Моя главная цель: сделать библиотеку одним из самых посещаемых мест в школе.
Функция школьной библиотеки по пропаганде книг– информационная поддержка учебного процесса и различные формы и методы просветительства и привлечения к чтению.
В современном мире существует огромное количество информационных носителей, несущих знание, по вопросам экологического обучения,но книга продолжает играть среди них главенствующую роль.На протяжении всей жизни, с самого раннего возраста ,человек общается с книгой. Она помогает понять детям окружающий их мир и определить своё место в нём.Нередко книга, вовремя прочитанная , подсказывает ребёнку его профессию, определяет жизненный путь.
Много определений можно дать книге, с ней можно обращаться как с вещью.Её можно взять в руки, измерить и взвесить, купить и продать, засунуть куда – нибудь и не найти.Но на самом же деле книга – больше ,чем вещь. Она – чудо!
Все о книжных выставках.docx
Все о книжных выставках
Моя главная цель: сделать библиотеку одним из самых посещаемых мест в
школе.
Функция школьной библиотеки по пропаганде книг– информационная
поддержка учебного процесса и различные формы и методы просветительства
и привлечения к чтению.
В современном мире существует огромное количество информационных
носителей, несущих знание, по вопросам экологического обучения,но книга
продолжает играть среди них главенствующую роль.
Эти огромные книжные богатства сравнивают с океаном. Океан этот
становиться не только огромнее – он становиться опасной стихией , когда
человек не может в нем ориентироваться . А книжный океан имеет ещё одно
свойство : каждый год он прибывает на полмиллиона книг.
На протяжении всей жизни, с самого раннего возраста ,человек общается с
книгой. Она помогает понять детям окружающий их мир и определить своё
место в нём.Нередко книга, вовремя прочитанная , подсказывает ребёнку его
профессию, определяет жизненный путь.
Много определений можно дать книге, с ней можно обращаться как с
вещью.Её можно взять в руки, измерить и взвесить, купить и продать, засунуть
куда – нибудь и не найти.Но на самом же деле книга – больше ,чем вещь. Она
– чудо! В неё вмещены люди и города, она переносит читателя из края в край,
рассказывает то об одном, то о другом. Книга единственная машина
времени, созданная человеком. Неживая – она живёт, немая – она кричит о
проблемах на планете Земля.
Книга – инструмент ,прибор, орудие в руках читателя.
Книга – источник знаний в вопросе и экологического воспитания.
Школьная библиотека – это сокровищница и хранительница всех знаний
по охране природы. В школе закладываются основы всех знаний по всем
предметам. В школе закладываются те свойства человеческой личности,
которые впоследствии ,когда дети станут взрослыми ,ощутимо проявятся в
результате их практической деятельности В современной школе собраны все
информационные ресурсы: прежде всего это книги , электронные издания,
направленные на обеспечение информационного материала в вопросах
обучения и воспитания грамотных читателей.
1 Основной и главной задачей библиотеки является пропаганда книг..Для этого
библиотекарь должен раскрыть весь книжный фонд по этой теме перед
читателе. Для этого существуют различные формы и методы работы с
читателями по пропаганде книг.
Существуют традиционные и инновационные формы работы с читателями.
Работа с читателями по пропаганде книг делится на индивидуальную и
массовую. Массовая работа обуславливается комплексом средств и приёмов
пропаганды книг ,рассчитанных на дифференцированное обслуживание
читателей библиотеки. Она ведётся для того, чтобы шире и полнее довести
наличие информационных ресурсов для читателя Существуют методы
наглядной , устной пропаганды книг и
пропаганде книг.
инновационные методы работы по
Подготовка массового мероприятия требует творческого подхода, гибкого
мышления библиотекаря, постоянного поиска нестандартных решений.
Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе, являются
комфортность, наглядность, доступность, оперативность.
Комфортность предполагает удобное расположение книг на выставке,
дополнительное освещение (при необходимости), место отдыха для читателя,
удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами в
спокойной атмосфере, т. е., выставка должна функционировать гармоничной
библиотечной среде.
Наглядность необходимо отметить как наиболее действенный способ
реализации выставки. Различают три вида наглядности:
— документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого
доступа;
— образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката,
рекомендательного списка литературы;
— библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках
и пр.
Конечная цель принципа наглядности – показать пользователю наличие
документа в фонде и убедить в его доступности.
Доступность заключается в предоставлении читателям возможности
изучения содержания демонстрируемых документов. Кроме того,
проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым
2 доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного
характера выставках. Доступность библиотечных выставок считается
выражением уважения, доверия к читателям.
Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Вопервых,
как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы.
Вовторых, возможность ознакомления одновременно и с книгой, и ее
библиографическими данными.
Комплексное выполнение этих требований обеспечивает создание
уникальной библиотечной среды.
Библиотечные выставки ориентированы на удовлетворение определенных
потребностей: образовательных, культурных, информационных,
развлекательных. Цели библиотечных выставок библиотековеды определяют
поразному. Это и «повышение стандарта чтения, увеличение обращаемости,
обеспечение эффективности использования каждой книги (С. Боргвардт), и,
главное, раскрытие фондов.Задачами, решаемыми библиотекой посредством
библиотечных выставок, являются привлечение внимания к чтению,
облегчение поиска необходимых изданий. Классификационные признаки
библиотечных выставок можно объединить следующим образом:
— хронологический (новых поступлений, ретро),
— содержательный (универсальные, отраслевые),
— количественный,
— адресный (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые),
— временной (регулярные, разовые),
— жанровый (смешанные, жанровые, серийные, кинофото, фото
документальные),
— конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины),—
организационный (самостоятельные, являющиеся составной частью
комплексных мероприятий),
— функциональный.
Для публичных библиотек главным аспектом классификации является
функциональный, из которого вытекают задачи раскрытия фонда библиотеки
в целом, представления фонда конкретного подразделения, а также
презентации отдельных произведений печати.
3 Тематическое разнообразие выставок может быть представлено в виде
следующего комплекса:
— по актуальным проблемам современности, представляющим интерес для
большинства читателей,
— по темам, ориентированным на целевую читательскую группу,
— в целях популяризации отдельных изданий, видов или ж
выставка демонстрировалась 15 дней;
Что такое выставочная работа? Из каких этапов она состоит?
Выставочная работа — это деятельность по организации выставок,
включающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение и
подведение итогов выставки. Существует определенный порядок разработки
и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:
• выбор темы;
• определение целевого и читательского назначения;
• выявление и отбор документов;
• подбор вспомогательных материалов;
• разработка структуры книжной выставки;
• оформление книжной выставки;
• реклама книжной выставки;
• анализ эффективности книжной выставки.
Что такое выставочная работа? Из каких этапов она состоит?
Выставочная работа — это деятельность по организации выставок,
включающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение и
подведение итогов выставки. Существует определенный порядок разработки
и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:
• выбор темы;
• определение целевого и читательского назначения;
• выявление и отбор документов;
• подбор вспомогательных материалов;
• разработка структуры книжной выставки;
4 • оформление книжной выставки;
• реклама книжной выставки;
• анализ эффективности книжной выставки.
Какой должна быть структура книжной выставки?
Разработка структуры библиотечной выставки почти всегда вызывает
затруднение. Именно на этом этапе у библиотекаря появляется масса
вопросов. Сколько книг должно быль на выставке? А сколько разделов?
Всегда ли нужна цитата? Как правильно выбрать название для книжной
выставки?
Конкретной цифры количества книг на выставке нет и быть не может. Оно
зависит от многих факторов, в том числе от объема фонда, типа выставки,
места расположения, размера выставочного стеллажа. Кроме того, количество
книг, разделов, наличие цитат и пояснительных текстов вам лучше всего
подскажет логика выставки, ее идея. Выставка не должна выглядеть пустой,
но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к обратному
эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше».
Любая выставка только выиграет, если вы правильно подберете для нее
название. Оно обязательно должно привлечь внимание читателей,
заинтересовать, вызвать любопытство, удивление, а иногда и недоумение. Это
возможно только в том случае, если к выбору заголовка для выставки вы
подошли не стандартно, а творчески.
Каким должно быть название выставки?
• Информационно емким, передающим суть;
• лаконичным, то есть состоять всего из нескольких слов (оптимально — не
более 45);
• не шаблонным (в виде папирусного свитка, воздушного шарика, цветка,
рушника, книги, новогодней елки, машинки, неваляшки).
Названием выставки может стать крылатая фраза, афоризм, пословица,
поговорка, строчка из стиха или песни. Какое значение для библиотечной
выставки имеет оформление?
Огромное, ведь выставка — это наглядная форма работы библиотеки. Это
не только то, что можно показать и увидеть, но и представить, вообразить.
Вот потому работа над выставкой не должна сводиться только к показу
5 внешнего облика книги. Необходимо как можно ярче и образнее раскрыть
перед читателями содержание книги, ее ценность и «индивидуальность».
Как правильно оформить библиотечную выставку?
Оформление выставок — одно из интересных направлений библиотечного
дизайна. Дизайн имеет свои правила. Только соблюдая их, вы сможете сделать
свои выставки привлекательными и интересными. Это, вопервых заголовок,
он должен заставить читателя заинтересоваться, обратить внимание.
Заголовки в виде цветка, шарика, машинки, солнышка, облачка не оставят
равнодушным читателяребенка. При создании заголовка можно использовать
самые разные материалы: ватман, цветную бумагу, картон, ткань, пенопласт.
Большое значение имеет подбор цвета и цветовых сочетаний. Желательно
использовать при оформлении не более трех цветов, иначе выставка
получится не яркой, а пестрой. Исключение составляют выставки, где
пестрота оправдана названием («Раноцветные страницы». «Пестрые
фантазии», «Новогодний калейдоскоп», «Веселая мозаика»).
Существуют три основных цвета: красный, синий, желтый, — и
дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый, которые служат для
выделения основных цветов. Наиболее удачно сочетаются:
• белый на синем; • белый на красном; • белый на зеленом; • краснобело
синий; • черный с желтым; • черный с оранжевым; • черный с золотым; •
черный с серебряным.
Цвет может создать определенное настроение. Известно, что зеленый и синий
цвета успокаивают, красный и желтый — возбуждают, темнофиолетовый
угнетает. А еще восприятие цвета зависит от возраста. Подростки, например,
предпочитают контрастные сочетания — синий и оранжевый, красный и
зеленый, желтый и фиолетовый. Люди пожилые, наоборот, — гамму
приглушенных тонов.
Есть цвета, которые способны зрительно приближать предметы. Если для
фона выбрать холодные оттенки, а для объектов, расположенных на переднем
плане, — теплые, то можно добиться эффекта «приближения важной
информации. Если необходимо выделить или «приблизить» определенную
книгу или статью, можно поместить ее на подставку красного, оранжевого или
охристожелтого цвета.
Очень важно при оформлении выставки правильно подобрать шрифт для
заголовка и разделов. Он должен соответствовать содержанию выставки.
Например, если выставка посвящена истории России или устному творчеству
6 русского народа (сказкам, былинам, пословицам, поговоркам, загадкам), то
лучше заголовок написать шрифтом, стилизованным под старославянский.
Если выставка предлагает материал о средневековье, о феодалах, о
рыцарях, то можно для ее оформления выбрать готический шрифт. На
выставке о войне будет уместен строгий рубленый шрифт, а на выставках,
посвященных поэзии или жанру любовного романа — легкий вензельный.
Где и как разместить библиотечную выставку?
Выставки могут располагаться в самых неожиданных местах: в вестибюле,
в витринах, в окнах, на столах. Но чаще всего их оформляют на специальных
выставочных стеллажах прямоугольной формы.
Если в библиотеке достаточно места, стоит попытаться создать выставочное
пространство. Это может быть полукруг, волнообразный вариант, шахматный,
угловой.
Зачем библиотечной выставке нужна реклама?
К сожалению, бывает так, что мы, оформив выставку, о ней... «забываем»,
думая, что на этом выставочная работа закончена. Стоит ли при таком
подходе удивляться низкой популярности выставки? Часто библиотекари
сетуют: «Старались, оформляли, а читателям это неинтересно». Как привлечь
внимание читателей к выставке? для этого существует достаточно много
приемов: рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю,
можно — сразу нескольким, провести краткий обзор у выставки,
рекомендательный обзор лучших книг. Интерес к ней резко возрастет, если вы
разработаете вопросы викторины, ответить на которые читатели смогут после
прочтения книг с выставки. Оживление читательской активности может также
вызвать конкурс на самого внимательного или самого активного читателя
книг, представленных на выставке.
Самая интересная и эффективная, самая сложная и трудоемкая форма
представления книжной выставки — это ее премьера (или презентация).
Премьера книжной выставки — это первый показ, представление читателям
новой выставки, это праздник, который библиотека устраивает для своих
читателей. В центре этого праздника — библиотечная выставка, — яркая,
эффектная, неординарная, интересная, информационно насыщенная.
Как проанализировать эффективность библиотечной выставки?
7 Прежде всего – это учет. Для этого в «дневнике библиотеки» надо
выделить отдельную графу, в которую ежедневно заносить число документов,
выданных читателям с выставки. Соответствующая пометка должна быть
сделана библиотекарем в формуляре читателя, взявшего книгу с выставки. В
кармашек каждого документа, представленного на выставке, можно вложить
индикатор — закладку из цветной бумаги с названием выставки. Этот
индикатор библиотекарь при записи документа читателю вставит в формуляр,
а при подведении итогов работы библиотеки за день сможет легко учесть этот
документ как выданный с выставки.
После завершения выставки по «дневнику библиотеки» подсчитывает,
сколько всего изданий было взято с выставки.
В чем залог успеха библиотечной выставки?
Непросто ответить на такой, казалось бы, несложный и конкретный вопрос.
Нет и не может быть готового рецепта удачной книжной выставки.
Выставочная работа — процесс творческий, как и многие другие виды
библиотечной деятельности, а творчество невозможно структурировать,
систематизировать, уложить в определенные рамки и вешать готовый рецепт
— пользуйтесь! Но, исходя из собственного опыта выставочной деятельности
и опыта работы коллег (см. список литературы), позволю себе высказать
некоторые выводы и советы, которые, надеюсь, вам пригодятся.
• Главное в выставке — это ее идея, главная мысль, которую вы должны
донести до читателя. Как рождаются идеи? Часто после долгих раздумий, а
иногда — совершенно случайно.
• Главная задача библиотечной выставки — представить книги и другие виды
документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары — это
не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому
они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.
• Главная функция детского библиотекаря — воспитательная. Поэтому,
работая над выставкой, надо хорошо подумать о том, что нового узнает
ребенок из книг, представленных на ней, чему они могут научить. К
сожалению, не все книги, которые издаются сегодня для детей, могут быть им
полезны. А еще очень важно, чтобы книги на выставке, а также все материалы,
аксессуары и сама ее структура соответствовали определенному возрасту
детей.
• Книжная выставка должна стать частью, а лучше — основой целого
комплекса мероприятий, посвященных определенной теме. В этот комплекс
8 могут входить самые разные формы библиотечной работы с детьми и
руководителями детского чтения: беседы, громкие чтения,
библиографические обзоры, викторины, игры, конкурсы, детские утренники,
дни рождения литературных героев, обсуждения книг, часы удивлений, дни
информации, дни библиографии и др. Такой комплексный подход позволяет
работать целенаправленно в достижении главной цели — пропаганды книги и
чтения.
Хочется пожелать всем коллегам творческих удач в выставочной работе,
новых интересных идей!
Каждая выставка — это взгляд на мир человека, подготовившего ее. Это
выражение мировоззрения ее творца, его жизненного опыта, отношения к
людям и к себе.
Выставка — это всегда творчество. «Что я хочу сказать людям и миру, как я
могу выразить себя через книги?» — вот что должно волновать библиотекаря,
который готовит выставку. Только тогда, когда присутствует личностное
начало, выставка будет иметь успех!
Книжные выставки — это почти всегда своеобразная визитная карточка
библиотеки, по ним судят не только о фонде, но и о самом стиле работы.
Очень важно помнить о дизайне выставки. Дизайн имеет свои правила,
соблюдая которые можно сделать выставку привлекательной и интересной.
Какие традиционные виды книжных выставок используются в библиотеках?
На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике активно
используются традиционные виды книжных выставок:
• выставки новых поступлений;
• выставки по актуальным темам и проблемам;
• персональные выставки;
• жанровые выставки;
• выставки к знаменательным и памятным датам;
• выставки в помощь учебному процессу.
Нетрадиционные книжные выставки
Какие выставки относятся к нетрадиционным? Нетрадиционные формы
книжных выставок появились в библиотеках в последние десятилетия.
Учитывая возрастающие потребности и все более разнообразные интересы
9 читателей, библиотекари стремятся сделать выставки более интересными и
привлекательными. Для этого используются самые разные приемы. Те из них,
которые получили поддержку и признание читателей, развиваются и
совершенствуются. Так, в последние годы в библиотечной практике широко
используются следующие нетрадиционные формы книжных выставок:
• книжная выставкадискуссия; • книжная выставкасловарь; • выставка
одной книги (журнала, газеты, публикации); • выставкавикторина, выставка
кроссворд, выставкаконкурс; • выставкаигра, выставкалото • выставка
диалог: • выставкахобби, • выставкаэкспозиция (выставкамастерская,
выставкаателье, выставкакладовая, выставкаогород); • выставка
размышление; • выставкапризнание; • выставкасимвол; • выставкадосье
(литературное досье читателя), • выставкабенефис читателя и т.д. Что
представляет собой книжная выставкадискуссия?
Познакомимся с наиболее интересными из них:
1. Выставкавопрос: Чтобы подготовить эту выставку, необходимо провести
предварительную работу по сбору занимательных вопросов, их
систематизации по темам. Затем подобрать книги, периодику, в которых даны
объяснения, ответы на эти вопросы. На выставке нужно поместить текст
вопроса, а рядом — книги, отвечающие на этот вопрос (например, «Что
оставим потомкам?» — книги по экологии; «Читатель спрашивает, книга
отвечает» — (разные вопросы).
2. Выставкаполемика (выставкаспор) (читальный зал): Цель — помочь
читателю в формировании мировоззрения, донести до него интересный,
дискуссионный материал.Рассчитана на широкие круги читателей, прежде
всего, на молодежь. Из последних книг, журналов, газет нужно выбрать
наиболее интересный полемичный материал. Этот материал — в центр
выставки, под заголовком, а вокруг нее по обе стороны дать рецензии из
периодики по различным точкам зрения на данное произведение или тему.
Активное использование цитат из представленной на выставке литературы,
предложение читателям высказать свою точку зрения (с помощью карандаша
и бумаги). Название выставки может содержать в себе вопрос или сомнение,
например: «Дети Арбата» — художественный вымысел или «объективный
взгляд»? «Человек и природа: союзники или враги?» (экология).
3. Выставкакроссворд: носит досуговопросветительский характер.
Предназначена, в основном, для детей, молодежи, хотя может привлечь и
взрослых. Нужно составить кроссворд, оформить его на листе бумаги и
поместить на выставке. Здесь же словари, энциклопедии, справочники, в
10 которых содержаться ответы на вопросы кроссворда. Для удобства читателей
можно сделать ксерокопии миникроссворда. Первому читателю,
отгадавшему кроссворд, можно торжественно вручить сувенир. Очень важно,
как, в каком виде оформить выставку. Многое зависит от общей
интеллектуальной, эмоциональной культуры библиотекаря, его
мироощущения и даже настроения. И тогда, рядом с книгами, журналами
встанут предметы, символизирующие тему.
4. Выставкаикебана: На этой выставке обязательно нужны живые и
засушенные цветы, оформленные в композицию, а также книги, статьи по
цветоводству, стихи и отрывки из художественных произведений,
посвященных цветам. Можно дополнить репродукциями натюрмортов или
картинами. Названия выставок: «Цветы — наши нежные друзья»; «Цветы нам
нежно улыбались»; «Мир цветов, прекрасный и таинственный»; «Есть в травах
и цветах целительная сила».
5. Выставкаподарок. Оформлена с использованием природного материала,
например:«Байкал — озеро сказки» — на выставке — ветки кедра, шишки,
камешки. А на выставке:«Люблю тебя, мой край донской!» можно
использовать ковыль, «перекати поле», степные цветы, татарник и т.п.
6. Выставкапосвящение подснежнику — «Первый весенний цветок»,
(подснежник присутствует на выставке), березе — «Березка, береза,
березонька» — (ветки березы, литература о ней, стихи). Все эти выставки
оформлены с элементами фитодизайна.
7. Выставкапоиск. Чтобы школьники, завтрашние студенты, были с
каталогами и картотеками библиотеки на «ты», можно разработать выставку
поиск, например: «История России в лицах: от Рюриковичей до Петра»,
выставить на обозрение лишь часть литературы, которая есть в библиотеке,
пригласить школьников, разбить их на 2 команды и дать задание: за 45 минут с
помощью каталогов и картотек найти всю недостающую литературу и
разместить ее на витрине выставки.
8. Выставкавикторина. Если вы ставите целью знакомство юных читателей со
словарями, справочными и энциклопедичными изданиями, то тогда можно
оформить выставкувикторину: «Где найти ответ?». Например, картина
Джорджоне и опера Серова посвящены одной женщине. Кому именно? Что
такое эскалоп? Известно, что 1ым президентом Греции был российский
подданный. Кто? и др. вопросы. Таким образом, выставкавикторина
предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с
помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой
11 викторины. Лучше, если викторина будет посвящена одной теме, и заголовок
выставки будет в форме вопроса «Кто есть кто?», «Где эта улица, где этот
дом?» и т.д. Вопросы должны быть разной степени сложности. Очень важно
учитывать, на какую категорию читателей рассчитана выставка. Выставка
должна иметь текстовое обращение к читателю с приглашением принять
участие в викторине. Можно использовать выставкувикторину для рекламы
библиотечных услуг:
а) Указать, что литературу по теме выставки можно получить на дом (где и на
каких условиях);
б) Информировать о наличии сценариев мероприятий по данной теме;
в) Предложить написание курсовых, контрольных работ, рефератов по данной
теме;
г) Дать заявки на проведение следующей выставкивикторины.
Постоянно поощряйте интерес к выставке, упоминайте о ней в разговорах с
читателями, определите приз первому посетителю. Не будьте слишком
серьезны, ведь это зона отдыха. Закончить викторину можно подобием теста:
«Если вы ответили на все вопросы викторины, то Вы — кладезь познаний,
если на 10 — 15 вопросов — знаток литературы; на 5 — 9 вопросов —
запишитесь на абонемент; на 1 — 4 вопроса — срочно! запишитесь в
библиотеку (на абонемент); не ответили ни на один вопрос — все равно Вы
молодец, потому что не прошли мимо нашей викторины!»
9. Озвученные книжные выставки.
а) Текст обзора, беседы у книжной выставки, записывается на аудиокассету,
желающие могут потом прослушать ее с помощью наушников, или для группы
читателей.
б) Проводится обзор представленной литературы на радио, телевидении.
в) Читателям предлагаются аудио , видеоматериалы, имеющиеся в
библиотеке по данной теме.
10. «Говорящие выставки». Не путать с озвученными выставками! Это
выставкиобзоры, где музы всех искусств представлены в единстве. Например,
разговор о поэзии продолжают живопись, музыка.
Проходят они в рамках одной темы: «Мировая художественная культура».
Названия выставок:
1)«Байрон и западноевропейская культура романтической эпохи»;
12 2)«Тургенев и современное ему искусство»;
3)Французская культура I половины XIX века»;
4)«Импрессионизм — золотой век французской живописи».
11. Выставкавитрина. Эта выставка состоит из 2х частей. В одной из них
демонстрируются предметные аксессуары, а в другой — книжные материалы.
Например,выставка «Зеленая аптека» демонстрирует лекарственные растения
и книги о них. То же самое выставка «Природные врачеватели», или
«Лекарственные растения сада».
12. Выставкасовет. Она представляет книги, отвечающие на вопросы
читателей(«Домашнему мастеру», «Как заготовить продукты впрок»,
«Учиться шить» и т.п.). Пример выставкисовета: «Ах ты, баня моя, да баня
русская!». Кроме очень броских заголовков, традиционных книг и статей,
советов как париться, какой веник выбрать и т.п., тут же выставку украшает
джентльменский набор парильщика: дубовые и березовые веники, напитки,
утоляющие жажду знатоков бани.
13. Выставкадемонстрация. Нетрадиционная выставка: «Вечерком за чайком»
— все возможные самовары. Разговор о всевозможных сортах чая, способах
заварки, о чае успокаивающем, бодрящем, лечебном заговорном и т.д.
14. Выставкаколлаж. Главное назначение ее привлечь внимание читателей.
Она скорее носит рекламноинформационный характер. Тема обычно берется
широко, например, «Я — молодой», в рамках коллажа группируются
отдельные подтемы (мода, увлечение музыкой и т.п.). Нет четкой структуры с
разделами. Широко привлекаетсяиллюстративный материал: вырезки из газет
и журналов, цитаты и заголовки. Выставка должна быть ярко и со вкусом
оформлена. Внутри тематических групп или рядом с выставкой может быть
информация, объявление, ссылки на литературу, анонсы, информация о новых
изданиях, поступивших в библиотеку.
15. Выставкавернисаж. Она предполагает демонстрацию картин или
репродукций.Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о
художникахавторах, творчестве местных художников, о данном направлении
в искусстве. Выставка может быть персональной или представлять школу
художников, тему в изобразительном искусстве, предполагает использование
цитат, антуража (краски, кисти, холсты).
16. Выставкаоткрытие. Какойто новый материал, тема под новым углом,
какието исследования и открытия — вот что в основе этой выставки.
13 Пример: «Свет малой родины» (история нашего города, библиотеки, новые
факты и данные, новые материалы).
17. Выставкавдохновение. «Моя икона — женское лицо» — полезные советы
о красоте и здоровье, о красивых женщинах, об уходе за лицом, стихи,
посвященные женской красоте.
18. Выставкаситуация. Читателям предлагается самим поставить книги на
выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я
возьму с собой в космическое путешествие», «Эту книгу я возьму с собой в
поход» и т. д.
19. Выставкатест для читателей подросткового возраста и старшеклассников
предполагает наличие тестов и литературы, где можно найти какиелибо
советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.
20. Выставка одного портрета. На выставке обязательно наличие портрета или
репродукции и литературы об этом человеке. Например: «Но красоту ее
Боровиковский спас...» (о М. И. Лопухиной).
21. Выставкадиспут. Предполагается диспут между читателямиподростками
с целью раскрытия проблем их социального развития, оказания помощи в их
духовном становлении. Желательна тетрадь откликов: «Ровесник, ответь
ровеснику».
22. Выставка — бенефис читателя. Например, «Лучший читатель года». Цель
такой выставки — привлечение внимания к книгам через близкие интересы.
Обязательные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения
(посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитанных книг по
различным отраслям знания).
23. Выставкагербарий предполагает наличие собственно гербария и книг,
периодических изданий об этих растениях. Например: «Лекарственные
растения ... района».
24. Выставкахобби. Рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются
предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих
книг, а также и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти
изделия. Например: «Макраме — это просто», «Наши руки не для скуки» и
др.
25. Выставкасказка готовится вместе с читателями — младшими
школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина
14 сказочных героев, строят сказочный город. Всё это вместе с текстом сказки
оформляется в единый композиционный ряд выставки.
26. Авторская выставка. Новая форма выставочной работы. «Авторская
выставка» — выражает творческую индивидуальность конкретного
библиотекаря. При этом, не меняя основную цель выставки, —
(популяризация книжного фонда) — авторский вариант гармонично
активизирует общекультурные и профессиональные знания библиотекаря.
«Авторская выставка» — это взгляд библиотекаря на мир, выражение его
мировоззрения, интеллекта, жизненного опыта. В конечном счете — это
способ соединения библиотекаря и читателя, пробуждающий взаимный
интерес, а значит, и интерес к литературе.
Авторская выставка потому и называется «авторской», что здесь дается
полная свобода библиотекарю, который занимается её оформлением. Такая
выставка, несомненно, привлечет внимание читателей, создаст у них
определенное настроение.
27. Выставкаадвайзер (выставкаконсультация). В переводе с английского
adviser — советник, консультант. Пример выставкиадвайзер: «Что читать
современной молодежи?», «Как выбрать профессию?» (по профориентации) и
др. На такого рода выставках обязательно должен быть представлен
методический материал: консультации, рекомендации, памятки по теме
выставки. Обзор этой выставки перед аудиторией тоже проводится в форме
консультации.
Другие виды выставок:
• выставкаребус,
• выставка одной книги,
• выставкаигра,
• выставкадиалог,
• выставкарекомендация,
• выставкасовет,
• выставкачайнворд,
• выставкасловарь,
• живая выставка,
• выставказнакомство,
15 • выставкапрезентация (реклама, премьера),
• выставкаоткровение,
• выставка, подготовленная читателем,
• выставканастроение,
• выставка одного автора,
• выставкапоиск,
• выставка — исследование читательских предпочтений,
• выставкадосье,
• выставкаэкспозиция,
• выставкаконфликт,
• выставка книжных иллюстраций,
• выставкапочта,
• выставкакалендарь,
• выставкаосуждение, или антивыставка,
• выставкадневник,
• выставка «Литературный герой».
Внутриполочные выставки.
Они невелики по объему (5 — 6 названий) и по продолжительности (7 — 10
дней). Помогают раскрывать фонд, его отделы. На пустых полках кн. фонда
абонемента расставляются книги из раздела, где находится кн. полка.
Экспонируются как новые издания, так и незаслуженно забытые книги.
Существуют различные виды книжных выставок:
по содержанию – тематические и универсальные;
по времени – постоянные и эпизодические;
по месту использования – внутрибиблиотечные или внебиблиотечные (в
классе ,про проведении мероприятия)
В библиотечной работе используются выставки одной книги,
выставки – диалоги, выставки – вопросы, дайджест, выставки новых
поступлений и циклы выставок по одой тематике.
16 Обязательно должен быть открытый доступ к книгам на выставке для
читателя.
У книжной выставке применяется такой устный метод библиотечной
работы ,как беседа у книжной полки.
Для руководства чтением в школьной библиотеке широко применяется
составление рекомендательных списков литературы для чтения.
В ХХ веке ускорение научнотехнического прогресса изменило человеческую
жизнь. Каждое новое изобретение или открытие привносит серьезные
перемены не только в быт людей, но и в их сознание. Термин «инновация»
происходит от латинского inovatis ( in –в, novatis –новый) и в переводе
означает обновление, новинка, изменение, впервые стал использоваться в 30е
гг. прошлого века. В библиотечной деятельности, в публикациях российских
специалистов, термин стал употребляться к концу 1980х гг. Библиотека, как
и любая иная структура, функционирующая в современных условиях, должна
перейти на инновационный путь развития. В начале любого нововведения
лежит нестандартная идея, основанная на фантазии, экспромте,
импровизации, поэтому библиотечную инновацию можно сравнить с
искусством. Инновационные формы работы позволяют проводить даже
традиционные мероприятия ярче, динамичнее, зрелищнее. Результатом
инновационной деятельности нашей библиотеки стали разнообразные формы
массовой работы с читателями. Хотелось бы отметить, что использование
инновационных форм в деятельности библиотеки открывает новые горизонты
развития, повышает качество обслуживания пользователей, положительно
влияет на репутацию библиотеки. Реализация инноваций сложный, но и
интересный, творческий процесс, который становится единственно
возможным для функционирования библиотеки .
За последнее время в практике работы школьных библиотек с читателями
наметилось совершенствование традиционных форм популяризации книги и
чтения детей и молодежи. Все это рассматривается как средство привлечения
детей и юношества в библиотеку, приобщения их к чтению. Библиотечная
практика показывает эффективность таких нетрадиционных форм работы с
читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного
группового мероприятия, вызывают в ребенке желание вернуться к книге,
чаще посещать библиотеку, обсуждать с друзьями прочитанное. Обязательно
в большинстве мероприятий используем театрализацию, игровые моменты,
видеоматериалы. Руководство чтением, как приоритетное направление
библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное
воздействие на содержание и характер потребления всех видов
17 аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги
и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио,
видео и мультимедийные источники информации.
Главной задачей использования электронных носителей информации и
информационных технологий в работе школьных библиотек, является
предоставление максимальной свободы выбора форм и методов работы.
Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют
создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить
единое информационное образовательное пространство новым содержанием.
С помощью электронных средств улучшается фактическое наполнение любого
массового мероприятия. Ведь электронный информационный продукт в
образовании и воспитании выступает одновременно как учебник,
предоставляя информацию; как учитель, разъясняя информацию; как
справочноинформационное пособие; как консультант, углубляя знания по
изучаемому предмету; как тренажер, способствуя усвоению информации; как
контролер знаний. Электронные издания могут и должны использоваться в
составе библиотечных фондов. Массовые формы работы с читателями при
применении современных электронных аудиовизуальных произведений на
компактдисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на
формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к
знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий.
Перед нами встала новая задача: как совместить чтение художественной
литературы и материал, представленный на дисках? Всё это надо
использовать в библиотечных мероприятиях, что способствует
эмоциональному воздействию даже без специального запоминания, остается в
памяти; несет заряд духовности, расширяет кругозор, формирует
экологическое мировоззрение.
Можно проводить отдельные мероприятия с использованием слайдов. Это ли
не воспитание с помощью новых технических средств? Известно, что человек
мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30%
увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается
50–70%. Поэтому, эффективность использования такой формы работы, как
презентации, неизмеримо возрастает.
Информационное пространство XXI века сложное, изменчивое, крайне
разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления
информации к созданию знания. И научить школьников превращать
информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача
18 образовательных учреждений, которую, несомненно, решают и школьные
библиотеки.
Всего этого можно достичь и применить в работе ,если любишь свое дело
и стремишься передать свои знания детям .Вопрос обучения и воспитания и
,как результат его мышление и грамотность ,сейчас очень актуален. От его
результативности зависит мировоззрение подрастающего поколения ,его
взаимоотношение с Природой, с окружающим миром, с его местом в этом
мире .
Без книги – в мире ночь и
Ум людской убог…
Без книги, как стада,
Бессмысленны народы.
В ней добродетель, долг,
В ней мощь и соль природы.
В ней будущность твоя
И верный благ залог.
Виктор Гюго
19
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Опыт работы"Все о книжных выставках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.