Роль спортивного кружка в образовании и воспитании
школьников в условиях реализации ГОС
«Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно»
Лев Николаевич Толстой
Школа вступила в период глубоких качественных изменений. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.
В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов предъявляются новые требования к развитию системы основного общего образования. Целью образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации собственной трудовой деятельности, организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга . Таким образом, результативность образования в области физической культуры определяется не только достижением требований по физической подготовке, как это было в прежней системе физического воспитания, но ориентирует учебный предмет на формирование личностно-значимых компетенций учащихся, необходимых каждому для преобразования и совершенствования своей «физической природы» в собственных интересах и в соответствии с индивидуальными потребностями. Осуществление этой ориентации в рамках целостного образовательного процесса определяет внеурочную деятельность лишь в качестве одной из структурно-организационных его форм.
Конституционное право граждан Донецкой Народной Республики заниматься физической культурой и спортом обеспечивает государство через создание условий для его реализации: свободный выбор вида спорта и физкультурно-спортивных услуг; доступность и безопасность занятий физической культурой и спортом; объединение граждан в общественные организации физкультурно-спортивной направленности и др.
Настоящим Законом (статья 39) определено осуществление физического воспитания в учебное и во внеурочное время в системе образования. Современная система физического воспитания в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики решает проблемы укрепления социального, физического, психического здоровья подрастающего поколения и направлена на повышение работоспособности школьника в режиме дня, рациональное использование свободного времени, формирование высоконравственных качеств личности и духовного воспитания.
Привлечение школьников к занятиям физической культурой и спортом является одной из современных форм, методов и средств спортивно-патриотического воспитания и является неотъемлемой частью решения педагогических задач и требований к организации физического воспитания и школьного спорта.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Организация кружковой работы в школе, действительно помогает развивать интересы и способности ребенка. Кружки являются наиболее распространенной формой дополнительной работы со школьниками. Занятия в кружках развивают творческие способности обучающихся, формируют у них активную жизненную позицию, воспитывают у обучающихся гражданственность, трудолюбие, любовь к окружающей природе, Родине, семье, прививают здоровый образ жизни, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы, коммуникативные навыки. Занятия в кружках способствуют повышению самооценки, если ребенок добивается успеха, победы в конкурсах, соревнованиях – это укрепляет веру его в себя, в свои силы, знания, умения. Он становится более уверенным уже в любых жизненных ситуациях.
Государственными образовательными стандартами определено следующее направления внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Во время занятий формируется культура здорового и безопасного образа жизни; должен использоваться оптимальный двигательный режим для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей; развиваются потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Неотъемлемой частью развития и становления как личности в подростковом возрасте есть физическое воспитание школьников. Спортивные игры – одно из средств физического воспитания и развития личности. Одной из популярнейших спортивных массовых игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту является волейбол.
Занятия волейболом повышают мышечно-двигательные ощущения, улучшают зрительный и кинетический контроль за выполнением определенных движений, уменьшают накопление жировой ткани, развивают силу, ловкость, скорость движений, повышают дееспособность вегетативных органов. Усиленное снабжение всех тканей гормонами позволяет стимулировать обменные процессы организма, активность желез внутренней секреции. Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе: увеличивается объем сердца, ЧСС уменьшается, замедляется скорость кровообращения. Это свидетельствует о том, что сердечно-сосудистая система функционирует экономно. В процессе занятий дыхание замедляется, минутный объем дыхания постепенно снижается, увеличиваются показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентированию в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от учащихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается ощущение ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности, игра в волейбол является средством не только физического развития, но и активного отдыха.
Занятия волейболом приобщают детей к систематическим занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни, предупреждают асоциальное поведение, выполняют функцию прогнозируемого процесса духовно-нравственного развития ребёнка.
В условиях современного общества, когда дети проводят больше времени, сидя за компьютером или у телевизора, роль занятий после уроков состоит и в формировании у ребенка сознательного отношения к своему здоровью, понимания необходимости физической нагрузки в виде игр на свежем воздухе, занятий в спортивных секциях и т.д. Для этого необходимо создание положительного эмоционального фона на занятиях, что возможно только при личной заинтересованности педагога.
Занятие спортом всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются. Средняя потребность детей школьного возраста в двигательной деятельности составляет не менее 12-16 часов в неделю. Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка. Учеными доказано, что снижение двигательной активности ведет к снижению общей успеваемости ребенка, снижению иммунитета, возникновению депрессивных состояний. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - Гиппократ. Поэтому радует, что в школах работают бесплатные спортивные секции и кружки, но мало.
Ребенок, который кроме выполнения домашнего задания и уроков еще и занят своим любимым видом спорта, всегда собран, дисциплинирован, соблюдает режим тренировок и отдыха, старается рационально использовать свое свободное время. Такой ребенок более вынослив, физически развит, в большинстве случаев меньше болеет, т. к. с помощью многих физических упражнений поднимается и укрепляется уровень иммунитета. Занятость спортом помогает и в решении актуальной для нашего общества проблемы, когда при наличии свободного времени ребенок не знает, чем себя занять, и в результате начинает проводить время на улице, зачастую попадая в асоциальные компании, где употребляют алкоголь, наркотики.
Процесс выполнения физических упражнений оказывает влияние не только на физическую, но и на духовную сферу занимающихся, их эмоции, волю, моральные проявления. «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» - Лев Николаевич Толстой.
Наши занятия могут научить думать ребенка, делать выводы и искать связи с другими предметами, позволить ребенку быть успешным и здоровым. А в этом может помочь педагог, который любит свой предмет и родители, которые видят своего ребенка здоровым и развитым.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.