«Роль сказки в жизни детей-дошкольников» (консультация для родителей)
Оценка 5

«Роль сказки в жизни детей-дошкольников» (консультация для родителей)

Оценка 5
docx
06.02.2020
«Роль сказки в жизни детей-дошкольников» (консультация для родителей)
консультация по сказкам.docx

«Роль сказки в жизни детей-дошкольников»

(консультация для родителей)

«Сказка» — это несложная игра, предназначенная для группы детей. Если вместе собирается несколько ребят, то можно предложить им это развлечение — оно окажется и веселым, и интересным, и полезным для них. Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Как правило, сказки несут в себе многовековую народную мудрость. Они очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, родители формируют у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли. 
            Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико-грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Одни вопросы помогают выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               «Роль сказки в развитии речи детей»

     Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают   огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

     Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают...» и т.п.). После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения,  описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

     Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности.

     Не менее важно рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художникам и, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказке.

     Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.

     Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном пересказать описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

     Эффективным приемом в беседах по сказке является ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалога зайца и вороны (сказка «Заяц-хваста»).

     Систематическое чтение и рассказывание сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

Доскажи название

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

 

Гуси...                                       Конек...

Крошечка...                               Мороз...

Аленький..                                Красная...

Доктор...             ………………...Цветик...

Заюшкина...                          …Бременские...

 

Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке, другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»)

дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»)

Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья - царевна (сказка «По-шучьему велению»).

Старик, рыбка, старуха, машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

Сказочная чепуха

Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

 

Например: для сказки <Репка> примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким:

Репка — «Вау!»

дед — «Я вам покажу!»

Бабка — «Чтоб тебя...»

Внучка — «Прикольно».

Жучка — «Сейчас спою».

Кошка — «Бубль гумм».

Мышка — «Выходи, подлый трус!».

Посадил дед (...) репку (...). Выросла репка (...) большая-пребольшая.

Стал дед (...) репку (...) тянуть: тянет - потянет- вытянуть не может.

Позвал дед (...) бабку (...).  Бабка (...) за дедку (,..). дедка (...) за репку (...) — тянут - потянут — вытянуть не могут.

Позвала  бабка (...) внучку...),  Внучка (...) за бабку (...), бабка (...) за дедку (...), дедка (...) за репку (...)  тянут- потянут — вытянуть не могут. Кликнула внучка (...) Жучку (...). Жучка (...) за внучку ( ....),  внучка (...) за бабку (...),  бабка (...) за дедку (...),  дедка (...) за репку (...) — тянут- потянут — вытянуть не могут. Позвала Жучка (...) кошку (...). Кошка за Жучку (...), Жучка (...) за внучку (...), внучка за бабку (...), бабка  за дедку (...), дедка (...)за репку(...)_тянут- потянут—вытянуть не могут. Кликнула кошка (...) мышку (...). Мышка (...) за кошку..), кошка (...) за Жучку (...), Жучка (...) за внучку (...), внучка (...)за бабку(...),  бабка(...) за дедку (...), дедка (...) за репку (...) — тянут - потянут — вытянули репку (...)!


 

Роль сказки в жизни детей-дошкольников» (консультация для родителей) «Сказка» — это несложная игра, предназначенная для группы детей

Роль сказки в жизни детей-дошкольников» (консультация для родителей) «Сказка» — это несложная игра, предназначенная для группы детей

Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать

Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать

Роль сказки в развитии речи детей»

Роль сказки в развитии речи детей»

Игры со сказками В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи

Игры со сказками В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020