О.П. Турбан,
Челябинская обл., г. Магнитогорск
Влияние современного рынка труда на программное обеспечение дополнительного образования детей
В современном мире можно выделить несколько основных тенденций, оказывающих значительное влияние на содержание образования. Это технологический прогресс, с развитием которого образование стало доступнее, интереснее и эффективнее. Изменяющиеся потребности рынка труда создали необходимость в новых навыках и знаниях. Поэтому в дополнительное образование активно внедряются концепции гибкого обучения, где акцент делается на основных навыках: креативность, критическое мышление, способность к быстрой адаптации.
В условиях технологического прогресса, когда каждый день появляются технические новинки, когда развивающейся промышленности нужны образовательные кадры, профессиональная ориентация детей и подростков становится главной задачей организаций дополнительного образования.
В муниципальном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Максимум» города Магнитогорска реализуются дополнительные программы по пяти направленностям: художественная, техническая, социально-гуманитарная, естественно-научная и физкультурно-спортивная. Новые тренды рынка труда и рынка образования определяют актуальность корректировки программ и повышения качества образования с целью развития гибких навыков и ключевых компетенций у обучающихся. С этой целью в нашем учреждении ежегодно проводится опрос родителей и обучающихся по обновлению программного обеспечения. Согласно опросу, востребованными остаются практически все программы, реализуемые в «ДЮЦ «Максимум», также поступил социальный заказ на новые программы, связанные с программированием, техническим и художественным творчеством. Так появились новые программы: «Авиамоделирование и ракетомоделирование. Летает всё», «Лаборатория начального судомоделирования», «Образовательная робототехника», «Первые шаги в робототехнике», «Юный программист», «Цифровое моделирование», «Цифровая живопись» и другие.
В нашей организации создана среда, способствующая развитию технического творчества, где, наряду с приобретением теоретических знаний, обучающиеся получают личный опыт применения этих знаний на практике. Обучение по программе «Авиамоделирование и ракетомоделирование. Летает всё» позволяет сформировать интерес ребят к технике и техническому творчеству, развить творческое конструктивное мышление и овладеть прикладными навыками, а также мотивирует к профессиональному самоопределению обучающихся. Занятия в творческом объединении не сводятся к элементарному знакомству с устройством летающих моделей и их изготовлению, а приобретают проблемно-поисковый характер для формирования и развития конструкторских способностей обучающихся. При изготовлении моделей обучающиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем. Решая проблему, пробуя и экспериментируя ребята приобретают очень полезные в жизни практические навыки.
Программа «Лаборатория начального судомоделирования» позволяет за один учебный год обеспечить начальную подготовку детей в области судомоделирования, познакомить учащихся с классификацией моделей кораблей и судов, научить понимать простейшие чертежи, развить практические навыки работы с различными инструментами и материалами при постройке моделей. Образовательная программа помогает определить школьникам наличие интересов к деятельности, связанной с техническим творчеством, и выстроить свой дальнейший образовательный маршрут на основе анализа этих интересов.
На сегодняшний день существует потребность общества в активных, технически грамотных молодых людях с политехническими знаниями, а робототехника – это и есть первая ступень в воспитании будущих конструкторов, инженеров, изобретателей и рационализаторов. Обучение по программе «Образовательная робототехника» позволит развить конструктивное мышление, интерес к техническим дисциплинам и деятельности, связанной с изобретательностью. В ходе обучения ребята выдвигают идеи по созданию роботов, обсуждают их; отрабатывают приемы управления; учатся планировать, тестировать и оценивать работу сделанных ими роботов; ищут способы улучшения результатов проделанной работы. В ходе программирования и тестирования роботов дети знакомятся с ключевыми идеями, относящимися к информационным технологиям.
Цель программы «Цифровое моделирование» - формирование у обучающихся практических компетенций в области цифрового трёхмерного моделирования объектов с целью их последующей печати на 3D принтере. В программе рассматриваются технологии цифрового моделирования на примере систем Paint 3D, 3D Builder и 123 Design. В процессе освоения данного курса, обучающиеся изучат не только принципы цифрового трёхмерного моделирования, но и азы создании анимации и видеомонтажа.
Уникальность программы «Цифровая живопись» заключается в сочетании традиций изобразительного искусства и новейших тенденций в области компьютерной графики, совмещение классики художественного образования и современных средств обучения. В ходе освоения программы происходит обучение основным навыкам работы с компьютером, графическим планшетом и программой PhotoShop, у ребенка формируется желание творить с помощью новых для него инструментов и использовать компьютер не только как «игрушку», но и как средство получения новых художественных знаний, как инструмент для взаимодействия с миром при помощи разнообразных зрительных образов. Ребенок открывает для себя удивительный мир цифрового пространства и разнообразие возможностей графического редактора, у него формируются потребности в самостоятельной творческой инициативе и творческой активности в изобразительной деятельности. Происходит развитие познавательной и чувственной сфер личности ребенка, осмысление совершаемых действий и получаемых знаний. Обучающиеся становятся активными участниками творческого процесса, который приводит к определенному результату – продукту творческой деятельности.
Решая задачи и проблемы мы с оптимизмом смотрим в будущее, глядя на наших ребят, надеемся и верим, что среди них найдутся талантливые инженеры и конструкторы, замечательные дизайнеры-художники, спортсмены и хореографы, достойные граждане России, но и продолжатели нашего дела, которые придут нам на смену и будут передавать знания, прививать любовь к творчеству следующим поколениям.
Список литературы:
1. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для вузов/Н. В. Матяш. – М.: Академия,211. – 144 с.
2. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / М. Б. Павлова, И. И. Гуревич, Дж. Питт, И. А., Сасова. – М.: Вентана-Граф, 2003. - 296с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.