Формирование информационной грамотности учащихся в работе педагога-библиотекаря
Оценка 5

Формирование информационной грамотности учащихся в работе педагога-библиотекаря

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
библиотека +1
1 кл—11 кл
08.01.2020
Формирование информационной грамотности учащихся в работе педагога-библиотекаря
Формирование информационной культуры учащихся - одно из основных направлений работы педагога-библиотекаря. В статье представлен опыт работы школьной библиотеки МБОУ "Лицей №12" г. Лениногорска Республики Татарстан
формирование информационной культуры учащихся в работе педагога-библиотекаря.docx

Программа курса по формированию информационной культуры учащихся

Информационная грамотность учащихся - одна из составляющих междисциплинарных умений и навыков, которыми должен овладеть ученик в ходе обучения в свете требований ФГОС всех ступеней образования. Почему это так важно в сегодняшнем мире? Информация  сейчас является  одним из фундаментальных понятий современной науки.

Рассмотрим более подробно понятия «информационная культура» и «информационная грамотность». Линии современных УМК по информатике и ИКТ разных авторов (Босовой Л., Угринович Н., Полякова К.), составленных исходя из требований ФГОС,  дают такое определение этим понятиям:

«Информационная культура - готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Информационная грамотность - способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.»

В начале XXI века стремительное развитие информационно- коммуникационных технологий, внедрение их во все сферы жизни, лавинообразное нарастание информационных потоков привели к выдвижению на первый план необходимости формирования навыков самостоятельной работы с информацией; развитие информационных технологий, распространение разноформатных информационных ресурсов влечет необходимость обучения школьников работе с нетрадиционными носителями информации.  Мы видим, что в деятельности школьной библиотеки необходима реализация обязательной программы курса по формированию информационной культуры учащихся. Это обусловлено и реалиями современной жизни, и требованиями ФГОС, и потребностью современного общества в образованных людях, обладающих навыками информационно-поисковой и аналитической деятельности, знающих правила информационной безопасности и критического осмысления разнообразных информационных источников.

Современные стандарты образования уделяют особое внимание самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников: проектной, исследовательской, экспериментальной. Любое выступление, доклад, презентация, реферат и прочие формы представления своих учебных и внеурочных занятий предполагают правильное библиографическое оформление документа, являющееся, по сути, одним из элементов информационной культуры. На практике же часто приходится сталкиваться с тем, что учащиеся не делают этого и не понимают важности данного оформления. Часто и учителя-предметники в своей работе, задав сделать дома  доклад или реферат, не обращают внимание и не оценивают сторону грамотного библиотечно-библиографического оформления и соблюдения каких-либо норм оформления текста работы.

Поэтому я считаю, что данную программу формирования информационной культуры учащихся в рамках междисциплинарного курса или в рамках внеурочной деятельности по ФГОС в разделе «Интеллектуальное развитие» следует вести именно педагогу-библиотекарю. В качестве аргументов могу привести следующее:

- охват учащихся с 1 по 11 класс, поскольку педагог-библиотекарь, исходя из своей практической деятельности так или иначе взаимодействует с учащимися всех параллелей;

- возможность поэтапного обучения с начального звена и далее путем «от простого к сложному», одновременно расширяя уже имеющиеся понятия;

- более свободная, комфортная обстановка, нежели на уроках;

- постепенно, получая информационно-поисковые знания на изданиях на традиционных носителях, плавно перейти к информационному виртуальному полю;

- обучение навыкам грамотного библиотечно-библиографического оформления документа, а в старшем звене расширение знаний добавлением обучения умениям и навыкам работы по автоматическому созданию оглавлений, библиографических ссылок, предметного указателя средствами программы WORD.

В своей практической деятельности обучения учащихся информационной культуре, я выделяю следующие этапы:

 1-4 классы: традиционные библиотечные уроки: правила обращения с книгой,  знакомство с элементами книги, истории книги и книгоиздательства; как правильно выбирать книгу; иллюстрации, художники-иллюстраторы; виды изданий; основы работы со справочными и энциклопедическими изданиями; картотеки

5-6 классы: информационная безопасность в Интернете; работа с электронными учебными изданиями, словарями и справочниками; основные правила оформления текста доклады, выступления и реферата (работа с текстовым редактором WORD);

7-8 классы: каталоги и картотеки на традиционных и электронных носителях; правила библиотечно-библиографического оформления  проектов, рефератов, особо акцентируя внимание на понятия: «раздел», «подраздел»; составления списка использованных источников с усвоением основных требований описания документа

9-11 классы: те же самые знания и умения по информационной культуре, полученные во время внеурочных занятий в школьной библиотеке и на уроках Информатики и ИКТ, систематизируем и расширяем во время практических занятий. Особое внимание уделяем анализу информации. Например, сравниваем сведения из Википедии  с данными, полученными из электронных академических словарей и справочников; выполняем ряд практических работ, где в полной мере используем возможности текстового редактора WORD (редактирование текста, использование возможностей колонтитулов, автоматическое выставление разделов и подразделов, оглавления, библиографических ссылок, предметного указателя и пр.). Особенность этого блока - подготовка учащихся к дальнейшему обучению в учреждениях СПО и вузах. Ниже приведу фрагмент одного такого занятия:

Стиль можно применить одним из способов. Меню вкладка Главная Панель инструментов Стили, выбрать нужный стиль. Контекстное меню- Стили, выбрать нужный стиль (для отображения панели задач использовать меню Главная ==> Стили (рис. 1)).

Установить курсор в абзац-образец, щелкнуть кнопку  на панели инструментов Стандартная, применить стиль по образцу к нужному абзацу, переместившись к нему.

Рис. 1. Панель задач Стили и форматирование

Используя панель задач Стили и форматирование, можно выделить все фрагменты, имеющие одинаковый стиль форматирования. Это можно сделать, например, так. Установить текстовый курсор в абзац, имеющий нужное форматирование (стиль отобразится в окне Форматирование выделенного текста панели задач), после чего выбрать на панели задач Выделить все, затем выполнить с выделенным текстом необходимое действие. Можно также использовать контекстное меню.

Хочется отметить, что к старшим классам каждый учащийся осознает насколько важно в современном мире в полной мере владеть умениями и навыками жизни в информационном пространстве, быстро находить нужную и качественную информацию, анализировать и систематизировать ее. Исходя из этого, программа курса по формированию информационной грамотности должна по максимуму иметь практическую направленность. Это и работа с изданиями на традиционных носителях и электронных носителях,  знакомство с виртуальными библиотеками и выставочными залами, формирование навыков самостоятельного поиска в электронных базах данных (например, ОБД «Мемориал», «Книга памяти РТ», электронные базы различных архивов и пр.).  По мере взросления школьника расширяем его границы познания, формируем его информационную компетентность, информационную культуру.

Что еще важно в этой работе? Обращение к базам данных различных архивов и к той же ОБД «Мемориал» воспитывает и гражданскую позицию учащихся. Очень многие наши ученики и мои коллеги в школе, когда я показала на своих занятиях возможности исторического поиска своих предков через электронные базы данных, нашли сведения о своих родственниках, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны, увидели их наградные документы, справки о ранениях, смогли пополнить данные своего генеалогического древа.

Свое эссе мне хочется закончить фразой Натана Ротшильда: «Кто владеет информацией - тот владеет миром».

 

Формирование информационной грамотности учащихся в работе педагога-библиотекаря

Формирование информационной грамотности учащихся в работе педагога-библиотекаря

Формирование информационной грамотности учащихся в работе педагога-библиотекаря

Формирование информационной грамотности учащихся в работе педагога-библиотекаря

Формирование информационной грамотности учащихся в работе педагога-библиотекаря

Формирование информационной грамотности учащихся в работе педагога-библиотекаря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020