Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение РКрым
«Ливадийская санаторная школа-интернат»
Доклад
на методическое объединение на тему:
«Роль сотрудничества семьи и школы для эстетического воспитания»
ВЫПОЛНИЛА:
Воспитатель 4 класса
Загурская М.А.
Дата:16.03.2024г
Г. ЯЛТА
2024 год
Слайд №1.
Средства эстетического воспитания, роль семейных традиций.
В течение всего времени обучения в общеобразовательных школах эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса. Все программы, по которым осуществляется учебно-воспитательная деятельность, отводят эстетическому развитию младших школьников важную роль. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетический компонент воспитательного процесса, который формирует у детей художественные чувства и вкус.
Слайд №2.
Основой процесса художественно-эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, которая направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.
Слайд №3.
Средствами художественно- эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.
К ним относятся:
1. Эстетика быта. Слайд №4.
Мы учим ребят чувствовать и понимать красоту жизни, воспитываем в них стремление создавать и беречь созданную ими же эстетическую красоту.
2. Произведения искусства. Слайд №5.
Их используют в оформлении быта, во время обучения и самостоятельной деятельности. Это- живопись, графика, малые формы скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства.
3. Природа. Слайд №6.
Ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в рисунках. Все это сопровождается рассказами педагога во время проведения прогулках и экскурсиях о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели. Закрепление знаний происходит через воспроизведение в рисунках и прикладном творчестве.
Сами же экскурсии на природу очень эффективны ведь увиденные и пережитые ребенком впечатления остаются на всю жизнь.
4. Специальное обучение. Слайд №7.
Формируем представление о прекрасном, обучаем навыкам художественно-творческой деятельности. Для этого используются различные виды занятий, игры, праздники, утренники и занятость во внеурочное время(кружки, клубы по интересам и т.д.).
5. Самостоятельная художественная деятельность детей. Слайд №8.
Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создаются специально отведенные игровые зоны с необходимым оборудованием и материалами, которыми дети могут свободно пользоваться и играть.
6. Праздники. Слайд №9.
С ними связаны самые яркие эмоционально-эстетические переживания детей.
Подготовка к праздникам и мероприятиям, формируют особые, обязательно положительные эмоции, от сюда и хорошее настроение, воспитывается чувство ответственности, коллективизма, сопереживание…
Во время таких мероприятий выявляются дети, у которых раскрываются определенные навыки, интересы, таланты.
Которые, в свою очередь, совершенствуются в свободное от учебы время, с педагогами дополнительного образования.
Слайд №10.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.
Слайд №11.
Л. Н. Толстой говорил:
«У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют – животворят семью»
Слайд №12.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Слайд №13.
Народный артист России, поэт- песенник Илья Резник написал гимн семьи:
«Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России. »
Слайд №14.
Обратившись к истории, мы увидим, что на Руси существовало большое множество традиций.
Примером может служить формирование династии, когда члены одной семьи занимались одним и тем же видом деятельности.
К сожалению, до наших дней дошли не все традиции, многие из них были утеряны, часть из них осталась, но претерпела некоторые изменения.
И сегодня мало кто может похвастаться соблюдением традиции в семье, которая передается на протяжении нескольких поколений.
Слайд №15
Семейные традиции – основа воспитания детей.
Приобщение ребенка к традициям во многом зависит от позиции семьи, организации ее быта, глубины вероисповедания, от знаний народного творчества, декоративно-прикладного искусства.
Именно семья, приобщая ребенка к этнокультуре, воспитывает в нем первые положительные эмоции, связанные с национальной культурой, которые затем закрепляются в условиях учебного заведения.
Слайд №16.
Что такое Семейные традиции? Это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Семейные традиции – это наши ритуалы, помогающие объединить всю семью, почувствовать родство и любовь близких.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
Семейные традиции, общие для всех членов семьи — это, прежде всего, процесс создания ценностей, не регламентированных с юридической точки зрения, выступающих в роли семейного закона, организующего и регулирующего жизнь семьи.
Семейные традиции — это законы семейной жизни.
Слайд №17.
С большей уверенностью могу предположить, что при упоминании словосочетания «семейные традиции» у большинства из вас возникают ассоциации со словом «дом», «родители», «дети».
Семейные традиции сближают семью, делают её настоящей крепостью, где каждый чувствует себя уверенно и защищёно.
Слайд №18.
Роль семейных традиций.
1. Семейные традиции очень важны для становления настоящей семьи .
2. Семейные традиции важны для ощущения ребёнка себя как представителя Фамилии. для формирования у него чувства защищенности, уверенности.
3. Ещё одна из значительных составляющих семейных традиций – это то, что ребёнок становится полноценным их участником и выполняет определённую роль. Это может быть обязанность расставлять посуду перед обедом, или готовить пригласительные перед организованной праздником- поездкой на природу. Главное, что при этом даже самый маленький член семьи чувствует себя значимым .
4. Благодаря семейным традициям, существующим в нашей семье, мы учимся любить, уважать, доверять, ценить минуты общения с родными людьми, помогать друг другу. А это самое главное в жизни .
Слайд №19.
Какими бывают семейные традиции?
У каждого найдется свое определение данному понятию. Однако смысл останется прежним — это сплочение всех членов семьи каким-то общим занятием, способствующим укреплению внутрисемейных отношений.
1. Традиции семейного досуга : путешествия, праздники, чаепития, воскресные обеды, игры .
2. Традиции трудового воспитания :совместные заготовки на даче, помощь по дому.
3. Поддержка ценностей рода : составление родословной, посещение родственников, забота друг о друге.
4. Традиции семейного чтения .
5. Совместные увлечения.
Слайд №20.
Традиции трудового воспитания.
Наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей.
Слайд №21.
Поддержка ценностей рода.
А для тех, кто хочет узнать о своих предках, чем они занимались, из какого рода происходили, можно заняться созданием генеалогического древа. Внуки и правнуки с интересом продолжат это увлекательное занятие.
Слайд №22.
Совместные увлечения. (Хобби)
Каждая семья индивидуальна и во многих из них заведены свои правила. По выходным некоторые семьи традиционно ходят в баню, другие на Новый год ездят к бабушке в деревню, в субботу до обеда нежатся в постели, готовят блины, пироги и блюда по рецептам, передающимся по наследству. Вместе с детьми можно начать коллекционировать марки, открытки, фантики, монеты.
Слайд №23.
Традиции семейного чтения.
Почему бы не ввести в привычку, к примеру, семейные ежевечерние чтения перед сном, а один раз в неделю обсуждение прочитанного?
Так каждый из членов семьи сможет получше узнать друг друга, научиться понимать мысли родных, в задушевных беседах становиться ближе и роднее.
А если личностное становление происходит в семье, будьте уверены, у вас не будет проблем с пониманием собственного ребенка и тогда, когда он вырастет.
Можно привести еще много примеров устоявшихся и привычных для каждой семьи действий, главное, чтобы они приносили радость, а дети и взрослые чувствовали сплоченность, заботу и любовь.
Все эти действия можно назвать ритуалом, передающимся из поколения в поколение. Проще говоря, семейные традиции и обычаи — замечательный повод продемонстрировать свое отношение и заботу близким людям.
Слайд №24.
Традиции семьи Савранских
Слайд №25.
Большинство семейных традиций похожи, только, каждая семья соблюдает их по своему, и это не важно. Главное, что они приносят радость всей семье, сплачивают и объединяют её членов.
В заключение можно сказать, что семейные отношения и правила, которые заведены в той или иной семье, являются главным аспектом и играют существенную роль в жизни каждого.
Однако, соблюдая родовые традиции, члены семьи должны считаться с желаниями каждого представителя семейства. Подавление чьих-то личных интересов может привести к необратимым последствиям в отношениях. И это, пожалуй, единственная отрицательная сторона семейных традиций. В целом, каждый из нас должен сделать все, чтобы возродить забытые семейные ценности, сблизиться с остальными членами семьи, наслаждаться общением с ними, дарить любовь и ласку. И самое главное в традициях зарождающейся молодой семьи – это новые личные моменты в сочетании с традициями наших бабушек и дедушек.
Слайд №26. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.