«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения у школьников»
Оценка 5

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения у школьников»

Оценка 5
Семинары
docx
библиотека +1
Взрослым
30.06.2017
«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры  чтения у школьников»
Культура чтения – это умение ориентироваться в книжном мире, быстро и продуктивно усваивать содержание книг; совокупность интереса и любви к книге, широкого знакомства с литературой, специальных знаний о книге и способах работы с ней; умение читать книгу с максимальной пользой; умение понимать значение книги в жизни людей, ее места среди других видов массовой информации. В понятие культуры чтения художественной литературы входит любовь к искусству слова, наслаждение чтением. Библиотека служит прекрасной питательной средой для трансформации и воспроизводства читательской культуры, литературного вкуса.
доклад готовый библиотека 2016.docx
ГУ «Богдановская основная общеобразовательная школа Павлодарского района» Доклад на августовскую конференцию педагогов Павлодарского района на тему: «Роль школьного библиотекаря в формировании культуры  чтения у школьников» Выполнила: Фейст Валентина Викторовна 2016год Роль школьного библиотекаря в формировании культуры                                                  чтения у школьников Ты ищешь знаний, мудрости земной, Ты ищешь смысла жизни во вселенной? Найди на полке книгу и раскрой Источник мысли чистый, вдохновенный… (А.Мирцхулава) Основной задачей школьной библиотеки является привитие любви к книге и  воспитание культуры чтения. Воспитание культуры чтения – это одна из  важнейших задач школьного библиотекаря. К этой цели можно прийти многими  путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с ребенком, учителями,  родителями. Книга – это фундамент, на котором строится культура нации. Культура чтения – это умение ориентироваться в книжном мире, быстро и  продуктивно усваивать содержание книг; совокупность интереса и любви к книге, широкого знакомства с литературой, специальных знаний о книге и способах  работы с ней;  умение читать книгу с максимальной пользой; умение понимать  значение книги в жизни людей, ее места среди других видов массовой  информации. В понятие культуры чтения художественной литературы входит  любовь к искусству слова, наслаждение чтением. Библиотека служит прекрасной  питательной средой для трансформации и воспроизводства читательской  культуры, литературного вкуса.       Несмотря на интервенцию новых носителей информации, книжная культура  сохраняет свое значение.  Если учащиеся не будут читать, а вместо раскрытой  книги устремят свой взгляд в монитор компьютера, исчезнут живой диалог,  живое общение. Во всем должна быть мера. Использование готовых материалов,  предлагаемых компьютерными программами, лишает детей умения  фантазировать, способности воображать. Читая в первый раз книгу, каждый из  нас включает свое собственное воображение и в нем, в этом волшебном  персональном театре, человек проигрывает все то, что читает. Так рождается  творческая, душевно богатая личность, так пополняется и богатеет словарный  запас читателя.          Книга входит в жизнь ребенка с раннего детства. Ещё не умея читать, ребёнок, слушая сказки и рассказы, пытается сопереживать героям, повторяет их слова. С.  Маршак говорил, что есть талант (он спрятан в каждом), его дано открыть,  вырастить и воспитать.  Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение  составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник  духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека. В библиотеке нашей школы создана непринужденная дружеская атмосфера  общения с читателем, вызванная обоюдным интересом к книге.  Педагогически   целенаправленное   воздействие   на   ребенка­читателя опирается на учет возрастных индивидуально­психологических особенностей его личности.   Начальный   период   школьного   детства   6­7   лет   характеризуется несоответствием между относительно высокими требованиями.   Наше первое знакомство с читателями происходит на экскурсии, когда  учитель приводит первоклассников в библиотеку. Для малышей здесь все  необычно, ведь они попали в «книжное царство – мудрое государство». С этого  момента я стараюсь проявить искренний интерес к каждому ребенку, следить,  чтобы первоклашки не уставали, не теряли радости от чтения, чтобы чтение не  становилось еще одним заданием сверх уроков. Моя задача – наладить с ними в  дальнейшем тесный контакт, привить любовь к книге. Это одна из самых сложных задач работы библиотекаря. Одной из задач, стоящих перед библиотекарем в  руководстве чтением детей 7 лет, является воспитание устойчивого интереса к  книге и желание преодолеть трудности чтения. Записывая первоклассников в  библиотеку, узнаю у классных руководителей, как они читают, и делаю в  формулярах соответствующие пометки о технике чтения. Ведь чтобы  посоветовать малышу интересную и нужную книгу, важно знать, во­первых, как  он читает, во­вторых, о чем любит читать.  Во   2   классе   школьники   уже   самостоятельно   читают   небольшие   рассказы, отрывки,   а   главным   образом   сказки,   любят   рассказы   о   животных.   В   целом учащиеся 1­2­х классов составляют очень интересную группу читателей. Хотя у них   слабая   техника   чтения,   но   очень   высок   интерес   к   познанию,   они   любят фантазировать.   У   них   много   вопросов,   не   зря   в   таком   возрасте   они   слывут «почемучками».  Ученики 3­х классов вполне овладели техникой чтения. Дети этого возраста  умеют не только передать содержание прочитанного и указать, что им особенно  понравилось, но и по­своему оценить поступки героев книги. Живой интерес  школьников этого возраста вызывают многие темы и вопросы. Однако свое  отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму  своих переживаний они чаще выражают одним словом – “нравится”. Этот  универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для  данного возраста. Таким образом, 8, 9 лет – начало интенсивного  самостоятельного чтения. В этом возрасте дети всегда читали сказки. Но именно сказки не стоят на первом   месте   в   чтении   нынешних   детей,   которых   больше   интересуют приключения, комиксы, смешарики. И это заставляет серьезно задуматься. Все­ таки младшим школьникам необходимо читать больше сказок, ведь сказки уносят их в мир, полный чудес, развивают у детей фантазию. Сказка помогает детям понимать,   что   такое   добро   и   зло,   правильно   оценивать   поступки   героев   – положительных   и   отрицательных.   Простой,   понятный   детям   стиль   изложения развивает речь, учит родному языку. С переходом в 4 класс у школьников сказывается более широкий диапазон  интересов, связанный со школьной программой; они шире знакомятся с  вопросами естествознания и истории.   Сближает   библиотекаря   с   читателем   беседа   о   ранее   прочитанных   или прослушанных ребенком книгах. Некоторые дети берут одну книгу несколько раз. Оказывается, это наиболее полюбившаяся книга.  Чаще   всего   ученики   младшего   школьного   возраста   предпочитают   сами выбирать   книги.   Как   выбирают   книги   дети   младших   классов?   Очень   просто. Кого­то   книга   может   привлечь   необычной   расцветкой   обложки,   красивым рисунком, а кого­то таинственным или многообещающим заглавием. «Картинки хорошие,  значит, и  книжка  хорошая», ­ простодушно  объясняет  ребенок  свой выбор.   Это,   однако,   не   означает,   будто   он   безразличен   к   содержанию   и   к художественным   достоинствам   книги.   Малыши   просто   еще   не   умеют   четко формулировать свои требования.  При   записи   книги   в   формуляр,   зная   способности   чтения   ребенка,   я   в тактичной   форме,  ненавязчиво   предлагаю   ему   те  книги,  которые   для  данного читателя будут более необходимы.  В повседневной работе я использую методы групповой работы с детьми:  рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации  у книжных полок, обзоры книжных выставок. Книжные выставки экспонируются в течение определенного времени, призваны  возбудить интерес к литературе, а также к определенным вопросам и темам. В  течение учебного года в библиотеке работают постоянные и переменные  выставки.  Дети эмоциональны. Они, как правило, тут же хотят поделиться пережитым. И  это желание я поощряю. Пусть они сами рассказывают то, что они услышали или  прочитали. Пусть рассказывают так, как им хочется. Важно внимательно  выслушать может быть не слишком умелый и сбивчивый рассказ, пытаясь понять  суть того, что вынес ребенок из прочитанного. Это лучше и ценнее, чем когда  ребенок молчит и ничего не отвечает.  Ребята младшего школьного возраста наиболее активные читатели стихов. Важно, чтобы они запоминали фамилии наших отечественных классиков: Барто, Абая,  Алтынсарина, Маршака, Михалкова, Чуковского. Ведь читая наизусть стихи, имя  автора не запоминают, либо запоминают чисто механически, не соотнося его в  сознании с конкретным человеком, что говорит о недостаточной читательской  культуре.  В борьбе за пылкий ум и отрытую душу юного читателя нельзя забывать о такой  эффективной форме работы, как массовые мероприятия. Форма их проведения  может быть самой разнообразной, но любое даёт блестящую возможность для  пропаганды книги; руководства чтением, даже используя традиционные формы  работы, важно готовиться к каждому с душой, искать, думать, фантазировать.  В  своей работе я  применяю жанр телевизионной игры в оригинальной форме:  «Звёздный час» — «Друг, дружочек» (о животных), интеллектуальное казино «Что? Где? Когда?» (по стране литературных героев), «Счастливый случай»,  классный час посвященный «550­летию образования казахского ханства», Акцию  «Одна страна­одна книга»,. Надолго остаются в памяти театрализованные формы, инсценировки. Широко используются и такие формы: конкурсы рисунков по  любимым книгам, книжные выставки (юбилейные, тематические), беседы,  диспуты, викторины, конкурс «Книжная закладка». Совместно с педагогами  начальной школы разрабатываем Памятки для родителей «Как выбрать книгу  ребенку», «Растим читателя», «Правила чтения», «Чтение праздник души»  и т.д.  В школе  1раз в месяц ведется библиотечный кружок «Книжкин дом и мы в нем»,  который посещают учащиеся 1­6 классов с удовольствием. Как веселый  запоминающийся праздник проходит Неделя детской книги, целью «Недели  детской книги» является воспитание культуры чтения, привитие любви к книге,  расширение кругозора у детей, активизация детского творчества, выявление  лучших читателей. В моей работе стал актуален «Час чтения» и проверка техника чтения среди учащихся 1­9 классов. Учащиеся старших классов на переменах  читают ученикам начальных классов сказки, стихи, после чего ведутся бурные  обсуждения по прочитанному, дети рисуют рисунки, бегут за книжками в  библиотеку. Ведется совместная работа с сельской библиотекой –раз в неделю в  школьную библиотеку из сельской приносим новые детские журналы и книги,  проводим совместные мероприятия, в которых дети активно участвуют. В начале  учебного года в нашей библиотеке объявляется конкурс «Лучший читатель» и  «Самый читающий класс». Ребята стараются прочесть как можно больше  интересных и нужных книг, готовят иллюстрации, пишут отзывы о прочитанном.  Главное, чтобы детям было интересно, весело и в памяти осталась связь:  «Праздник — библиотека — книга» и вновь, и вновь хотелось читать! В течении года учащиеся совместно с мной участвуют в районных, областных  конкурсах­в которых занимают призовые места, что еще раз «подстегивает» их  интерес к чтению и взаимосвязь с библиотекой (Диплом   2 место  ОО  «Славянский культурный центр» Кузина Т.И, Главный редактор газеты «Звезда  Прииртышья» Долгушев В.В.  Областного конкурса творческого чтения  школьников «Солнечный поэт Павлодара»  Непке Дарья  в номинации «Рисунки  на стихи Е.Игнатовской, Почетная грамота 2 место Павлодарского районного  отдела культуры и спорта  Непке Дарья­конкурс «Мое родное село» авторских  стихов к 85­ летию Павлодарского района, Грамота 2 место за победу в  областном конкурсе творческих работ школьников по пропаганде казахстанской  модели межконфессионального согласия «Я за мир и толерантность»,  организованный Центром анализа и развития межконфессиональных отношений  совместно с управлением образования Павлодарской области –Байтемирова  Камилла.)                     Все мероприятия освещаются в СМИ и на сайте нашей школы, что еще раз  стимулирует учащихся в сотрудничестве со школьной библиотекой. Для нас, библиотекарей, важно, чтобы дети любили читать, чтобы знали, как  сложен и разнообразен мир, и обращались со своими вопросами к мудрым и  добрым книгам.    В заключении хочется отметить, что все методы, используемые мной,  позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной  и научно­ публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный  образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют  социально­активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо  начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования  современного общества. Успешно адаптируются  и самореализуются  в  дальнейшей жизни.   Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных  источников информации, но и реализуем более важное дело:     ­  защищаем его душу;     ­ питаем ум и сердце;     ­побуждаем к самосознанию Читатель  должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке. Таким образом, школьная библиотека, применяя различные методы,  педагогические и информационные технологии, является активным участником  учебно­воспитательного процесса. Она прививает учащимся потребность в  постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую  ответственность.   А Сухомлинский еще в середине ХХ века писал, что «Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие  отношения».   Мы – дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять  друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они  родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким  тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами  навсегда!

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры  чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры  чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры  чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры  чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры  чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения у школьников»

«Роль школьного библиотекаря в формировании культуры  чтения у школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017