Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
Оценка 5

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Оценка 5
docx
03.02.2020
Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
СТАТЬЯ СКАЗКА.docx

Хасиетова Анар Тунгышбаевна, воспитатель, ГККП детский сад №29 г. Павлодар

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

«Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и

остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его

знакомство с миром литературы, с миром человеческих

взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом».

В. А. Сухомлинский. 

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

Однако, в настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с проблемами речевого развития детей дошкольного возраста. У многих детей наблюдается задержка речевого развития, нарушение речи, звукопроизношения, недостаточное развитие устной речи и малый словарный запас. У старших дошкольников имеет место быть неумение выстраивать высказывания в логической последовательности, отсутствует культура общения.

В основе возникновения данных нарушений стоят следующие причины: слабое здоровье; замена общения со сверстниками и взрослыми телевидением и компьютерами; речевые особенности взрослых в окружении ребенка: речь непонятная, костноязычная, торопливая, билингвизм; неблагоприятное социальное окружение. Отсутствие активного участия родителей в речевом развитии детей. Все это показывает, что увеличивающиеся нарушения развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут дети. Родители все меньше времени уделяют своим детям, не понимая, как важно непосредственное участие взрослого в практической деятельности маленького человека. Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, дети познают народную мудрость, что такое добро и зло, что правильно, а что неправильно, учатся сопереживать, общаться. Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.

Необходимо правильно подбирать сказки, тогда они будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать сказки о животных, о их взаимодействии с людьми. В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок. И лучше всего для этого подходят русские народные сказки!

Всегда важно грамотно настроить детей на восприятие сказки, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки. Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки необходимо объяснить детям значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев. Далее предложить ответить на вопросы, составленные в соответствии с последовательностью сюжета сказки. Вопросы помогут детям задуматься и быстро запомнить текст, чтобы потом более точно передать его. На следующий день желательно еще раз прочитать сказку и предложить пересказать ее, используя картинки, иллюстрации. Можно раздать каждому ребенку героев сказки и попросить обыграть ее. Если ребенок затрудняется, нужно подсказать начало предложения, задать наводящие вопросы, частично пересказать самим. Главное, чтобы каждому ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызвало у него отрицательных эмоций. Для этого необходимо хвалить и подбадривать каждого малыша, тактично исправлять ошибки.

Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями, им становится интересным ведение диалога. Каждый ребенок учится самостоятельно проговаривать подготовленный им текст.

Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Таким образом, работа над сказкой может содержать следующие этапы:

·         Слушание сказки.

·         Пересказ детьми сказки по частям, по ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала).

·         Рисование и лепка сказочных героев и озвучивание их.

·         Повторный пересказ с помощью пальчикового, настольного или кукольного театров.

·         Разгадывание загадок.

·         Заучивание наизусть стихотворений и песен.

·         Театрализация сказки.

Данные этапы были апробированы и показали хороший результат в педагогической деятельности.

По технологии Н.В. Веракса, А.Н. Веракса, работа над одной сказкой проходит на протяжении не менее восьми занятий:

1.    Чтение сказки и ответы на вопросы.

2.    Раскладывание картинок.

3.    Замещение персонажей сказки.

4.    Моделирование сказки.

5.    Разыгрывание сказки.

6.    Рассказывание фрагментов сказки.

7.    Рассказывание всей сказки.

8.    Разыгрывание сказки.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. В процессе приобретения умений узнавать и пересказывать сказки, называть героев и озвучивать их, у детей повышается речевая активность. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.

В настоящее время в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов очень важна преемственность в воспитании ребенка между педагогами и их родителями. Поэтому вся вышеперечисленная работа с детьми проводится совместно. Взаимодействие детского сада и семьи является получением наилучших результатов в достижении любых целей. Тем более каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, внятно, красиво.

Дети, с которыми ежедневно родители дома, а воспитатели в детских садах рассматривали книги, читали, рассказывали и пересказывали стихи и сказки, прежде всего полюбили книги. У детей пополнился словарный запас, устная, диалогическая, монологическая речь стала насыщеннее, появилась инициатива в общении, а это является характеристиками целевых ориентиров речевого развития.


 

Хасиетова Анар Тунгышбаевна , воспитатель,

Хасиетова Анар Тунгышбаевна , воспитатель,

Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря

Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря

Пересказ детьми сказки по частям, по ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала)

Пересказ детьми сказки по частям, по ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020