РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социальное проектирование как форма организации социальной работы, подготовки будущих специалистов социальной сферы и способ решения широкого круга проблем в этой сфере деятельности позволяет реализовать инновационные идеи с широким применением выработанных в мировой практике методов снижения и упреждения рисков, оценки вероятных последствий, оптимизации управленческих структур и т.д.
Иконка файла материала Роль соц.проектирования.doc
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Кузнецова Е.В., старший преподаватель кафедры социальной работы ГБОУ ВПО «Кировская государственная  медицинская академия» Социальное проектирование как форма организации социальной работы, подготовки   будущих   специалистов   социальной   сферы   и   способ   решения широкого круга проблем в этой сфере деятельности позволяет реализовать инновационные   идеи   с   широким   применением   выработанных   в   мировой практике   методов   снижения   и   упреждения   рисков,   оценки   вероятных последствий, оптимизации управленческих структур и т.д. Анализ   литературы   по   социальному   проектированию   показал,   что   в нашей стране утвердилось три подхода к социальному проектированию:  1)   объективно­ориентированный   подход   (Г.А.   Антонюк,   Н.А.   Аитов, Н.И.  Лапин, Ж.Т. Тощенко).  С позиций  этого  подхода  социальный  проект имеет   целью   создание   нового   или   реконструкцию   имеющегося   объекта, выполняющего   важную   социокультурную   функцию   (школа,   больница, спортивный   комплекс   и   т.п.).   Проектирование   требует   знания   законов общественного   развития   и   не   должно   ориентироваться   на   субъективные факторы; 2) проблемно­ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко,   О.Н.   Яницкий).   Данный   подход   объективные   и   субъективные факторы   социальной   действительности   рассматривает   как   равноправные. Концепция имеет ярко выраженную эколого­гуманитарную направленность; 3)   субъектно­ориентированный   (тезаурусный)   подход   (В.А.   Луков). Данный   подход   позволяет   теоретически   обобщить   многообразный   опыт социального   проектирования   на   уровне   разработки   и   осуществления   как макро,   так   и   микропроектов.   Данный   подход   базируется   на   признаниитезауруса   создателя   проекта   основным   источником   проектной   идеи, позволяет обосновать многообразие и многоуровневость социально­проектной деятельности и понять причины несовпадения замысла и исполнения, провала сильных и успеха слабых проектов. Наиболее   приемлемым   для   подготовки   специалистов   по   социальной работе можно считать субъектно­ориентированный или тезаурусный подход, позволяющий   привлекать   к   социально­проектной   деятельности   всех студентов,   не   ограничивая   их   профессиональными   достаточно   сложными исследованиями, как это предлагается в рамках проблемно­ориентированного подхода. В основе обозначенного подхода лежит тезаурологическая концепция социологии,   в   которой   особое   значение   придается   ценностно­нормативной структуре субъекта социальной деятельности. В контексте задач социальной работы   это   означает,   что   в   проектировании   особое   место   уделяется целеполаганию, мотивации инициаторов проекта, их готовности к конкретным действиям по реализации проекта. В данном случае этот подход позволяет опереться   на   те   возможности,   которые   имеются   у   студентов,   и   придать процессу  освоения теории  и технологии  социального  проектирования  ярко выраженный ценностный подход. Этим усиливается мотивация к достижению реального   успеха   в   итоге   изучения   дисциплины   «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе». В данном контексте это означает создание собственного проекта. Учет   первых   организационно­методических   ошибок   и   недостатков показал, что, проектные задания целесообразно  давать небольшим группам студентов   (2­4   человека),   что   имеет   ряд   преимуществ.   Как   правило,   они разбивались   по   группам   в   соответствии   с   их   симпатиями   и   общими интересами и тезаурусами. Следовательно, тема, цель и идейное содержание проекта   находились   в   одном   русле.   Работа   в   группе,   с   одной   стороны, демонстрировала кумулятивный эффект, с другой – облегчала деятельность вусловиях разделения труда. Также студентам было предложено разрабатывать такие проекты, которые могли бы быть осуществлены при их участии. Чтобы процесс и результат проектирования стал еще более эффективным, защита проектов   осуществлялась   публично,   на   которую   приглашались   другие преподаватели   кафедры   и   которые   выступали   в   роли   экспертов.   Таким образом, защита  становилась  для  студентов  значимым   событием. Итоговая оценка   социального   проекта   значительно   повышалась,   если   он   уже   был реализован или предполагалась его реализация в ближайшее время, о чем уже есть   договоренность   с   организацией,   на   базе   которой   предполагалось реализовывать проект и где работают студенты из группы. Смена   мотивации   и   соревновательные   механизмы   придали практическому проектированию те черты, которые вывели обычную работу за пределы   учебных   задач.   Это   дает   возможность   студентам   собирать информацию   для   своих   проектов   в   реальных   обстоятельствах,   делать реальные   расчеты   затрат   и   выгод,   добиваться   встречи   с   руководителями хозяйственных и финансовых служб организаций для прояснения ситуации. Такая постановка проблемы дает возможность утверждать, что выполненный студентами   в   конце   изучения   дисциплины   реальный   проект,   в   качестве результата   лучше,   чем   формально   усвоенные   правила   социального прогнозирования   и   моделирования,   которые   невозможно   применять   на практике на местном уровне и в ограниченных временных пределах проектной деятельности. Методический   опыт   организации   работы   по   социальному проектированию   подобным   образом   позволил   добиться   следующих результатов. На сегодняшний момент практически все проекты реальны для исполнения   и   уже   не   представляют   собой   кампеляцию   приведенных   в   Сфера   применения   проектов литературе   практических   примеров. сориентирована   на   местные   социальные,   образовательные,   воспитательные учреждения и организации.Год от года растет количество либо готовых к реализации, либо уже реализованных   проектов.   Остановимся   на   некоторых   из   них.   Студенткой Полетаевой   Н.В.   на   базе   КОГКУСО   «Опаринский   социальный   приют   для детей и подростков» был реализован социальный проект «Кровная семья». Целью   данного   социального   проекта   «Кровная   семья»   является   создание механизма межведомственного взаимодействия в сохранении и оздоровлении кровной (биологической) семьи ребёнка, нуждающейся в социальной помощи и поддержке в северных районах Кировской области. Для достижения цели проекта были решены следующие задачи: 1.   Создание   сети   информационных   услуг   для   всех   органов   и учреждений, заинтересованных в улучшении положения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 2.   Систематизация   деятельности   органов   и   учреждений   системы профилактики,   администраций   районных   округов   и   поселений   северных районов   Кировской   области   по   выявлению   и   своевременному   оказанию помощи   и   услуг   семьям,   оказавшимся   в   трудной   жизненной   ситуации, социально­опасном положении. 3. Мобилизация всех подразделений к активной работе по выходу из кризисной   ситуации   кровной   семьи   ребёнка   и   постреабилитационному сопровождению семьи до её полного восстановления. 4.   Стабилизация   эффективности   межрайонного   межведомственного взаимодействия   в   сопровождении   семьи   в   процессе   восстановления   и установления стабильности её жизнедеятельности. 5.   Организация   эффективного   контроля   деятельности   органов   и учреждений   системы   профилактики   в   межведомственном   сопровождении кровной семьи, нуждающейся в социальной реабилитации и коррекции. Таким образом, реализация проекта оказалась нужной и необходимой, так как в настоящее время внимание специалистов должно быть обращено на раннюю профилактику семейного неблагополучия и помощь семье.Обратимся к другому проекту «Береги здоровье смолоду!». Его авторы – Котельникова Е. и Генералова М. – проводить целенаправленную системную работу по формированию самосохранительного поведения среди девушек 14­ 18   лет   с   целью   сохранения   репродуктивного   здоровья   и   установок   на ответственное материнство. В качестве актуальности студентки отметили, что в г. Кирове в течение ряда   лет   заболеваемость   новорожденных   детей   находится   на   стабильном высоком   уровне.   При   этом   каждая   женщина,   готовящаяся   стать   матерью, имеет не менее 1­2 заболеваний. Целью данного социального проекта являлось повышение уровня знаний о репродуктивном здоровье у девушек 14­18 лет,   средних   профессиональных   и   высших обучающихся   в   средних, профессиональных   учебных   заведениях.   В   качестве   задач   были   выделены следующие: 1)  информирование девушек  о заболеваниях,  передающихся половым путем, и способах индивидуальной защиты; 2) формирование приверженности к самосохранительному поведению у девушек 14­18 лет; 3) формирование установки на ответственное материнство. Эффективность   данного   проекта   говорит   сама   за   себя   ­   проектной деятельностью было охвачено 800 девушек, около 50 студентов­волонтеров получили   опыт   социально   активной   деятельности,   направленной   на формирование   самосохранительного   поведения,   было   проведено   около   40 лекций,   деловых   и   ролевых   игр,   20   посещений   анатомического   музея Кировской ГМА и кунсткамеры. Хочется   отметить   и   социальный   проект   студента   Халиуллина   Д.М. «Здоровые   глазки,   детства   яркие   краски»,   направленный   на   сохранение зрения,   особенно   в   детском   возрасте.   Поскольку   организм   ребенка   очень восприимчив   ко   всякого   рода   воздействиям,   именно   в   детском   возрасте зрению должно быть уделено особое внимание, так как зрение принадлежит кчислу интереснейших явлений природы. Оно дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать,   как   важно   оберегать   и   сохранять   способность   видеть.   В   ходе реализации проекта проводились  диагностические мероприятия по изучению состояния органа зрения у детей и оценено качество зрения в динамике, на основании   этого   выявлена   группа   риска.   Были   обучены   преподаватели начальных   классов,   родители   и   дети   приемам   профилактики   ухудшения зрения, разработаны информационные материалы для родителей, педагогов и детей. Таким   образом,   студенты   получают   достаточный   опыт   не   только написания, но и реализации социальных проектов, что позволяет впоследствии выпускникам выполнять дипломные работы в форме социального проекта. В результате изучения дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе студенты ­ будущие специалисты по социальной   работе   приобретают   основные   знания   и   совокупность технологических   приемов   для   ведения   социальной   работы   в   формах социального проекта. Данная дисциплина призвана убедить студентов в том, что создание социального проекта по силам любому, кто имеет к этому волю и некоторую подготовку. Это ­ важная педагогическая задача данной учебной дисциплины.