Роль профессионального сообщества в профессиональном росте педагога дополнительного образования
Автор: Н.П.Лаврова, методист Детского технопарка «Кванториум» ГБУ ДО «ТОЦЮТ»
Создание в рамках исполнения Национального проекта «Образование» и Концепции развития дополнительного образования детей сети Детских технопарков «Кванториум», Мобильных технопарков «Кванториум», Центров цифрового образования детей «IT-Куб» и Центров «Дом научной коллаборации» («ДНК») приводит к становлению новой образовательной среды, формированию профессиональных сообществ, отличающихся новым подходом к образовательной деятельности.
В традиционной модели обучения оценка знаний учащихся осуществляется по конечному результату, при этом не учитывается вклад ученика в сам процесс получения новых знаний, способы учебной работы, в которых наиболее раскрываются индивидуальные способности учащихся.
В условиях новой образовательной среды повышается потребность субъектности как обучающегося, так и актуализация субъектности личности педагога дополнительного образования для успешного решения инновационных задач современного образования.
Перед системой дополнительного образования стоит не только цель подготовки специалистов в естественнонаучной или технической сфере, но и создание условий для становления личности ребёнка как субъекта социальных отношений в целом.
Новые формы образования, реализуемые в сети Детских технопарков «Кванториум», обладают рядом потенциалов в развитии субъектности обучающихся, к которым относятся следующие направления:
- ценностно-ориентирующие (дают возможность освоения обучающимися общечеловеческих и профессиональных ценностей, позволяют реализовать их ценностно-смысловое отношение к жизни, к ценностям, к будущей профессии, ценностное осмысление результатов своей деятельности);
- коммуникативные (предполагают возможность приобретения опыта интерактивного взаимодействия, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса);
- актуализирующие (дают возможность организации смыслотворчества на основе имеющегося выбора различных видов деятельности (учебная, творческая, проектная и др.);
- организационные (дают возможность включения обучающихся в различные объединения в структуре организации дополнительного образования, приобретения опыта организационного поведения);
- деятельностные (предполагают построение процесса образования на основе включения обучающихся в различные виды деятельности, рефлексии и выбора наиболее приемлемых и эффективных форм и методов организации своей учебной деятельности).
Под субъектностью педагога подразумевается способность его к целенаправленной образовательной активности, осознанному выбору в постоянно изменяющейся социокультурной и образовательной ситуации и ответственности за создание условий для своего развития и профессионального становления. Профессиональный рост педагога может осуществляться через повышение квалификации, самообразование, методическое сопровождение и поддержку педагога.
Готовность педагога к проявлению собственной инициативы осуществляется через осуществление следующих функций:
- реализация услуг дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленностей;
- участие в реализации научно-методической работы;
- повышение профессионального уровня через курсовую подготовку и систему семинаров;
- организация и участие в различных акциях, конкурсах, хакатонах, олимпиадах, воркшопах, мастер-классах, различных интеллектуальных соревнованиях для обучающихся и педагогов;
- выявление талантливых детей и подростков в области технического и естественнонаучного творчества;
- разработка и реализация инновационных проектов в области дополнительного образования детей;
- организация сетевого взаимодействия образовательных организаций дополнительного образования с промышленными предприятиями.
Развитие и рост профессионального уровня профессиональных сообществ активно влияет на профессиональный рост каждого педагога дополнительного образования, процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья обучающихся.
Инструментами развития профессиональных сообществ являются:
- создание практико-ориентированной научно-образовательной среды и площадки для освоения современных компетенций обучающимися и преподавателями образовательных организаций дополнительного образования детей;
- разработка и реализация перспективных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, методов, технологий развития современных компетенций;
- обеспечение практической направленности образовательных программ за счет привлечения представителей реального сектора экономики и других структур на основе сетевого взаимодействия;
- повышение профессионального уровня преподавателей естественнонаучной и технической направленностей путем формирования soft и hard компетенций;
- повышение методической компетентности преподавателей по учебно-методическому и научно-методическому направлению путём регулярного проведения мероприятий: семинаров-совещаний, организации наставничества, научно-практических конференций различного уровня, профессиональных конкурсов, обмена успешными методическими продуктами педагогов, организации публикаций лучших образцов педагогической практики, корректировки программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования на основе выявленных дефицитов и потребностей региона.
Важнейшим элементом образовательной системы становится педагог, обладающий ключевыми профессиональными компетенциями, владеющий актуальными образовательными технологиями и активно участвующий в процессе поддержания развития системы дополнительного образования детей.
Современные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы формируют у обучающихся soft и hard компетенции, первичные навыки проектного управления, командной работы, исследовательские и изобретательские навыки, знание современные основ современных технологий, в том числе программирования, использования больших данных, информационных ресурсов, что требует формирования новых компетенций и у педагога дополнительного образования.
В условиях новой образовательной среды формируется новая роль педагога, происходит обновления содержания и технологий преподавания учебных курсов, проведения занятий в системе дополнительного образования. Педагоги должны освоить современные универсальные компетенции, такие как креативное мышление, критическое мышление, продуктовое мышление, коммуникативные навыки, навыки самоорганизации.
Хорошие результаты в данном направлении оказывает методическая работа с молодыми педагогами, активизация деятельности методических объединений и профессиональных сообществ регионального уровня (учебно-методических объединений, Региональных инновационных площадок), формирование конкурентной среды на профессиональных конкурсах, публикация методических продуктов и лучших образцов педагогической практики.
В новых условиях возрастает роль профессиональных сообществ в проведении процедур аттестации педагогических работников при выборе оцениваемых компетенций педагога дополнительного образования и способе их оценки.
Аттестация педагогических работников – это не только процедура установления соответствия квалификационной категории, а, прежде всего, акт общественного признания квалификации педагога профессиональным сообществом. Публичное представление результатов деятельности за межаттестационный период перед коллективом образовательной организации и профессиональным сообществом заключается в следующем:
- анализ собственной роли педагога в развитии профессионального сообщества;
- анализ качества результатов образования в соответствии с требованиями проведения мониторинга качества образования;
- анализ личного вклада педагога в результат развития образовательной организации, в результат образования обучающихся, в результат развития профессионального сообщества.
Педагогический работник представляет в аттестационную комиссию информацию о наиболее значимых и интересных учебных занятиях, их анализ; об участии педагога в методической работе и его творческой деятельности в образовательной организации и вне её (педагогические чтения, семинары, научно-практические конференции, педагогические советы, временные творческие коллективы и т.д.), данные диагностики по результатам освоения обучающимися образовательных программ; результаты педагогических исследований, методические разработки и т.д.
В состав аттестационной комиссии входят высококвалифицированные педагоги, аттестованные на первую, высшую квалификационную категорию, имеющих опыт методической работы, пользующиеся авторитетом у коллег, с учетом должности и профиля деятельности аттестующегося работника. Для осуществления объективного всестороннего анализа результатов практической деятельности педагога разработаны и используются критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогического работника.
Используемые критерии и методика оценки профессиональной деятельности, разработанные для проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций Тверской области, предполагает достижение, как минимум, 1500 баллов, для аттестации педагога дополнительного образования на первую квалификационную категорию. Учитывая, что в организациях дополнительного образования осуществляется безотметочная система оценки уровня освоения образовательных программ, проведение мониторингов продуктивности образовательной деятельности педагога по показателям успеваемости затруднительно. В связи с этим, приоритетными направлениями оценки продуктивности образовательной деятельности педагога дополнительного образования являются: подготовка обучающихся к участию и участие в проектных олимпиадах, хакатонах, региональных, федеральных и международных соревнованиях, конференциях, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях, а также работа над проектами (технологическими кейсами) в рамках реализации модели функционирования с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики.
Профессиональное сообщество должно влиять на выбор оцениваемых компетенций педагога и способ их оценки, способствуя активизации деятельности педагога дополнительного образования по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, участия в профессиональных конкурсах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.