Роль личности учителя в становлении творческих способностей младших школьников

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 14.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале раскрыта роль учителя в формировании творческих способностей детей младшего школьного возраста на примере работы в кружке "Творческие человечки". Представлены несколько различных методик и способов работы с детьми. Представлены детские работы и творческие проекты педагога и учеников. Материал будет полезен педагогам доп.образования.
Иконка файла материала Седова А.В. презентация к диплому.pptx
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выполнила: Седова А.В. Научный руководитель: Осипова Ю.Ю.
 Объект изучения – творческие способности младших школьников.  Предмет изучения – влияние личности учителя на развитие творческих способностей младших школьников.  Цель работы – выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников.
 Задачи:  1. Дать характеристику понятий «творчество» и «творческие способности».  2. Выделить основные критерии творческих способностей.  3. Выявить особенности развития творческих способностей младших школьников.  4. Определить современные требования к личности учителя.  5. Изучить, как личностные качества учителя влияют на формирование творческих способностей у младших школьников.  6. Выявить эффективные средства развития творческих способностей учеников младших классов
 Творчество – это созидание чего-то нового, ценного, с помощью чего личность может реализоваться, развивая свои способности.  Близким понятию «творчество» является понятие «креативность» - способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы с помощью индивидуального подхода.
 В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. «Творческие способности» – это индивидуальные способности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
 Творческие способности представляют собой совокупность многих качеств. Многие психологи связывают способность к творческой деятельности с особенностями мышления человека.  Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, который характеризуется следующими основными особенностями: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность.
 Творческое воображение и качество творческого мышления – обязательные компоненты творческих способностей.  Основные направления в развитии творческих способностей детей:  1. Развитие воображения.  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет. Творческие способности в этом возрасте имеют свою специфику. Основное направление, возникающее в развитии детского воображения – это прохождение к все более правильному и полному выражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.
 Развитие творческих способностей зависит от ряда условий:  1. Раннее начало.  2. Среда и система отношений, стимулирующая самую разнообразную творческую деятельность.  3. Направляющая помощь взрослых. В младшем школьном возрасте таким взрослым для ребенка, несомненно, оказывается учитель.
Педагогические способности: -дидактические -академические -перцептивные -речевые -организаторские -авторитарные -коммуникативные -педагогическое воображение -способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
 Каждый учитель обладает творческим потенциалом, который необходимо развивать и совершенствовать. Творческий педагог – это прежде всего исследователь, которому присущи такие личностные качества: научное педагогическое мышление, определенная исследовательская смелость, критические анализ и подход к решению педагогических задач, развитая педагогическая интуиция, потребность в профессиональном самосовершенствовании, разумное использование передового педагогического опыта.  Творческий учитель – творческий ученик.
Творчески работающий учитель никогда не ограничивается в обучении детей только уроками. Креативный педагог использует нестандартные формы обучения: предметные праздники, гостиные, тематические вечера, цель которых творчески развивать детей.
 Игра – метод познания действительности. Развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.  В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверки, способности детей подчинять свои действия, поставленные задачи, доведению начатой работы до конца.  Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие психические свойства и качества они развивают, какие образовательные и воспитательные задачи решает учитель
 Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности школьников, где в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.  Во внеурочной деятельности творческие способности младших школьников формируются в объединениях разной направленности. Учитывая, что младшие школьники многое выполняют в первый раз, при организации творческих занятий необходима поэтапность требований, продуманность в организции работ, точность оценки сделанного и проверка выполнения.  Работа в объединениях должна строиться по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени отвечает индивидуальным устремлениям ребенка.
 Продуктивная деятельность – особый вид художественно- творческой деятельности, направленный на создание субъективно нового продукта в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования.  Квалификация учителя, занимающегося с детьми продуктивной деятельностью, имеет особое значение в начальной школе. Важна и любовь самого учителя к данным видам деятельности.  Посредством продуктивной деятельности происходит развитие творческих способностей, эффективное, гармоничное и полноценное развитие креативности и творческого потенциала младшего школьника.
 Воспитание творческой личности – насущная задача сегодняшнего дня.  Теоретическая и практическая педагогика должна отталкиваться не от образцов и стандартов, а от индивидуальности учащегося.  Учитель – ключевая фигура учебного процесса. Именно он может развить у учащихся качества творческой личности.  Способность учителя творчески мыслить – решающий фактор изменения образовательного процесса, ибо только творческая личность может воспитать творческую личность в своих учениках.