Открытый урок по русскому языку 3 класс
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку 3 класс

Оценка 5
docx
15.08.2024
Открытый урок по русскому языку 3 класс
Открытый урок р.я. ИТОГОВЫЙ.docx

Конспект открытого урока по русскому языку

 

Тема: Повторение изученного об имени прилагательном.

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и углубить знания учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес и умение обосновывать факты и явления окружающей среды. Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению. Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся любовь к родному языку. Воспитывать гуманность и товарищество. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

•     Приветствие (Здравствуйте, ребята! Садитесь).

•     Проверка рабочего места (на парте лежит учебник, тетрадь, пенал и подготовленные карточки).

Показываю лист самооценки и объясняю работу по нему (Перед вами лист самооценки, ваша задача в течение урока ставить знак «+» напротив каждого задания, которое мы будем выполнять) в одном из трех столбиков (Либо наглядно показываю, держа листок и комментируя, либо вношу в презентацию).

2. Нахождение орфограмм в словах (отмечают в листе самооценки)

- Сегодняшний урок начнём с нахождения орфограмм в словах. Запишем в тетради число, классная работа. С новой строчки, с заглавной буквы запишем слова под диктовку, карандашом надо подчеркнуть орфограмму.

Субботний (Непроверяемые написания в корне слова, удвоенная согласная "б"), жёлтый (Непроверяемые написания в корне слова), осенний (Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова, проверочное слово-осень), сосновая (Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова, проверочное слово сосны), холодное (Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова, проверочное слово холод), грустные (Буквы для обозначения непроизносимых согласных в корне слова. Проверочное слово грустить).

 (Дети записывают данные слова в тетрадь, подчеркивая орфограммы. На доску я вывешиваю подготовленные слова, и дети делают самопроверку и отмечают в листе самооценки данную работу).

 

3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое? Какие?) - Какая часть речи отвечает на эти вопросы? (Это имя прилагательное).

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное).

- Цель нашего урока – выявить знатоков этой части речи.

- А кто такие знатоки? (специалисты)

Толковый словарь Ожегова. (Знаток - человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь. Тот, кто обладает большими познаниями в какой-либо области).

- Давайте с вами вспомним, что мы знаем о данной части речи. Предлагаю поиграть в игру «Восстанови цепочку». К доске выходят 2-3 человека. Ваша задача навести порядок на доске, для этого нужно расставить карточки в нужном порядке. Остальные дети заполняют таблицу на своих рабочих листах. Потом сделаем взаимопроверку (На доске в разном порядке висят карточки: имя прилагательное, часть речи, признак предмета, вопросы, имя существительное, часть речи, предмет, вопросы).

см. Приложение №1

Как только дети готовы, начинаем проверку.

•     Как называется наша цепочка? (Части речи)

•     Какую часть речи мы сегодня повторяем? (Имя прилагательное)

•     Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

•     На какие вопросы отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- Ребята, как вы думаете, зачем рядом с именем прилагательным восстановили план рассказа об имени существительном? (Дети пробуют объяснить. Если затрудняются, то я им помогаю).  Имя существительное всегда связано с именем прилагательным. Они дружат (Рисую между цепочками руки, наглядно показываю связь).

4. Работа в парах. (Оценивается на листе самооценки). Ребята, работая в паре, учатся слушать друг друга и учитывать мнение соседа.

К именам существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, запишите получившиеся словосочетания в тетрадь, указав главное слово, и задайте вопрос к зависимому слову, рядом его запишите. Например, стол (Какой?) письменный (Слово

«стол» является главным, ставлю над ним крестик и задаю вопрос к имени прилагательному, которое даёт точный признак предмета. Выделяю окончание у имени прилагательного -ый).

•     Речь (правильная, грамотная)

•     Скрипач (талантливый, трудолюбивый)

•     Молоко (белое, топлёное)

•     Дети (любимые, шумные)

-Прочитайте, что у вас получилось! (Называю ребят).

- Со словами какой части речи связаны имена прилагательные? (Имя прилагательное связано с именем существительным).

- Откройте учебник на с.64 и давайте прочитаем, что написано там о прилагательном.

(Дети сначала читают про себя, потом один из учеников читает вслух, определение).

Построить анализ определения на основе карточек.

(Мы с вами вспомнили, что имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какая? какой? какое? какие? и связаны по смыслу с именем существительным). Совместная работа с учениками. Будет идти диалог. Пользуясь шпаргалкой на доске (карточками) кто готов сказать определение имени прилаггательного? (Ответ детей).

Теперь давайте потренируемся и найдём имена прилагательные.

5. Работа по учебнику.

Для этого на с. 64 давайте выполним упражнение 109. (Оценивается на листе самооценки)

-Прочитать задание к упражнению про себя. Вслух читает (имя ребенка). Сколько действий вы должны выполнить? (4 действия: прочитать упражнение; пояснить, какую роль выполняют имена прилагательные в данных предложениях (Я представила совсем молодую, хрупкую и беззащитную берёзку. Описать березу мне помогли имена прилагательные, ведь именно они указывают на ее хрупкость, беззащитность и красоту); записать текст упражнения в тетради; указать части речи над именами прилагательными). Если вы забудете определение имени прилагательного, в учебнике это написано на с. 64. Приступаем к работе, задание выполняем самостоятельно.

-Ребята, как вы думаете, для чего в нашей речи нужны имена прилагательные? (Дети пробуют ответить на этот вопрос).  Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим на эти два текста. И подумаем, чем они различаются?


          Летом
Качается под ветром высокая зелёная трава. Над лугом летают веселые стрекозы. Между травинками снуют хлопотливые муравьи.


             Летом
Качается трава. Летают стрекозы. Снуют муравьи.

 

Почему первый текст более точный? (в первом тексте есть имена прилагательные, которые более точно указывают на признаки). Спишите его. В каждом предложении подчеркни главные члены, укажите часть речи над именем прилагательным.

После того, как списали текст я говорю-давайте сделаем вывод для чего же нам нужны имена прилагательные? (Имена прилагательные нужны нам для точного указания признака предмета).

Иногда достаточно назвать несколько признаков предмета и можно догадаться, о чем идёт речь. Давайте и мы попробуем отгадать предмет по его признаку. Для этого сыграем в игру.

Она так и называется «Угадай предмет по признаку»

 

6. Работа в группах.

Игра оценивается на листе самооценки. Один ученик выходит к доске. Поворачивается спиной к классу. Я достаю предмет из корзинки, например, яблоко. Показываю его детям и убираю. Дети должны называть признак этого яблока, например, сладкое, круглое, вкусное, бывает красным и зелёным. Водящий пытается отгадать. Повторяется несколько раз. Теперь я им свой пример говорю.

Догадайтесь, о каком предмете говорится - вкусное, клубничное.

Дети пытаются догадаться, о каком предмете идет речь. Ошибаются. (Варенье). Называю еще один признак: холодное. Дети догадываются, что идет речь о мороженом. Достаю его для наглядности.

Какая часть речи помогла нам отгадать предмет? (Имя прилагательное).

Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи? (Для точного называния признака предмета).

Запишите в тетради признаки следующих слов: погода, настроение (погода: ветреная, солнечная, пасмурная, теплая и т.д. Настроение: хорошее, веселое, позитивное, печальное и т.д.)

Дети записывают примеры, по желанию слушаем нескольких ребят.

Ребята, вот мы сейчас назвали очень много прилагательных. А как называются художественные определения предмета? Вспоминаем уроки литературного чтения.

ЭПИТЕТЫ (Эпитет — это яркое образное определение, которое характеризует явление, человека, предмет, события). Пример

Воробей, мой воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось...

                           Саша Чёрный "Воробей" (Воробей: серый, юркий) Молодцы.

- Сегодня, вы проделали огромную работу. Я решила дать вам домашнее задание на выбор.

7. Домашнее задание. (Пока дети работали над последним заданием, я раздала листочки с творческой работой и инструкцией к упражнению 111).

Вы можете выполнить упражнение 111 на с. 65, прочитайте задание про себя. Один ребенок читает в слух. Дальше идёт разъяснение по этому упражнению (Нужно составить словосочетания «имя прилагательное + имя существительное», записать их в тетрадь и у имён прилагательных выделить окончания, например, оранжевый дом - окончание у имени прилагательного -ый выделяем, сверху подписываем части речи) или представить себя в роли писателя, причем писать вы будете волшебную сказку. Перед вами есть готовый текст. Как вы думаете, чего не хватает? (Имён прилагательных). Правильно! Ваша задача вставить их. Это поможет сделать вашу сказку интересной, яркой и захватывающей.

Листочки убрали в тетрадь, закрыли тетради. А теперь давайте выясним, кто же из вас является знатоком имен прилагательных.

 

8. Итог урока. Рефлексия.

Работа с листом самооценки.

- Поднимите руку, у кого все получилось, но были трудности.

- Теперь те, у кого все получилось.

- А у кого все получилось, и он сможет объяснить другому?

- А какое задание было самым интересным? (Спрашиваю выборочно детей).

Сегодня на уроке вы были активные, трудолюбивые, послушные, внимательные. Называю имена ребят и для того, чтобы поставить отметку за урок, необходимо проверить их рабочие тетради, дети сдают мне их. (После урока проверяю и выставляю оценки). Всем спасибо за урок! До свидания!

Лист самооценки Поставь + в нужном столбике

Задания на уроке

Все получилось, но были трудности

Все получилось!

Все получилось и могу

объяснить другому

Самое интересное задание

Нахождение орфограмм в словах

 

 

 

 

Работа в парах. Составление словосочетаний

 

 

 

 

Самостоятельное выполнение упражнения 109.

 

 

 

 

Работа в группах. Игра «Угадай предмет по признаку»

 

 

 

 

 

см. Приложение №1

Части речи

 

Значение

Вопросы

Примеры

Имя существительное

Предмет

Кто? что? кого –чего?, кому-чему?, кого-что?, кем-чем? О ком- о чем?

Мама, земля, мышь

Имя прилагательное

 

 

 

 

 

 

 

Глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект открытого урока по русскому языку

Конспект открытого урока по русскому языку

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Построить анализ определения на основе карточек

Построить анализ определения на основе карточек

Дети пытаются догадаться, о каком предмете идет речь

Дети пытаются догадаться, о каком предмете идет речь

Сегодня на уроке вы были активные, трудолюбивые, послушные, внимательные

Сегодня на уроке вы были активные, трудолюбивые, послушные, внимательные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2024