«Роль психогимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ в создании эмоционального благополучия для детей с ОВЗ»

  • doc
  • 09.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала психогимнастика на музыкальном занятии.doc

«Роль психогимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ в создании эмоционального благополучия для детей с ОВЗ»

 Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

    В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми,  неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в  коммуникативном общении.

   Ключевые слова: эмоции, здоровьесберегающие технологии, оздоровление, психомоторные функции

   Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду придается музыкальной деятельности, роль которой заключается в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими  детьми а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, в повышении самооценки ребенка.

    С появлением авторских программ и методических пособий, таких как:

·        Программа музыкального воспитания «Ладушки» И. Новоскольцевой и И. Каплуновой;

·        «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой;

·        «Ритмическая мозаика» А. Бурениной;

·        Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М.  Картушиной;

·        «Дыхательная гимнастика»  А. Стрельниковой;

·        «Психогимнастика»  М. Чистяковой;

·        «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»  О. Арсеневской  появилась возможность разнообразить способы познания детьми ОВЗ музыкального искусства, развитие ребенка как личности, помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, развивать эмоциональную отзывчивость,  способность к  сопереживанию.

В работе я применяю метод вариативности сочетания элементов этих программ и технологий с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения. Этот метод является новизной моего опыта.

        Так как среди моих воспитанников много детей с ОВЗ, то в  свою  музыкально - образовательную деятельность  я включаю такие  здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить проблемы именно речевой направленности.

·        валеологические песенки-распевки;

·        дыхательная  и артикуляционная гимнастика;

·        оздоровительные и фонопедические упражнения;

·        игровой массаж и самомассаж;

·        пальчиковые игры;

·        речевые игры;

·        психогимнастика;

·        ритмопластика.

Все эти элементы легко вписываются в процесс занятия, а так как воспринимаются детьми как игра, приносят большой эмоциональный заряд и профилактическую пользу.

    Включаю в работу с детьми  психогимнастику, ( книга М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения).

    В методику включены:

·       игры на развитие внимания:

·       игры на развитие памяти:

·       игры на преодоление двигательного автоматизма:

·       подвижные игры:

·       игры, способствующие успокоению и организации:

·       игры на выражение различных эмоций:

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

    Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.

   С помощью этого метода ребенок учится лучше чувствовать свое тело, выражать свои эмоции и понимать жесты, мимику и движения других людей. И в то же время с помощью психогимнастики можно научить ребенка контролировать свои эмоции и управлять ими.

    Психогимнастика – это способ снять эмоциональное напряжение, уменьшить агрессию и тревожность, избавиться от чувства неуверенности. Также этот метод помогает лучше почувствовать свое тело. И хотя это психологический тренинг, проходит он в непринужденной обстановке, ведь для психогимнастики используют игры. Для каждого возраста характерны свои игры, которые «работают» именно в определенной возрастной группе. Чаще всего психогимнастику используют для детей дошкольного возраста, ведь именно в это время приобретаются многие необходимые для нормальной социализации навыки. Кроме того в этом возрасте игра занимает большую часть свободного времени ребенка, и поиграть с ним будет очень естественно. Можно играть с ребенком один на один, а можно задействовать группу детей.

   Во время игры нужно просить ребенка, чтобы он изобразил разные действия и эмоции. Можно использовать для игры подручные предметы, но лучше просто воображать их. Помогает создать нужное настроение и соответствующая музыка.

Во время занятий с группой детей хорошо, чтобы в процессе игры они прикасались друг к другу, выбирали кого-то по тем или иным параметрам, разговаривали друг с другом, придумывали образы и ситуации.

Задачи психогимнастики:

  • дети приобретают навыки ауторелаксации;
  • обучаются технике выразительных движений;
  • тренируют психомоторные функции;
  • воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;
  • корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;
  • избавляются от эмоционального напряжения;
  • учатся распознавать эмоции и управлять ними.

   Молодым и очень актуальным на сегодняшний день разделом психологии является экопсихология. Она изучает особенности психических явлений, связанных с взаимодействием людей и природной среды, а так же решает практические задачи, порождаемые экологическими проблемами. Одним из методов экопсихологии стала экологическая психогимнастика. Природа является источником изобразительных, поэтических, музыкальных образов. Наблюдая за объектами природы: цветами, животными, солнцем, водой, ребенок также может создавать свой двигательный образ, как говорил К.Д.Станиславский «становясь космической плазмой», может принимать любую воображаемую форму.

   Экопсихогимнастика сочетает в себе движение, эмоции и воображение, в основе которых лежат образы природы. Кроме того, сближает экологическую психогимнастику с игровой деятельностью, когда ребенок принимает правила игры и настолько вживается в образ животного или растения, что начинает чувствовать его внутреннее состояние. И осознает свое внутреннее состояние по мере сопоставления с тем образом, в который «входил». А все эмоции, переживаемые ребенком во время игры, несут импульс творчества, который развивает его как личность.

При  выполнении упражнений даются определённые задания:

·         дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);

·                                 тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

·                                 тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;

·                                 тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

   При проведении психогимнастики наиболее удачной является форма «разговора» с детьми. Лучше, если взрослый станет участником «превращений». Это снимает некую преграду между взрослым и ребенком и даст малышу больше возможности для творчества.

    В конце каждого этюда, упражнения необходимо проанализировать свои мысли и чувства, осознать свое состояние. В этом случае ребенку удобнее ответить на вопрос, поставленный именно для него, например: «Что ты ощущаешь? (Ребенок озвучивает переживаемое состояние: радость, тепло, холод, жажду, грусть) «Какой ты медвежонок?» (Маленький, веселый, добрый)

   Кроме того, специально подобранная музыка позволяет дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению его заболеваемости. Музыка наряду с другими факторами оказывает глубокое влияние на эмоциональную сферу в силу своей вибрационной, ритмической и мелодической природы. Следовательно, с помощью музыки можно проводить развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психофизиологического состояния организма ребёнка и рождает ощущение здоровья и счастья в момент игры.

Музыка может использоваться и в реабилитации ребёнка вследствие её связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что, в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Музыка развивает активность ребёнка -двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание.

   Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления. Можно рассматривать музыку ещё и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней, то есть музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни в семье. С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор.

   Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать

вывод, что психогимнастика является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ,

повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно.


Скачано с www.znanio.ru