стратегических идей, выливающихся в педагогическое новаторство, требуют большой смелости, самостоятельности и проблемности мышления, Стратегия более органично связана с социальными целями образования и воспитания, ведущими педагогическими идеями, спецификой изучаемого, а поэтому относительно менее подвижна. Творческие же решения тактического характера более динамичны, вариативны, они необходимы в повседневной работе при подготовке и проведении каждого занятия, ибо в большей степени связаны со спецификой состава обучаемых, с особенностями педагогической ситуации. Педагогическое творчество осуществляется как в процессе проектирования знаний по предмету, разделу, теме, так и в ходе воплощения намеченного, Основу педагогического творчества на занятиях и других формах занятий составляют заранее заложенные в педагогический проект идеи и решения.
Педагогическое проектирование обычно сводят к постановке целей, отбору содержания, методов, форм учебно-воспитательной работы, выбору рациональной структуры занятий на основе принципов оптимизации.
Прослежен переход от целей к выбору методов и приемов с учетом учебных возможностей обучаемых. Лимитом времени и имеющихся в распоряжении педагога средств, определен примерный алгоритм выбора оптимального сочетания методов применительно к конкретным условиям обучения и воспитания. Овладение такими алгоритмами – одно из предварительных условий творчества. Сам же творческий процесс гораздо сложнее.
Реализация творческой деятельности в большей мере соотносится с предметами эстетического содержания.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Искусство - ядро и гениальное средство эстетического воспитания,
которое однако, ведется с помощью изобразительного искусства. Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер изобразительности и установки и так далее.
В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании студенты отражают то, что хранится в их зрительной памяти.
В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции; синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое развитие студента.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений, навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов. Осваивая окружающую действительность и искусство у обучаемых формируются знания о прекрасном.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у обучаемых самостоятельности в творчестве, когда они сами что-то создают, проявляя, при этом инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Формирование личности студента, воспитание эстетического отношения к окружающей деятельности является актуальной педагогической проблемой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.