ТЕМА: Роль транспорта в сфере материального производства. Продукция железнодорожного транспорта. Закон о предприятиях.
1. Роль ж/д транспорта в процессе общественного производства.
Чем выше уровень развития производства, тем глубже проникает транспорт во все сферы деятельности человека.
Транспорт – главнейшая база всей экономики. Он – непременное условие всякого производства. Все изделия производства в процессе изготовления подвергаются многочисленным перемещениям. Эти перемещения происходят в полном соответствии с технологическим процессом, специализацией предприятий и цехов.
Транспорт, продолжая процесс материального производства в сфере обращения, является связующим звеном между производством и потреблением.
Транспорт - материальное производство, продолжает процесс производства перевозимых товаров, доставляя их потребителю.
2. Что является продукцией транспорта?
Продукция транспорта – перемещение, измеряемое в тонно- километрах и пассажиро- километрах, ее нельзя накопить, отложить а запас. Она потребляется в процессе самого транспортного производства.
( Маг.№6, с.50)
3.Экономика транспорта - отрасль экономической науки, изучающая закономерности развития и функционирования транспорта. Она изучает транспорт общего пользования, т.е. магистральный транспорт, который является самостоятельной сферой материального производства.
4.Из истории развития железнодорожной отрасли Казахстана.
Начало становления ж/д отрасли Казахстана - строительство ж/дороги Оренбург-Ташкент.
К1958 году эксплуатационная длина ж/дорог Казахстана составляла 10,3 тыс. км при этом в республике существовало 6 организационно самостоятельных дорог: Туркестано- Сибирская, Ташкентская, Карагандинская, Оренбургская, Южно- Уральская.
В 1977 г Казахская ж/дорогабыла разукрупнена и образовалось три дороги: А-А, З-Казахстанская, Целинная.
5.Причины формирования самостоятельного транспортного комплекса.
Распад СССР и приобретение Казахстаном независимости привело к необходимости формирования самостоятельного транспортного комплекса.
31 января 1997 г. постановлением Правительства было создано РГП « КТЖ» путем слияния трех дорог, входивших в сеть МПС СССР.
Стабильный рост экономики страны начался с 1999 г. и потребовал принятия кардинальных мер, позволяющих создать условия для адаптации ж/д транспорта к современным условиям экономики, внедрения рыночных отношений, привлечения инвестиций и частной предпринимательской инициативы.
4 июня 2001 г. Постановлением Правительства была утверждена
« Программа реструктуризации ж/ дорожного транспорта РК на 2001-05 гг.», отражающая основные направления реформирования ж/д транспорта с точки зрения развития ж/ дорожных предприятий, так и потребностей экономики РК.
6. Цели реформирования отрасли:
- адаптация ж/д тр. к условиям рынка при сохранении госконтроля над магистральной ж/д. сетью;
- обеспечение эффективности ж/д тр. за счет развития конкуренции в перевозочной и обеспечивающей деятельности и вовлечения частной инициативы и инвестиций в отрасль;
- развитие импортозамещающей производственной базы для нужд ж/д. тр.
- обеспечение конкурентоспособности ж/д. тр. на рынке транзитных перевозок.
В целях законодательного обеспечения реструктуризации отрасли был принят Закон РК «О ж/д. транспорте».
7 .Дальнейшие направления развития магистрального транспорта:
- наращивание объемов и повышение качества перевозок грузов и пассажиров;
-привлечение транзитных потоков на территорию РК по международным транспортным коридорам;
-проведение инновационной и инвестиционной политики, ориентированной
на безопасное функционирование ж/д. тр. и существенное улучшение его тех. уровня;
-совершенствование экономич. механизма и структуры управления отраслью,
обеспечивающее повышение заинтересованность ж/д. и предприятий, каждого работника в максимальном увеличении доходности и экономии затрат.
При реформировании отрасли необходимо подготовить сеть к работе в совершенно других условиях, с использованием принципиально новых технологий во всех сферах деятельности. Выполнение данной программы развития ж/д. тр. РК позволит выйти на новые рубежи перевозочного процесса и поднять эксплуатацию и ремонт подвиж. состава на качественно новый уровень.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.