Роль преподавателя в развитие творческих способностей учащихся при изучении рисунка
Оценка 4.6

Роль преподавателя в развитие творческих способностей учащихся при изучении рисунка

Оценка 4.6
doc
16.12.2020
Роль преподавателя в  развитие творческих способностей  учащихся при изучении рисунка
статья Роль преподавателя в развитие способностей учащихся в процессе изучения рисунка.doc

 

       Роль преподавателя в  развитие творческих способностей  учащихся в процессе изучения рисунка и живописи.

                                                                                                      

                 Управление  процессом  обучения  предполагает прохождение  определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования, контроля, оценки и анализа результатов.

       Организация учебного процесса  не рациональная конструкция, а творческое произведение педагога. В нем  должны быть заложены его авторская идея, замысел, выявляться индивидуальный стиль. Обстоятельства обучения в рамках предметов эстетического цикла разнообразны и многогранны, что точно учесть их заранее невозможно, поэтому, опираясь на основные факты, примерные правила и алгоритмы, необходимо составить творческий сценарий занятия, предвосхитить планируемые ситуации обучения. Иными словами, педагогические принципы, схемы, методы и технологии оживают, обретая силу, только переломившись через личность преподавателя, его стремления, мысли, чувства, творческое вдохновение, когда не меньшее значение, чем знания и опыт, имеют фантазия, интуиция, умение увидеть проблемы и предвосхитить          результаты.

        Развитие творческих способностей студентов в процессе обучения определяется,   прежде  всего,  реализацией  педагогического творчества самого преподавателя.  Назначение    его   деятельности состоит         в управлении  активной и сознательной  познавательной    деятельностью  студентов. Преподаватель ставит перед обучаемыми задачи, постепенно усложняя  их  и тем  самым  обеспечивая поступательное  движение   их мысли по пути познания. Он  же  и создает  необходимые условия     для успешного протекания обучения; отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов,    при помощи которых содержание становится достоянием обучающихся.

   Сам процесс выбора тех или иных методов и приемов не сводится к строгой, заранее известной пооперационной технологии, а включает необходимость оценки бесконечного разнообразия ситуаций, опоры на догадку и интуицию. Педагог нередко оригинально компонует, по своему использует известные элементы, придает своеобразную окраску педагогическому общению,  модернизирует, совершенствует известные ему средства и способы обучения.       

        Если же все известные варианты преподавателя не устраивают  и возникает проблемная педагогическая ситуация, он ищет свое оригинальное ее решение. Вот почему  педагогические   ситуации  в  известном  смысле   всегда   проблемны, а педагогическая деятельность по своей  сущности    всегда  является творческой.                                                                                                              

        Выделяют стратегический и тактический уровни проектирования и планирования и обучения. Стратегия связана с формированием целей, выработкой идей и замыслов, определением общей логики изучения. На этом уровне определяются ведущие мировоззренческие и педагогические идеи преподавания предмета, глубина их раскрытия, степень требуемого овладения материалом со стороны обучаемых, способы связи теории с практикой, логика связи фактов и обобщений.

         Стратегические идеи представляют собой конкретизацию более общих дидактических идей и концепций, трактующих о магистральных путях осуществления целей обучения.

         Тактический уровень проектирования и планирования позволяет применительно к конкретным ситуациям обучения представить его вариативную логику, систему методов и приемов, в том числе приемы общения, установления интеллектуальных и эмоциональных контактов с группой и отдельными студентами, способы   коррекции и контроля.

   В принципе педагогическое творчество может быть связано как со стратегией, так и с тактикой обучения. Но продуцирование и воплощение новых стратегических идей, выливающихся в педагогическое новаторство, требуют большой смелости, самостоятельности и проблемности мышления, Стратегия более органично связана с социальными целями образования и воспитания, ведущими педагогическими идеями, спецификой изучаемого, а поэтому относительно менее подвижна. Творческие же решения тактического характера более динамичны, вариативны, они необходимы в повседневной работе при подготовке и проведении каждого занятия, ибо в большей степени связаны со спецификой состава обучаемых, с особенностями педагогической ситуации. Педагогическое  творчество осуществляется как в процессе проектирования знаний по предмету, разделу,   теме, так и в ходе воплощения намеченного, Основу педагогического творчества на занятиях и других формах занятий  составляют  заранее заложенные в педагогический       проект   идеи   и решения.          

 Педагогическое   проектирование  обычно  сводят  к постановке   целей, отбору содержания, методов, форм учебно-воспитательной работы,   выбору  рациональной структуры     занятий    на   основе   принципов   оптимизации.

           Прослежен  переход  от  целей к выбору методов и приемов с учетом учебных возможностей  обучаемых. Лимитом  времени  и  имеющихся в  распоряжении педагога средств, определен примерный алгоритм выбора оптимального сочетания   методов   применительно   к   конкретным   условиям           обучения и воспитания.  Овладение  такими        алгоритмами     –    одно    из   предварительных условий творчества. Сам     же творческий процесс гораздо сложнее. 

Реализация творческой деятельности в большей мере соотносится с предметами эстетического содержания.                                                     

        Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций  эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Искусство -  ядро   и     гениальное средство эстетического    воспитания,

которое однако, ведется с помощью изобразительного искусства.                         Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает  трудовое и нравственное  воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер изобразительности и установки     и  так далее. 

           В процессе художественно-творческой деятельности  совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании студенты  отражают то, что хранится в их зрительной памяти.

В  процессе эстетической и  художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции;  синтез, анализ, сравнение,      развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое развитие студента.

         Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений, навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов. Осваивая окружающую действительность и искусство у обучаемых формируются знания о прекрасном.

          Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у обучаемых самостоятельности в творчестве, когда они сами что-то создают, проявляя,  при этом инициативу и раскрывая свои интересы и  потребности.

       Формирование личности студента, воспитание эстетического отношения к окружающей деятельности является актуальной педагогической проблемой.


Роль преподавателя в развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения рисунка и живописи

Роль преподавателя в развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения рисунка и живописи

Сам процесс выбора тех или иных методов и приемов не сводится к строгой, заранее известной пооперационной технологии, а включает необходимость оценки бесконечного разнообразия ситуаций, опоры…

Сам процесс выбора тех или иных методов и приемов не сводится к строгой, заранее известной пооперационной технологии, а включает необходимость оценки бесконечного разнообразия ситуаций, опоры…

Но продуцирование и воплощение новых стратегических идей, выливающихся в педагогическое новаторство, требуют большой смелости, самостоятельности и проблемности мышления,

Но продуцирование и воплощение новых стратегических идей, выливающихся в педагогическое новаторство, требуют большой смелости, самостоятельности и проблемности мышления,

Искусство - ядро и гениальное средство эстетического воспитания, которое однако, ведется с помощью изобразительного искусства

Искусство - ядро и гениальное средство эстетического воспитания, которое однако, ведется с помощью изобразительного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2020