Цель:
Обогащение родительских представлений о значении фольклора в развитии речи детей раннего возраста.
Задачи:
Познакомить родителей с малыми фольклорными формами, способствующими развитию разговорной речи детей;
Показать на практике, в каких режимных моментах используются потешки в раннем возрасте;
Активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания
Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Роль фольклора
в развитии речи детей
раннего возраста.
Шошина Галина Александровна
Цель:
Обогащение родительских представлений о значении
фольклора в развитии речи детей раннего возраста.
Задачи:
Познакомить родителей с малыми фольклорными
формами, способствующими развитию разговорной
речи детей;
Показать на практике, в каких режимных моментах
используются потешки в раннем возрасте;
Активизировать педагогический опыт родителей по
Укрепить сотрудничество семьи и педагогического
теме собрания
коллектива.
усваивает
В раннем детстве ребенок овладевает
величайшим достижением человечества -
речью. Этот бурный
процесс не
происходит сам собой. Маленький ребенок
путем
многое
непосредственного
подражания
окружающим его людям, а так же
непосредственно соприкасаясь с разными
предметами. Это самостоятельно добытый
опыт имеет большое воспитательное
значение: будит любопытство, умственную
активность, доставляет много конкретных
впечатлений.
незапамятных
Ценность раннего обучающего
воздействия давно подмечена
народом.
времен
С
быту
живут
колыбельные песни, пестушки,
потешки, которые забавляют и
учат маленького ребенка.
в
народном
Произведения,
созданные специально
для детей, составляют
область
особую
-
народной
детский фольклор.
поэзии
увлекает
Фольклор
детей
яркими поэтическими образами,
вызывает у них положительные
эмоции, укрепляет светлое,
жизнерадостное
восприятие
жизни, помогает понять, что
хорошо, а что дурно,
красиво и что не красиво.
что
Звучность, ритмичность,
напевность, занимательность
потешек привлекает детей,
желание
вызывает
повторить, запомнить, что в
свою очередь, способствует
развитию разговорной речи.
Колыбельные песни
о
тех
что
того,
Колыбельные
песни
обогащают словарь детей за
счет
содержат
широкий круг сведений об
окружающем мире, прежде
всего
предметах,
которые близки опыту людей и
привлекают своим внешним
видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие
колыбельных
способствует
освоению
грамматического
строя речи.
с
С помощью потешек, народных песенок можно
слух, т.к. они
развивать фонематический
используют
наигрыши,
звукосочетание
которые повторяются несколько раз в разном
темпе,
различной интонацией, причем
исполняются на мотив народных мелодий. Все
это позволяет ребенку в начале почувствовать, а
затем
языка,
лаконичность, приобщает именно к такой форме
изложения собственных мыслей, а затем будет
способствовать формированию образности речи
дошкольников, словесному творчеству детей.
осознать
–
красоту
родного
Третий год жизни является самым
благоприятным для развития речи
ребенка. Основная задача развития
речи ребенка – овладения нормами и
правилами родного для него языка.
Устное народное творчество таит в
себе неисчерпаемые возможности для
пробуждения
познавательной
активности, самостоятельности, яркой
индивидуальности
для
развития речевых навыков. Поэтому мы
решили использовать фольклор в
воспитании детей.
малыша,
образовательную
Организованную
использованием
деятельность
с
русского
мы
фольклора
рассматриваем не как традиционную
а как яркое
форму обучения,
общение с малышами. Ведь на глазах
у
разговаривают
человеческими
поют,
пляшут, играют и т. д. Привнесение
настроения
затейливости,
шаловливого веселья, и иногда и
некоторого баловства вот в чём
приоритет фольклорных игр.
голосами,
детей
звери
выразительности:
Средства
Мимика
Жесты
сила голоса
тембр
пособия),
действий
наглядные
(игрушки,
с
которых
развернутая
и
четкие,
подкрепляются
наглядного
Используем
средства
картинки,
помощью
создается
картина
результата. Пояснения
лаконичные,
сжатые
показом
дидактического
материала.
Используем наглядные
средства
(игрушки,
картинки, пособия), с
помощью
которых
создается развернутая
картина действий и
результата. Пояснения
четкие,
лаконичные,
сжатые
за
слов
потоком
потеряется
смысл
текста) подкрепляются
показом
наглядного
дидактического
материала.
(иначе
Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности.
На конструировании строим
домик (избушку), обыгрываем
ее приговаривая: «Кошка в
окошке
шьет»,
«Курочка в сапожках избушку
метет».
рубашку
На лепке - лепим «оладушки»,
потешкой
испечем
обыгрываем
«Ладушки-ладушки
оладушки».
Использование малых форм фольклора,
способствует:
Умению
слушать,
внимательно
и
художественные
запоминать
произведения,
загадки,
принимать участие в драматизации
сказок.
отгадывать
Развитию памяти.
Воспитанию уважительного отношения к
взрослым и бережного отношения друг к
другу.
Потешка помогает
устанавливать
контакт
первоначальный
воспитателя с малышами.
Правильно
подобранная
потешка помогает погасить
в малыше отрицательные
эмоции, пробудить чувство
симпатии
еще
чужому для него человеку.
В
отвлечься и
общем
успокоится.
к пока
Для выполнения этих задач подобрали
серию потешек, пестушек, попевок,
прибауток. При подборе обращали
внимание на то, чтобы они были просты,
коротки, с чётким ритмом, побуждали к
действию,
Они
удовлетворяют рано возникающую у
ребёнка потребность в художественном
слове, в ритмических движениях.
движениям.
Во
время
умывания
используем
потешку
«Чистая водичка, моет
Егору
личико».
слова
Ритмичные
вызывают
ребят
с
радость,
удовольствием
подставляют руки под
струю воды. А некоторые
самостоятельно
пытаются
подтянуть
рукавчики.
у
они
в
и
Помогает
потешка
процессе
кормления.
Чтобы вызвать у
детей желание
есть,
произносим:
«Умница
Катенька,
ешь
кашку сладеньку,
вкусную,
Не все дети охотно
ложились в постель,
некоторые
испытывали чувство
тревоги, тоски по
дому, по маме. Такое
не
поведение
редкость в первые
дни
пребывания
ребенка в детском
саду. Таким детям
поем
ласково
песенки
«Баю
-
с
сложный
Одевание
режимный
процесс.
Малыши не умеют и не
любят одеваться сами,
отвлекаются. И вот, для
дети
того
быстрее
осваивали
необходимые
навыки,
для
мы
вместе
няней
проговариваем потешку:
«Вот они - сапожки».
одевания,
чтобы
Используем потешки как средство
обогащения словаря детей новыми
словами, выражениями. Вслушиваясь
в
и
образность
языка,
ребёнок не только овладевает речью,
но и приобщается к красоте и
самобытности русского слова.
ритмичность
напевность,
народного
режимных
В
моментах
используем
фольклорные
подвижные игры:
«У медведя во
бору», «Солнышко
дождик».
и
«Жмурки» и др.
Фольклорные
учат
произведения
понимать
детей
"злое",
"доброе"
противостоять плохому,
активно
защищать
слабых,
проявлять
заботу, великодушие.
и
Через сказку, потешки,
у малышей
песенки
складываются
более
глубокие представления
о плодотворном труде
человека;
Это только начало жизненного пути.