Роль школьного информационно-библиотечного центра (ШИБЦ) в модернизации технологий и содержания обучения, или ШИБЦ - площадка для коммуникации профессионалов (из опыта МБОУ гимназии №19 г. Липецка)
Оценка 4.9

Роль школьного информационно-библиотечного центра (ШИБЦ) в модернизации технологий и содержания обучения, или ШИБЦ - площадка для коммуникации профессионалов (из опыта МБОУ гимназии №19 г. Липецка)

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
администрации
08.09.2020
Роль школьного информационно-библиотечного центра (ШИБЦ) в модернизации технологий и содержания обучения, или ШИБЦ -  площадка для коммуникации профессионалов (из опыта МБОУ гимназии №19 г. Липецка)
Анализируем-предлагаем-обсуждаем-действуем! Библиотека гимназии №19 г. Липецка прошла трансформацию в ШИБЦ в рамках вхождения ее в перечень образовательных организаций по созданию школьных информационно-библиотечных центров, являясь участницей реализации мероприятия 4 государственной программы «Развитие образования» Липецкой области по модернизации технологии и содержания обучения в соответствии с ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».
Роль ШИБЦ статья Пиндюрина РЕ.docx

Роль школьного информационно-библиотечного центра (ШИБЦ) в модернизации технологий и содержания обучения, или ШИБЦ -  площадка для коммуникации профессионалов (из опыта МБОУ гимназии №19 г. Липецка)

Автор Пиндюрина Римма Евгеньевна,

директор МБОУ гимназии №19 г. Липецка

ШИБЦ в гимназии – это пространство развития, самообразования и содействия в профессиональной подготовке и повышении квалификации педагогических работников. Формы и методы получения информационно-образовательного контента на этой площадке различны: вебинары, семинары, сетевые электронные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и многое другое. Я постараюсь проиллюстрировать высказанное мной суждение в форме презентации  виртуального методического пособия «ШИБЦ – площадка для коммуникации профессионалов  (из  опыта МБОУ гимназии №19 г. Липецка)».

Поскольку любое методическое пособие – это разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, то наше виртуальное пособие, не являясь исключением, начинается с введения. И здесь нам бы хотелось заострить внимание на следующих позициях.

Библиотека гимназии №19 г. Липецка прошла трансформацию в ШИБЦ в рамках вхождения ее в перечень образовательных организаций по созданию школьных информационно-библиотечных центров, являясь участницей реализации мероприятия 4 государственной программы «Развитие образования» Липецкой области по модернизации технологии и содержания обучения в соответствии с ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».

Конечно же, ещё до получения столь высокого статуса – участника реализации данной программы - библиотека гимназии не находилась в состоянии стагнации и бездействия: к этому времени уже были внедрены некоторые составляющие цифровой среды, применялись информационно-коммуникационные технологии для различных аспектов деятельности. Однако участие в проекте по созданию ШИБЦ существенно дополнило и изменило  библиотеку гимназии, что позволило трансформировать многие её функции в соответствии с требованиями именно ФГОС ОО.

Основная часть нашего виртуального пособия начинается с раздела, который называется «ШИБЦ – шире библиотечных стен»

В нормативных документах, регламентирующих деятельность библиотечного центра, заложены требования, которые предполагают трансформации уже существующих методов, приёмов и технологий в библиотечной работе, а при отсутствии необходимых – создание новых.

Трансформация инфраструктуры библиотечного центра гимназии с целью создания новых возможностей затронуло следующие процессы:

- процесс электронного обучения

Существует определение электронного обучения, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа». В определении заложена суть электонного обучения: обучение на расстоянии и обучение с применением электронных обучающих ресурсов.

В 2018-2019 учебном году процесс перехода на электронное обучение в гимназии дополнился новым сегментом – работа с электронной формой учебников (далее - ЭФУ).

Обеспечение распределения ЭФУ на электронные устройства учеников и педагогов, консультирование учителей, детей и родителей по вопросам загрузки и использования электронных изданий, объяснение правил работы с ними, уточнение сроков активации кодов и многое другое – все эти задачи были решены библиотекарем гимназии с помощью информационных технологий и таких форма работы как коучинги, тренинги, уроки медиа-грамотности.

- работа с информационными ресурсами

«Читаем в «цифре» – такое название получил проект метапредметного полипроекта «Чтение с увлечением», вошедший в план работы библиотечного центра на текущий учебный год. Среди прочих задач данного проекта есть задача:

           повышение интереса к чтению и литературе у обучающихся;

           повышение уровня информационной культуры и цифровой грамотности учащихся, педагогических работников и иных сотрудников гимназии;

           развитие инновационной деятельности, продвижение новых идей и форм работы библиотечного центра гимназии.

Соответственно, участниками этого проекта являются не только ученики, но и педагоги начальной школы, учителя-словесники, классные руководители с 1 по 11 класс.

Для реализации проекта используются следующие информационные ресурсы:

1. Электронная библиотека для детей и подростков «ЛитРес: Школа» с доступным и универсальным решением для школьных библиотек, которая обеспечит читателей электронной литературой любого жанра и e-формата.

2. Национальная электронная библиотека (НЭБ) с актуальными изданиями, отобранными экспертами и востребованными школьниками, студентами, учеными и исследователями, а также широкими слоями пользователей, которым необходим доступ к систематизированным, доверенным и современным знаниям.

Для работы на платформе ЛитРес и НЭБ, на сайте ШИБЦ гимназии есть возможность «удалённой записи в школьную библиотеку», что позволяет более оперативно собрать адреса электронной почты субъектов образовательных отношений для регистрации их в системе для получения электронных изданий.

Данное направление работы библиотечного центра было востребовано и в период электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

3. Российская электронная школа (РЭШ) – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России, информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.

В первом полугодии этого учебного года на базе библиотечного центра были проведены тренинги и семинары с педагогами гимназии с целью апробации и знакомства с сетевыми электронными ресурсами «Российской электронной школы» (РЭШ) и «Московской электронной школы» (МЭШ). Главная цель проекта – максимально эффективное использование современной ИТ-инфраструктуры для улучшения качества школьного образования, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, повышение уровня ИКТ-компетенции педагогического состава, создание новых форм образовательного контента.

Активная практика применения этого ресурса наблюдалась в четвертой четверти, в период приостановления образовательного процесса и перехода на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Хотелось бы обратить внимание на то, что библиотечный центр имеет собственные внешние информационные ресурсы: веб-сайт «ШИБЦ «Фабрика Идей», веб-сайт «Школьная библиотека», сообщество ВКонтакте «Школьная библиотека и ШИБЦ», сообщество ВКонтакте «МБОУ гимназия №19», блог «Библиотечно-информационный центр продвижения чтения «Фабрика Идей», веб-страницу на официальном сайте гимназии. Все это дает возможность  библиотечному центру  стать площадкой для рекламы и визуализации её деятельности в информационном пространстве Интернет, инструментом продвижения книги и чтения, популяризации поиска новых форм и технологий обучения и воспитания.

В группе ШИБЦ гимназии социальной сети «ВКонтакте» размещена необходимая информация и для педагогов. Функционал сети позволяет подключать любые внешние приложения, что существенно упрощает ввод новых функций и полезных разделов: «В помощь учителю», «Корпорация «Российский учебник», «Учительская газета», «Школа наставника» и многие другие веб-сервисы.

Следующий раздел основной части нашего пособия  называется «ШИБЦ – успех каждого».

Библиотечный центр находится в постоянном поиске эффективных форм и методов воспитания. На базе библиотечного центра работает комплекс воспитательной системы гимназии «Фабрика идей», сокращенно «ФабрИд». Данный комплекс воспитательной системы реализует следующие проекты и события:

·         творческий проект "Литературная перемена" (проект направлен на лучшее эмоциональное и художественное прочтение произведений в соответствии с календарем знаменательных дат, связанных с жизнью и творчеством известных русских авторов и классиков зарубежной литературы, соответственно соисполнителями данного проекта являются МК предметов гуманитарного цикла и МК начального обучения);

·         социальный проект «Клуб неравнодушных родителей» (всем известно, что мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении и учебе; цель проекта - возрождение традиций семейного чтения; на заседаниях клуба билиотекарь, классные руководители, учителя литературы отвечают на вопросы: «Что нужно для того, чтобы заинтересовать ребенка книгой?», «Как научить читать внимательно и вдумчиво?», «Как беседовать о прочитанном?», «Что посоветовать ребенку почитать в одном случае, а что – в другом?» и т.д.).

Таким образом, библиотека — это не огромный книжный склад, а пространство с большим потенциалом для всестороннего развития личности и ученика, и педагога.

 

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2. Указ Президента Российской Федерации  от 7  мая  2018  г.  2018  года# N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от  29 мая  2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";

4. Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", от 17 декабря 2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";


 

Скачано с www.znanio.ru

Роль школьного информационно-библиотечного центра (ШИБЦ) в модернизации технологий и содержания обучения, или

Роль школьного информационно-библиотечного центра (ШИБЦ) в модернизации технологий и содержания обучения, или

Читаем в «цифре» – такое название получил проект метапредметного полипроекта «Чтение с увлечением», вошедший в план работы библиотечного центра на текущий учебный год

Читаем в «цифре» – такое название получил проект метапредметного полипроекта «Чтение с увлечением», вошедший в план работы библиотечного центра на текущий учебный год

Фабрика Идей», веб-страницу на официальном сайте гимназии

Фабрика Идей», веб-страницу на официальном сайте гимназии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2020