«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»
Оценка 4.8

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

Оценка 4.8
Домашнее обучение +1
docx
дефектология +1
Взрослым
29.12.2018
«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»
«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха» Описание личного опыта обучения и воспитания глухого ребенка, развитие собственного ребенка в раннем возрасте, в дошкольном и школьном периоде обучения в коррекционной школе I и II вида. Роль семьи в обучении, воспитании и развитии ребенка. Рекомендации для родителей, воспитывающих глухого ребенка.
Роль родителей в развитии глухого ребенка..docx
ГБОУ «Курчатовская школа» «Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха» (Описание личного опыта обучения и воспитания глухого ребенка). Автор:  Шалимова Виктория Михайловна,  учитель начальных классов,  сурдопедагог. г. Москва 2018 Особенности   развития   глухого   ребенка   в   раннем,   дошкольном   и школьном возрасте в семье. Описание личного опыта, выводы.         Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет   на   все   стороны   общественной   жизни,   с   ней   прямо   или   косвенно связаны   все   социальные   процессы.   В   то   же   время   семья   относительно автономна от общественно­экономических отношений и выступает одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.              Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающими слышащего ребенка (Т.Г. Богданова, Е.И. Исенина, М.М. Семаго,   В.В. Ткачева). Появление в семье физически и психически   неполноценного   ребенка   связано   со   значительными эмоциональными   переживаниями   родителей   и   близких   родственников. Нарушается взаимодействие родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т.д.), искажаются   внутрисемейные   супружеские   отношения   (особенно   страдает   нарушается   репродуктивное   поведение   супругов, позиция   отца), складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.         Чувство родителей в своем развитии проходит несколько стадий от неконструктивных,   стрессовых   реакций   к   появлению   адекватной   оценки, ситуации, позволяющей   принимать   оптимальные   решения   (Е.И. Исенина, Д. Льютеман,                   В.М. Рахманов):  1) 2) 3) 4) 5)  стадия шок; стадия — понимание;  стадия — «защитное отрицание»;  стадия —  «принятие глухоты»;  стадия — «конструктивные действия». Стадии шок, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того, как пережито предыдущие.             В связи с этим важно изучить роль родителей в развитии своих детей, в том числе развитие слухового восприятия неслышащих школьников и определить специфику их работы.             Начнем   данную   работу   с   изучения   особенностей   развития собственного ребенка, Шалимова Михаила, 19 лет.            Ребенок от первой   беременности протекающей без осложнений, роды в срок, плановое кесарево сечение, по причине плохого зрения матери. Закричал сразу. Мише   поставили  диагноз — нарушение слуха — в 1 год. С этого времени он находился под наблюдением специалистов, взят на учет в сурдоцентре.     В   нашей   семье   раньше   не   было   лиц   с   нарушением   слуха, поэтому   члены   семьи   не   знали,   как   общаться   с   глухим   ребенком   и   как развивать такого ребенка.        Ранний возраст. На первом году жизни развитие Миши проходило без отклонений. Миша   единственный  ребенок в семье, поэтому нам было интересно заниматься с ним и наблюдать за его развитием. Развитие ребенка шло   по   общепринятым   нормам.   Мальчик     гулил   с   6­ти   месяцев,   лепетал, произносил   различные   звуки,   у   него   начали   формироваться   действия   с предметами, он брал и удерживал игрушки из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя на руках у взрослого.  При приближении кого­нибудь из членов семьи, видя его лицо, Миша лепетал, пытался подползти к взрослому, проявлял активность: старался схватить его за лицо, за волосы.     К концу первого года жизни   я   стала замечать, что сын не реагирует на свое имя. Начала волноваться. Обратилась к невропатологу, по рекомендации врача мы пошли     к   сурдологу,   который   поставил   Мише   диагноз:   двусторонняя сенсоневральная   глухота.   Сразу   же   Миша   был   слухопротезирован бинаурально.  Несмотря на  то, что  Миша  родился глухим, мы продолжали с ним заниматься, когда укладывали его спать — говорили: «Закрой глаза. Спи. Миша   спит». Продолжали знакомиться с названиями предметов, игрушек и т.д.   Мы   специально   покупали   звучащие   музыкальные   игрушки   (пианино, телефон,   собачку   и   т.д.).   Старались   с   помощью   специальных   упражнений развивать слуховое внимание. Нас всегда тревожил вопрос — слышит   ли Миша     хоть   какие   то   звуки?     Все   время   ему   говорили   слова,   чтобы   он научился   подражать   движениям   губ,   языка   взрослых,   говорить,   а   глаза   — видеть лицо говорящего. Мы учили ребенка пользоваться остаточным слухом, общались с другими родителями глухих детей, которые делились с нами, чем они   занимались.   Мы   пытались   делать   тоже   самое,   изучали   специальную литературу, ходили на занятия к сурдопедагогу. В результате мы собирали опыт работы с глухим ребенком по крупицам не имея серьезных знаний. Тем не менее, благодаря всем нашим усилиям   у Миши   развивалось слуховое восприятие, воспитывалась привычка вслушиваться и воспринимать на слух знакомые слова. Мы старались заниматься в течение всего дня, постоянно имея в виду необходимость как можно больше развивать, учить воспринимать и упражнять различные чувства ребенка — зрение, остаточный слух, осязание, обоняние,   вкус,   внимание,   наблюдательность.   Постепенно   мы   пришли   к заключению,   что   научить   ребенка   говорить   с   помощью   одних   игровых   и бытовых ситуаций недостаточно, необходимы систематические и специально организованные занятия.                    Дошкольный период. В системе непрерывного образования лиц с нарушениями слуха важную часть составляют специальные дошкольные учреждения.   В   России   существует   дифференциация   систем   дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения для детей   с   нарушениями   слуха.   Их   деятельность   регулируется   «Типовым положением   о   дошкольном   образовательном   учреждении»     (1995   г.).   В возрасте   3   –   4   лет   Мишу   направили   в   специализированное   дошкольное учреждение с диагнозом двухсторонняя сенсоневральная глухота. С момента пребывания   Миши   в   детском   саду   мы   стали   часто   посещать   занятия сурдопедагога. Сурдопедагог выявил возможности Миши, нам стало ясно, как надо   было   заниматься   с   ребенком,   он   обучал   Мишу,   опираясь   на   все   его речевые и слуховые способности, широко применял разнообразные способы коррекции его произношения звуков. В детском саду ежедневно проводились занятия сурдопедагогов, там все помещения оборудованы звукоусиливающей аппаратурой. Ребенок оставался в детском саду всю неделю, мы забирали его домой   только   на   выходные   дни.   Детей   с   нарушениями   слуха   раньше,   чем слышащих детей обучают чтению, письму. Миша научился читать и писать. Программа обучения включала в себя целый ряд предметов — развитие речи, дактилология, развитие слухового восприятия, музыкальные занятия и т.д. С каждым   ребенком,   каждый   день   проводились   индивидуальные   занятия   по коррекции   речи.   Эти   занятия   охватили   все   стороны   развития   ребенка   и позволили подготовить его к школе.                      Школьный период.   По решению комиссии Миша был направлен на дальнейшее обучение в школу – интернат № 101. Вся нагрузка по обучению Миши, в школьный период, легла на плечи учителей школы, так как   они   пояснили   нам,   что   отсутствие   дефектологического   образования   у родителей может отрицательно сказаться на развитии ребенка. После этого я решила получить дефектологическое образование и пошла учиться в МПГУ.                     Сейчас Миша учится в колледже. Он успешно (на 4)   сдал экзамены (ГВЭ) и поступил в колледж. Сейчас Миша учится  на ювелира,  в его группе 28 человек, только четверо из которых­ это глухие обучающиеся. У   него   дома   —   отдельная   комната,   имеется   большая   библиотека   и компьютер.   В   настоящее   время   по   данным   врачей:   объективно   носовое дыхание свободное, зев спокоен, ушная раковина сформирована правильно, барабанная перепонка без особенностей. Разговорная речь громкая. На голое ухо   —   реакции   на   звук   нет,   а   с   аппаратом   воспринимает   звуки.     На аудиограмме  восприятие звуковых сигналов от 128 до 2048 Гц, при усилении от  95 до 105 дБ. По костной проводимости снижение слуха от 35 до 45 дБ. Сравнивая аудиограммы текущего года и предыдущих лет, можно сказать, что слух ребенка остается без изменений. В настоящее время появилось много разнообразных слуховых тренажеров для индивидуальной работы, поменялись   носит   аппараты   «PHONAK  NAIDA»,   через аппараты.   Сейчас   Миша   некоторое   время   у   него   наступает   слуховая   усталость,   поэтому   возникла необходимость в правильном подборе и настройке аппарата. С мая 2002 года ребенок   находится   под   наблюдением   специалистов   Московского   Центра «Мелфон».  Глухого ребенка на голое ухо развивать невозможно, а с хорошим слуховым аппаратом можно развивать слух. Позиция наша заключалась в том, чтобы   определить   уровень   потери   слуха,   характер   работы   по   развитию слухового восприятия Миши. Семья, где растет и воспитывается ребенок с нарушением слуха, требует особой заботы и внимания. Миша   общается с детьми с нормальным слухом, и конечно, с детьми с нарушенным слухом. Он научил своих слышащих сверстников дактилологии. Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить, что успех работы по обучению глухого ребенка, в том числе развитие слухового восприятия, зависит от правильно налаженного обучения с хорошим слуховым аппаратом. Необходимо, чтобы речь   ребенка   стала   обязательным   компонентом   общения   с   окружающими. Более чем 60 % учеников школ для глухих имеют слышащих родителей, что касается   использования   и   ношения   слуховых   аппаратов,   то   большинство родителей по видимости, отмечая важность этого процесса, следят за тем, чтобы дети постоянно пользовались аппаратом. Необходимо отметить, что в условиях   существующей   системы   образования   глухих   детей   взаимосвязь специальных учреждений с родителями по развитию слухового восприятия осуществляется   недостаточно.   Это   подтверждается   опросом   некоторых родителей глухих детей коррекционной школы I и II видов № 101 г. Москвы. В   большинстве   случаев   родители   глухих   детей   не   имеют   специального дефектологического образования, не владеют методикой обучения детей, в том   числе   по   развитию   слухового   восприятия.   Поэтому   возникает необходимость   систематического   консультирования   у   сурдолога   и сурдопедагога по вопросам развития, обучения и воспитания глухого ребенка в условиях семьи.  Совершенствование   работы   родителей   по   воспитанию   глухого ребенка в семье.                  Воспитание и обучение детей с нарушенным слухом должно проводиться в тесном контакте с семьей.           Часть детей воспитываются дома или в дошкольных учреждениях для слышащих детей (при высоком уровне общего и слухо­речевого развития глухого или слабослышащего дошкольника). В этом случае коррекционную помощь ребенок получает, посещая занятия сурдопедагога сурдологического кабинета   (центра,   отделения)   системы   здравоохранения   или   группы кратковременного   пребывания   специального   дошкольного   учреждения. Занятия   с   ним   проводятся   или   систематически   (как   правило,   1­2   раза   в неделю) или периодически — 1—2 раза в год ежедневно в течение одной­двух недель.                     Задача педагога в этом случае состоит не только в обучении дошкольника,   но   и   в   знакомстве   родителей   с   особенностями   речевого общения   с   ребенком,   его   общего   развития   и   проведения   коррекционной работы.   Особое   внимание   должно   быть   уделено   овладению   родителями специфическими   приемами   и   методами   работы   по   развитию   слухового восприятия и обучению произношению. Многолетний, опыт показывает, что родители прекрасно справляются с работой по развитию остаточного слуха ребенка. Значительно большие трудности они испытывают при формировании произносительной стороны речи. Важно, чтобы педагог в ходе своих занятий основное внимание обращал на формирование первичных произносительных умений, которые родители будут закреплять. Полезно предложить родителям провести занятия в присутствии учителя­дефектолога. Именно в этом случае наглядным становится то, что им понятно, усвоено ими, а что они делают неверно.               В   том   случае,   если   ребенок   воспитывается   в   специальном дошкольном учреждении (группе) также необходимо привлекать родителей к занятиям с ним. Это значительно повысит эффективность обучения, в том числе и работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Конечно, наибольшими возможностями обладают те родители, которые могут забирать детей из учебного заведения  ежедневно. Однако, и тем родители, у которых дети бывают лишь на каникулах, могут проводить с ними занятия, выполнять   целый   ряд   упражнений,   аналогичных   тем,   которые   проводит педагог.   Эти   упражнения   должны   включать   работу   по   закреплению произносительных навыков ребенка и по обучению восприятию на слух речи и неречевых   звучаний.   Важно,   чтобы   родители   не   дублировали   педагога,   а проводили работу на материале, наиболее актуальном именно дома, во дворе, при общении с родственниками.             Родителям необходимо рассказать о возможностях их ребенка в плане   использования   остаточного   слуха,   показать,   что   ребенок   может услышать,   что   он   может   правильно   произнести.   Для   этого   целесообразно предложить родителям посетить несколько индивидуальных  и фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению. При этом   очень   важно   показать   родителям   продвижение   ребенка   в   развитии слухового   восприятия   и     произношении.   Необходимо   научить   родителей пользоваться   звукоусиливающей   аппаратурой   (в   первую   очередь индивидуальными   слуховыми   аппаратами   и   показать   им   основные методические   приемы   работы   с   детьми).   Полезно   предложить   родителям провести   занятие   со   своим   ребенком,   аналогичное   тому,   которое   показал сурдопедагог.   По   ходу   занятия   педагог   вносит   коррективы   в   работу родителей.                           На субботу и воскресенье или на каникулы следует давать родителям   конкретные   задания   по   развитию   остаточного   слуха   ребенка   и закреплению   его   произносительных   умений.   Важно,   чтобы   родители проводили работу с ребенком, используя индивидуальные слуховые аппараты, учили ребенка воспринимать с их помощью звуки окружающего мира.               Большую помощь в работе с родителями по развитию слухового восприятия   и   формированию   произношения   могут   оказать   родительские конференции,   на   которых   папы   и   мамы   делятся   опытом   своей   работы, демонстрируют успех своих детей.                           Надеемся, что данное исследование поможет и педагогам, и родителям   эффективно   проводить   работу   над   устной   речью   детей   с нарушенным слухом. Работа сурдопедагога с родителями.                 Основная   цель   совместной   деятельности   школы   и   семьи   — включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.                  Задачи   работы   сурдопедагога   с   родителями   неслышащих   и слабослышащих заключаются в следующем: °                  ­разработке и реализации комплексных программ по оказанию коррекционно­ консультативно­диагностической,   методической,   педагогической помощи семьям;         ­оказании помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;                ­ознакомлении   родителей   со   специальной   психологической   и педагогической литературой; ­информации об особенностях и перспективах развития ребенка;                  ­знакомстве родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;                ­оказании   помощи   родителям   по   социальной   адаптации   и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;                     ­содействии в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;            ­выявлении и распространении положительного опыта семейного воспитания.   Содержание работы с родителями.               Цели   и   задачи,  решаемые   педагогами   в   процессе   совместной деятельности   с   родителями,   определяют   особенности   организации, содержание форм и методов ее проведения.          Оказание помощи родителям детей с нарушениями слуха может осуществляться сурдоцентрами, школами­интернатами.                 В   школе   эта   работа   организуется   социальным   педагогом   и классными руководителями при активном участии воспитателей и учителей­ предметников.           Содержание работы с родителями неслышащих и слабослышащих детей включает ряд направлений:            ­укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушением слуха;                    ­нравственное   воспитание   учащихся   с   нарушениями   слуха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;              ­изучение условий пребывания ребенка с нарушением слуха в семье, психолого­педагогическая коррекция внутрисемейных отношений; ­привлечение   родителей   к   сотрудничеству   со   школой­ интернатом   для   детей   с   недостатками   слуха,   активизация   общения   с педагогами и детьми в условиях совместной деятельности.  Формы организации работы с родителями.       Формы организации работы с родителями достаточно разнообразны:               ­коллективные: общешкольные и классные собрания, лекции и семинары для родителей, конференции, день открытых дверей;                ­групповые:   работа   с   родительским   комитетом,   привлечение родителей к решению организационных, культурно­массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;                    ­индивидуальные:   беседы,   посещения   семей,   консультации, переписка.      Существует целый ряд организационных форм работы с родителями, которые   можно   эффективно   использовать   и   применительно   к   родителям глухих учащихся. К ним относят рациональное сочетание индивидуальных и коллективных   форм:   родительское   собрание,   индивидуальная   беседа   с родителями,   лекция   для   родителей,   работа   с   родительским   комитетом, привлечение родителей к осуществлению воспитательной работы с учащимися (работа  по профориентации, экскурсии разной тематики  и др.), посещение родителями   занятий   и   внеклассных   мероприятий,   проводимых   учителем   и воспитателем, обмен между родителями (в форме беседы или родительской конференции), рекомендации специальной литературы по вопросам обучения и воспитания ребенка с недостатком слуха, с организацией выставок образцов рекомендуемой литературы, использование стенда «Уголок для родителей» для пропаганды педагогических знаний среди родителей, ознакомления их с новыми   достижениями   в   области   сурдопедагогики,   для   осуществления организационной работы (в помощь родительскому комитету) и др.            Важно   помнить,   что   наиболее   положительные   результаты достигаются   лишь   тогда,   когда   школа   имеет   поддержку   семьи   ребенка,   а обучение и воспитание осуществляется в тесном содружестве, педагогов и родителей.   в   этом   единении   ведущая   и   организующая   роль   принадлежит специальной   школе.   Вместе   с  тем   полноценное   развитие   личности   глухого ребенка, формирование его словесной речи и мышления во многом зависит от помощи, которую могут оказать детям их родители и другие члены семьи, особенно на самом начальном этапе школьного обучения (подготовительный, 1   классы).   Родители   под   руководством   специалиста­дефектолога   смогут расширять   кругозор   ребенка,   развивать   его   любознательность,   пытливость, формировать у него потребность в словесном общении, интерес к книгам.                  С первых дней пребывания ребенка в школе родители должны устанавливать   контакт   с   учителем   класса.   Следует   подробно   рассказать педагогу об особенностях характера ребенка, его интересах, увлечениях. С разрешения   учителя   родители   могут   посещать   уроки   и   знакомиться   с методами   и   приемами   обучения   глухих   детей.   В   беседах   с   родителями учитель рассказывает об особенностях и специфике обучения глухих детей речи, о том, как важно ознакомить ребенка со всем окружающим, называть предметы, явления, постоянно общаться, разговаривать с ребенком на темы, близкие его интересам.               Родители и ученики должны проникнуться жизнью школы, ее интересами.   Дети   вместе   с   родителями   принимают   посильное   участие   в оформлении класса, школы, и т. д. Продолжая работу, начатую учителем в классе,   важно   настроить   ребенка   на   необходимость   повседневной, кропотливой работы и в школе, и дома. Основное внимание направляется на общее развитие ребенка, формирование его речи, закрепление речевых умений и навыков, правильное пользование слуховой аппаратурой.             Для улучшения произношения очень важно использовать остатки слуха. Среди глухих детей почти нет таких, у которых не сохранились хотя бы минимальные остатки слуха. Вы не в силах вернуть вашему ребенку слух, но   можно   и   должно   научить   его   с   помощью   специальных   упражнений пользоваться имеющимися у него остатками слуха. Сначала, это будет то, что называется   развитием   слухового   и   вибрационного   восприятия   неречевых звуков — так называемых бытовых, шумов: гудков поезда, машины, звонков трамвая, будильника, дверного звонка, шума льющейся воды, стука упавшего предмета. Все это имеет большое практическое значение. Развитие слухового восприятия   благоприятно   отражается   на   тембре   голоса   ребенка, положительно   влияет   на   произношение   отдельных   звуков.   Также   полезно развивать   и   способность   ребенка   различать   вибрацию.   При   стуке закрывающейся двери, стуке палки об пол и т. д. ребенок обычно больше реагирует на вибрацию, чем различает раздающийся при этом шум. Но в связи с поражением слуха и этот навык очень важен для его ориентации в быту. Установив, какие звуки, шумы ребенок воспринимает, постарайтесь два­три раза   в   день   по   две­три   Минуты   упражнять   его   в   их   восприятии.   Научив различать   шумы,   переходите   к   обучению   различать   на   слух   пары   слов, отличающихся по звучанию.           Проведите с ребенком игры, которые дадут ему представление о. слуховых   и   вибрационных   ощущениях.   Учите   ребенка   «слушать».   Уже   в упражнениях,   которые   вы   используете   для   развития   внимания   должны включаться такие, которые будут служить развитию его способности слышать.            Учите ребенка воспринимать звуки, прикладывая руки и ухо к стенке пианино или детского игрушечного рояля, гитары, бубна, ручной и губной гармонике. В данном случае имеет место не только слуховое, но и вибрационное восприятие. Сначала нужно, чтобы ребенок научился связывать воспринимаемые звуки с определенными предметами и различать их. Работу со   звучащей   игрушкой   можно   выполнить   приблизительно   в   следующей последовательности. Сначала показываете игрушку. Рассматриваете ее вместе с ребенком, даете ему поиграть с ней. Называете ее (предъявив табличку). Если ребенок может прочесть табличку, пусть прочитает и запомнит название. Теперь подайте звук так, чтобы ребенок видел, что звук исходит от этого предмета. Научите реагировать в ответ на услышанный звук. Пусть, услышав звук, бросит кубик в коробку, прокатит шарик, поднимет руку, предъявит табличку со словом «слышу».                  Когда   ребенок   поймет   задачу   и   научится   соответственно реагировать на звук, используйте два инструмента, отличающиеся звучанием, например,   колокольчик   и   барабан.   Поупражняв   ребенка   в   восприятии звучания   каждого   инструмента   (игрушки)   в   отдельности,   проведите упражнение на их различение. Количество сигналов от обоих инструментов должно быть одинаковое (если даете три удара барабана, то столько же дайте сигналов колокольчиком). После нескольких упражнений выключите зрение ребенка. Пусть он, не видя, попытается угадать, какой инструмент звучал. Когда ребенок научится различать два инструмента, возьмите другую пару инструментов. Постепенно, когда ребенок привыкнет и будет справляться с заданием, можно одновременно взять три «инструмента или три озвученные игрушки, которые вы сначала также учите различать на слух. Для ответного сигнала можно использовать более легкие слова — да, нет. Приучите ребенка искать спрятанную игрушку, руководствуясь сигналами на слух, которые вы ему   подаете,   скажем,     барабаном,   колокольчиком   или   гармошкой.   При приближении ребенка к предмету усиливайте звук, при удалении от него — уменьшайте.   Такая   игра   («Слушай   и   ищи»)   воспитывает   у   ребенка   навык прислушиваться, делает восприятие шума осмысленным. Не переоценивайте возможности глухого ребенка, имеющего остатки слуха, но используйте самые малые остатки слуха, уделяйте внимание упражнениям на развитие слухового восприятия, даже тогда, когда вам покажется, что у ребенка совсем нет слуха. Ваша   помощь   должна   быть   направлена   на   то,   чтобы   научить   ребенка реагировать на слуховые раздражения. Она будет успешно осуществлена, если вы, систематически работая с ребенком, будете использовать рекомендуемые вам игры­ упражнения.

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»

«Роль родителей в развитии детей с нарушением слуха»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2018