Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования занятий скульптурой, предлагается методическое пособие, способствующее этому процессу.
Ключевые слова: скульптура, методы обучения, методическое пособие.
Реальное и правильное изображение человека и животных в рисунке, в живописи и в скульптуре возможно только тогда, когда обучаемый владеет достаточными знаниями и понятиями по анатомии и, при этом, осознает их в совокупности.Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования занятий скульптурой, предлагается методическое пособие, способствующее этому процессу.
Ключевые слова: скульптура, методы обучения, методическое пособие.
РОЛЬ АНАТОМИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ В ЛЕПКЕ
СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА
Исламов И. Г.,
учитель изобразительного искусства,
МБОУ Гимназия, Чишминский районАннотация.
В
статье
рассматриваются вопросы
предлагается
скульптурой,
совершенствования
методическое пособие, способствующее этому процессу.
занятий
Ключевые слова: скульптура, методы обучения, методическое
пособие.
Islamov I.G.
THE ROLE OF THE ANATOMICAL TEXTBOOK IN THE
MODELLING OF A SCULPTURAL PORTRAIT
Abstract. This artical discusses the perfection of the stydies the
sculpture, it suggests the promoting this process.
Key words: sculpture, the method of teaching, a methodical
textbook.
Реальное и правильное изображение человека и животных в
рисунке, в живописи и в скульптуре возможно только тогда, когда
обучаемый владеет достаточными знаниями и понятиями по
анатомии и, при этом, осознает их в совокупности. От греческого
слова "анатемно" рассекаю.
Анатомия наука о строении тела (человека и животных).
Такое название этой науке дано потому, что издавна основным
методом изучения анатомии является метод рассечения изучаемого
объекта (трупа и отдельных его частей).
Этот аналитический метод позволяет изучить все детали
строения тела с тем, чтобы наблюдая живое тело (натуру) в покое и
при различных движениях, видеть как бы сквозь прозрачную
оболочку его строение.
Необходимость анатомического знания уже издавна осознана
художниками.
Первым анатомом,
давшим действительно правильное
представление о многих частях человеческого тела и их
изображение, изложившим в своем трактате ряд ценнейших данных
по анатомии и по механике движений следует считать гениального
художника и ученого Леонардо да Винчи. По поводу создания
художником изображения он сказал: «Где мысль не работает вместе
с рукой, там нет художника".Раскрывая эту мысль, хочу спросить, как добиться связи мысли
и рук при работе над скульптурой, или даже при создании какого
либо другого объекта изобразительного искусства? Как объяснить
тем же учащимся суть задачи при лепке портрета и что для этого
необходимо? А для этого, как я думаю, необходимо сформировать
полное понимание той действительности, которую они должны
передать, в нашем случае это портрет.
Как мы уже знаем, что бы дать оценку окружающей
действительности необходимо три условия:
первоесам
обсуждаемый предмет, второе предварительная информация об
этом предмете, третье адекватные органы чувств, для того что бы
связать информацию с предметом и на основании этого сделать
анализ.
Допустим, учащимся поставлена задача слепить портрет с
плечевым поясом, дана предварительная информация, и есть сам
обсуждаемый объект натурщик, но то, что мы скажем по поводу
создания скульптурного портрета, будет усвоено только частично,
т.к. они не видят в натурщике того скелета, о чем так часто
говорится, да, они его представляют, но не видят. Не видят скелет и
внешний образ человека как одно целое, поэтому студенты
перелепливают внешние черты портретируемого, не придают
значения его внутреннему скелету. Для помощи, доступно и понятно
объяснить задачу, существует много методических пособий:
обрубовка в различных вариациях, скелет, анатомический торс и т.д.
Но ни одно из них не объединяет в себе внешний образ человека и
его скелет.
Эта проблема подтолкнула к идеи создать методическое
пособие, отображающее в себе внешнюю конструкцию и скелет
человека. Оно разделено на две части по оси симметрии, с одной
стороны внешность человека, с другой его скелет.
Такое объяснение предмета облегчает процесс понимания:
просто о сложном! И он становится понятным как студентам вузов
при лепке или рисовании портрета, так и ученикам художественных
и общеобразовательных школ.
Пособие дает возможность доступнее, понятнее и быстрее
объяснить суть взаимоподчинения внешних форм и структуры
скелета. Самое важное то, что такой пример устанавливает связь
предварительной информации с предметом обсуждения, т. к.
включает в себя и часть портрета и часть скелета. И здесьформируются полное представление того, как скелет (каркас,
основа) влияет на внешнюю форму головы человека. Такой пример
дает возможность сформировать «алгоритм» мышления, ясное
представление целого образа в сознании у обучающегося при
изображении человека и животных в рисунке, в живописи и в
скульптуре.