Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
В словаре Даля понятие "игрушка" толкуется как "вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства - искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.
Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере - сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников.
Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.
Цель занятий: развитие интереса к русской национальной культуре через знакомство с русскими народными игрушками.
Цикл занятий: «Роль русской народной игрушки в нравственно - патриотическом воспитания детей дошкольного возраста».
Задачи:
1. Создать условия для развития чувства гордости и причастности к своему народу.
2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с русскими народными игрушками.
3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку).
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
5. Воспитывать у детей интерес к произведениям народного творчества.
6. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать радость от восприятия.
7. Обогащение словарного запаса детей, совершенствование связной речи.
8. Реализовывать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой Родины.
1. Дети знакомятся с русской народной игрушкой – Матрёшкой, как символом русского народного искусства.
2. Воспитанники имеют представления о русской народной игрушке – Матрёшке, игрушках из глины, о лоскутных куклах, деревянных Богородских игрушках.
3. Дети знакомятся с народно-декоративным искусством.
4. Дети знакомятся с историей лоскутной куколки, осваивают доступные способы изготовления куклы Пеленашки.
5. Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.
6. Развитие сенсорных навыков, мелкой моторики.
7. У воспитанников формируется желание взаимодействовать в коллективе, помогать друг другу.
8. У детей формируется эстетический вкус, развивается воображение, способность фантазировать.
Ожидаемый результат от реализации цикла занятий:
1. «Русская народная игрушка – матрёшка»
2. «Дымковские игрушки»
3. «Уточка – Марфуточка»
4. «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки»
5. «Богородские игрушки»
6. «Матрёшкины именины»
Тематический план серии (цикла) занятий:«Роль русскй народной игрушки в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.