Сценарий защиты проекта «Голос Рязани – звон колокольный»
Цель: познакомить учащихся с колокольными звонами; показать значимость колоколов в истории Рязани.
Задачи: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на земле Рязанской; познакомить с особенностями звучания колоколов; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к своей Родине; уважение к русским традициям и почитание колокола как символа русской земли.
Ход защиты
На сцене композиция: деревянный заборчик с натянутыми над ним на верёвках 3 колоколами импровизированными (бумажные ведёрки разных размеров покрыты фольгой). Рядом сидит ребёнок, одетый в костюм монаха, изображая звон колоколов. (Сопровождается музыкальным звуком колокольного звона). На экране появляется слайд с изображением Рязанской колокольни и названием проекта. Звучит голос учителя:
Среди дубравы, Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами. К себе он тянет Неодолимо. Зовёт и манит Он в край родимый.
Слайд заменяется видео о Рязани с песней о колокольном звоне. Под эту песню на сцене 6 детей, одетых в специальные накидки с изображением храмов, исполняют танец. По окончанию танца, дети выстраиваются в ряд на краю сцены и начинают свои реплики под сменяющиеся слайды.
1 ученик:
Русский колокольный звон – это древнее искусство. Молитва Церкви Православной, которая звучит в бронзе.
2 ученик:
В Рязани колокола всегда пользовались особой народной любовью и уважением. Звон колокола возвещал о богослужении, предупреждал о пожаре и стихийных бедствиях, приближении врага, объявлял о свадьбе, смерти или казни, выражал торжество церкви.
3 ученик:
Указывал заблудшим путникам дорогу и служил маяком морским путешественникам, сообщая о близости берега. Слуху русского человека знакомо множество разнообразных звонов.
Поднимают руки вверх, образуя ворота, из которых появляются 5 новых участников в шапочках – колокольчиках с табличками в руках, на которых написаны названия колокольных звонов. После своих слов таблички поднимают кверху.
1 колокольчик:
БЛАГОВЕСТ – особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол.
Ребёнок – монах изображает удар колокола под звуки музыкального сопровождения. Так он делает после каждого выступления детей. Каждый звон колокола изображает его название.
2 колокольчик:
ТРЕЗВОН – один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приёма с паузами.
3 колокольчик:
ПЕРЕЗВОН – удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звук может быть не только светлым, но и скорбным.
4 колокольчик:
НАБАТ – сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи.
5 колокольчик:
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ звон – скорбный звон от малых колоколов к большим в память об умершем человеке.
Уходят назад в такие же импровизированные ворота из поднятых кверху рук. Танцоры продолжают свои выступления.
4 ученик:
На Руси колокола впервые появились в 10 веке. Колокол стал символом православной Руси.
5 ученик:
На Руси колокол воспринимался как живое существо, во многом подобное человеку, его части так и назывались: ТУЛОВО, УШИ, ЯЗЫК, ЮБКА. Ему приписывалась способность чувствовать и переживать; в его звучании слышалась человеческая речь.
6 ученик:
В старинных преданиях о колоколах они часто наделялись способностью самостоятельно действовать. Из уст в уста передавалось немало рассказов о чудесных событиях: колокола неожиданно начинали звонить без чьей-либо помощи, падали, либо сами водружались на колокольню.
1 ученик:
Изучая историю колоколов в Рязани. Мы посетили Рязанский Кремль и побывали в монастыре Пощупова. Вот что мы узнали.
2 ученик:
Соборная колокольня – памятник архитектуры 18-19 веков, построенный в стиле классицизма. По настоящее время остаётся одной из самых высоких колоколен города и Рязанской области. Общая высота 83, 2 метра. Используется для звона двумя рязанскими кафедральными соборами: летним Успенским и зимним Христорождественским.
3 ученик:
В 1901 году в монастыре села Пощупова по проекту рязанского архитектора И. С. Цеханского была построена 80-метровая колокольня. Она сооружена на средства Д. Хлудова уже после его смерти. Громадная колокольня в псевдорусском стиле царит над окружающей местностью. Её силуэт виден на много километров.
4 ученик:
Ранее в колокольне находилась монастырская библиотека, в которой хранились книги 17-18 веков.
5 ученик:
Своими колоколами оснащены и другие храмы и монастыри Рязани. Самая новая из них находится на территории Перинотального центра в районе Канищево.
6 ученик:
А знаете ли вы, что колокольный звон обладает ещё и исцеляющей силой? Известно, что колокольный звон использовался во время эпидемий, и распространение болезни останавливалось.
1 ученик:
Болезнетворные бактерии, вирусы, грибки – все они являются низкочастотными организмами, а колокольный звон изменяет частоту вибраций окружающей среды, делая её неблагоприятной для болезнетворных организмов.
2 ученик:
А ещё колокольный звон усиливает энергетику человека, улучшает состояние здоровья даже при тяжёлых заболеваниях и омолаживает.
3 ученик:
Но не забывайте, что всё сказанное относится лишь к «живому» колокольному звону.
4 ученик:
В настоящее время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас устраивают праздники колокольной музыки в городах Золотого кольца России.
5 ученик:
Церковные колокола – свидетели истории Руси и нашей Рязани. В настоящее время искусство колокольного звона возрождается.
6 ученик:
Когда ты слышишь звон колоколов, Душа вдруг замирает бесконечно. И в этот миг о тяжести оков Не думаешь, а думаешь о Вечном. По капельке вливается в тебя Душевная живительная влага. И хочется обнять весь мир, любя. И раствориться в нём, другим во благо.
Двое участников передвигаются ближе к краю сцены, остальные уходят за кулисы. Под слайд-шоу фото с поездок, оставшиеся поют песню «Звон колоколов».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.