Интегрированные формы проведения уроков литературы как эффективная организация познавательной деятельности учащихся (из опыта работы)
Оценка 4.9

Интегрированные формы проведения уроков литературы как эффективная организация познавательной деятельности учащихся (из опыта работы)

Оценка 4.9
docx
15.08.2024
Интегрированные формы проведения уроков литературы как эффективная организация познавательной деятельности учащихся (из опыта работы)
Интегрированные формы проведения уроков литературы.docx

Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий. Данный предмет нельзя изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература – это вид искусства и явление культуры.

Предмет «Литература» развивает личностные качества, так как обеспечивает культурную самоидентификацию школьника, способствует пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, приобщает к литературе как искусству слова, формирует индивидуальный эстетический вкус, формирует коммуникативные свойства личности, так как способствует правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, способствует формированию познавательных потребностей, через овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., через формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознание художественной картины жизни, отражённой в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Современный опыт преподавания литературы в школе свидетельствует о востребованности межпредметных связей. Проблема интеграции является актуальной для современной школы. Особенно с переходом на новые стандарты обучения. Существуют разные подходы к решению данного вопроса. Ряд авторов предлагает специально разработанные интегрированные курсы для старшего школьного возраста. В таком случае возникает проблема подготовки учителей, владеющего знаниями по данным курсам, и создания учебно-методических комплектов. Перед современным образованием стоит задача повышения учебной мотивации, отвечающей современному уровню развития науки, а также создание образовательной среды, способствующей обеспечению эффективности процесса образования.

Таким образом, актуальность нашей темы заключается в том, что реализация интегрированных форм на уроках литературы способствует более глубокому пониманию литературного произведения, вводит его в широкий культурный контекст, продуктивно развивает личностные качества, а также соответствует современному методическому опыту и запросам современной школы.

Целью работы было рассмотреть интегрированные формы проведения уроков литературы как эффективную организацию познавательной деятельности учащихся.

В связи с этим ставилось решение следующих задач:

1. Раскрыть теоретические основы применения интегрированных уроков литературы в современной школе.

2. Представить методику применения интегрированных форм на уроках литературы как эффективной организации познавательной деятельности учащихся старших классов.

На основе проведенного исследования представим основные выводы по проделанной работе.

Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Интеграционные процессы, происходящие в школьном образовании, открывают новые возможности для развития школьников.

Практика подтверждает, что при осуществлении интеграции изменяется предмет, расширяются задачи и структура соединяемых учебных дисциплин, становится на высший уровень понятийно-категориальный аппарат и методологический инструментарий, поэтому внедрение интеграции в учебный процесс школьных образовательных организаций имеет достаточный исторический теоретико-практический опыт, который должен учитываться при реализации интегрированного обучения.

В настоящее время перед школьными образовательными организациями поставлена глобальная задача – разработать не интегрированные занятия, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и учащегося в течение одного дня на определенную тему, при котором будут гармонически объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Такой процесс возможен только при выполнении принципа интеграции содержания образовательных областей ФГОС к образованию школьников.

Анализ научной литературы позволил сформулировать авторское определение: «Интегрированное обучение – это обучение, содержание которого направленно на развитие у учащихся школьных образовательных организаций в единстве социально-коммуникативного, познавательного, речетворческого, художественно-эстетического и физического развития».

Основными принципами интеграции содержания образовательных областей становятся: воссоздание интегрального образа действительности на уровне воображения; развитие в единстве познавательной, эмоциональной и практической сферы личности учащегося; применение адекватных возрасту учащегося интеграции форм деятельности; предоставление различных возможностей для развития детей, обеспечивающих позитивную социализацию школьников; планирование занятий с учетом интеграции содержания образовательных областей ФГОС.

Реализация систематизированных в данном исследовании принципов интеграции содержания образовательных областей будет возможной только при создании психолого-педагогических условий в школьной образовательной организации. Основными психологическими условиями интеграции содержания образовательных областей ФГОС являются: учет возрастных особенностей, формирование психических процессов, речевых навыков.

Экспериментальное исследование проводилось на базе 10 класса МБОУ «Леплейская СОШ». Старшеклассники были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную по 5 человек в каждой группе. Экспериментальное исследование предполагало проведение трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в обосновании эффективности способов проведения интегрированных уроков литературы для старших школьников.

Перед началом диагностики были подготовлены материалы для проведения методики. В процессе работы наблюдали за детьми, за умениями проявления активности и интереса на уроке в соответствии с рекомендацией по инструкции. Данные наблюдения и результаты интерпретации по диагностике занесены в протокол.

По результатам диагностики школьников разделили по качественным характеристикам на две равнозначные группы. Полученные данные свидетельствует о том, что 30% школьников и в контрольной, и экспериментальной группе имеют низкий уровень сформированности познавательной деятельности.

В контрольной и экспериментальной группе 50 % школьников имеют средний уровень сформированности познавательной деятельности.

Высокий уровень сформированности познавательной деятельности выявлен у 20% старших школьников в контрольной и экспериментальной группе.

В ходе нашего наблюдения мы пришли к выводу о том, что необходимо повышать уровень литературного развития старших школьников. Но в силу того, что в современной действительности дети по-другому добывают знания, используя достижения технического прогресса. Следовательно, можно предложить интеграцию дополнительных знаний, связанных со смежными предметами, а именно знаниями по предмету «Мировая художественная культура».

Дальнейшая работа была направлена на разработку системы упражнений для совершенствования литературного развития обучающихся с помощью дополнительных знаний, а также проведения контрольного эксперимента, подтверждающего или нет гипотезу исследования.

Полученные данные в ходе проведения контрольного эксперимента свидетельствует о том, что 10% школьников в экспериментальной группе имеют низкий уровень сформированности познавательной деятельности, а именно малоактивны и малоразговорчивы со сверстниками педагогами, невнимательны, ситуативны в выборе.

В экспериментальной группе 40 % школьников имеют средний уровень сформированности познавательной деятельности. Данный уровень характеризуется умением школьника слушать и слышать, участвовать в школьной деятельности по инициативе других.

Высокий уровень сформированности познавательной деятельности выявлен у 50% школьников в экспериментальной группе. Им характерно проявление активности в образовательной деятельности. Школьник инициирует и организует действия двух-трех сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий; использует простой договор («Я буду…, а вы будете…,»).

Может инициировать и поддерживать деятельность и диалог со сверстниками на отвлеченную тему; осознанно стремиться не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к подержанию слаженного взаимодействия с партнерами. В контрольной группе диагностические данные остались неизменными. Полученные таким образом сведения в ходе контрольного этапа эксперимента позволяют судить об уровне сформированности познавательной деятельности, которые удалось достичь в своем онтогенезе каждому школьнику.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе уровень познавательной деятельности школьников значительно повысился. Этим изменениям способствовали занятия, включающие в себя упражнения-тренинги. Уровень познавательной деятельности в контрольной группе остался на прежним, т.к. в данной группе не проводились занятия, направленные на формирование уровня познавательной деятельности.

Сравнивая уровни познавательной деятельности подростков экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе эксперимента можно сделать вывод об эффективности проведенных занятий, направленных на формирование уровня познавательной деятельности.

И так, в ходе экспериментальной работы по реализации интеграции образовательных областей у большинства детей отмечено изменение отношения к самому процессу выполнения заданий, появилась уверенность в своих действиях при выполнении задания.

Использование описанных заданий позволило нам сделать вывод о том, что они являются неотъемлемой частью на ступени старшего образования, так как дают возможность обучающимся воспринимать явления и предметы целостно, системно, эмоционально и разносторонне. Такие задания способствует формированию эффективной образовательной среды, направленной на развитие самостоятельности обучающихся, включения их в познание целостной картины мира.


 

Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий

Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий

Таким образом, актуальность нашей темы заключается в том, что реализация интегрированных форм на уроках литературы способствует более глубокому пониманию литературного произведения, вводит его в широкий…

Таким образом, актуальность нашей темы заключается в том, что реализация интегрированных форм на уроках литературы способствует более глубокому пониманию литературного произведения, вводит его в широкий…

В настоящее время перед школьными образовательными организациями поставлена глобальная задача – разработать не интегрированные занятия, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и учащегося в…

В настоящее время перед школьными образовательными организациями поставлена глобальная задача – разработать не интегрированные занятия, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и учащегося в…

Экспериментальное исследование проводилось на базе 10 класса

Экспериментальное исследование проводилось на базе 10 класса

Дальнейшая работа была направлена на разработку системы упражнений для совершенствования литературного развития обучающихся с помощью дополнительных знаний, а также проведения контрольного эксперимента, подтверждающего или нет…

Дальнейшая работа была направлена на разработку системы упражнений для совершенствования литературного развития обучающихся с помощью дополнительных знаний, а также проведения контрольного эксперимента, подтверждающего или нет…

Уровень познавательной деятельности в контрольной группе остался на прежним, т

Уровень познавательной деятельности в контрольной группе остался на прежним, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2024