Социальное проектирование как форма организации социальной работы, подготовки будущих специалистов социальной сферы и способ решения широкого круга проблем в этой сфере деятельности позволяет реализовать инновационные идеи с широким применением выработанных в мировой практике методов снижения и упреждения рисков, оценки вероятных последствий, оптимизации управленческих структур и т.д.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Кузнецова Е.В., старший преподаватель кафедры
социальной работы ГБОУ ВПО «Кировская государственная
медицинская академия»
Социальное проектирование как форма организации социальной работы,
подготовки будущих специалистов социальной сферы и способ решения
широкого круга проблем в этой сфере деятельности позволяет реализовать
инновационные идеи с широким применением выработанных в мировой
практике методов снижения и упреждения рисков, оценки вероятных
последствий, оптимизации управленческих структур и т.д.
Анализ литературы по социальному проектированию показал, что в
нашей стране утвердилось три подхода к социальному проектированию:
1) объективноориентированный подход (Г.А. Антонюк, Н.А. Аитов,
Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко). С позиций этого подхода социальный проект
имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта,
выполняющего важную социокультурную функцию (школа, больница,
спортивный комплекс и т.п.). Проектирование требует знания законов
общественного развития и не должно ориентироваться на субъективные
факторы;
2) проблемноориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е.
Трущенко, О.Н. Яницкий). Данный подход объективные и субъективные
факторы социальной действительности рассматривает как равноправные.
Концепция имеет ярко выраженную экологогуманитарную направленность;
3) субъектноориентированный (тезаурусный) подход (В.А. Луков).
Данный подход позволяет теоретически обобщить многообразный опыт
социального проектирования на уровне разработки и осуществления как
макро, так и микропроектов. Данный подход базируется на признаниитезауруса создателя проекта основным источником проектной идеи,
позволяет обосновать многообразие и многоуровневость социальнопроектной
деятельности и понять причины несовпадения замысла и исполнения, провала
сильных и успеха слабых проектов.
Наиболее приемлемым для подготовки специалистов по социальной
работе можно считать субъектноориентированный или тезаурусный подход,
позволяющий привлекать к социальнопроектной деятельности всех
студентов, не ограничивая их профессиональными достаточно сложными
исследованиями, как это предлагается в рамках проблемноориентированного
подхода.
В основе обозначенного подхода лежит тезаурологическая концепция
социологии, в которой особое значение придается ценностнонормативной
структуре субъекта социальной деятельности. В контексте задач социальной
работы это означает, что в проектировании особое место уделяется
целеполаганию, мотивации инициаторов проекта, их готовности к конкретным
действиям по реализации проекта. В данном случае этот подход позволяет
опереться на те возможности, которые имеются у студентов, и придать
процессу освоения теории и технологии социального проектирования ярко
выраженный ценностный подход. Этим усиливается мотивация к достижению
реального успеха в итоге изучения дисциплины «Прогнозирование,
проектирование и моделирование в социальной работе». В данном контексте
это означает создание собственного проекта.
Учет первых организационнометодических ошибок и недостатков
показал, что, проектные задания целесообразно давать небольшим группам
студентов (24 человека), что имеет ряд преимуществ. Как правило, они
разбивались по группам в соответствии с их симпатиями и общими
интересами и тезаурусами. Следовательно, тема, цель и идейное содержание
проекта находились в одном русле. Работа в группе, с одной стороны,
демонстрировала кумулятивный эффект, с другой – облегчала деятельность вусловиях разделения труда. Также студентам было предложено разрабатывать
такие проекты, которые могли бы быть осуществлены при их участии. Чтобы
процесс и результат проектирования стал еще более эффективным, защита
проектов осуществлялась публично, на которую приглашались другие
преподаватели кафедры и которые выступали в роли экспертов. Таким
образом, защита становилась для студентов значимым событием. Итоговая
оценка социального проекта значительно повышалась, если он уже был
реализован или предполагалась его реализация в ближайшее время, о чем уже
есть договоренность с организацией, на базе которой предполагалось
реализовывать проект и где работают студенты из группы.
Смена мотивации и соревновательные механизмы придали
практическому проектированию те черты, которые вывели обычную работу за
пределы учебных задач. Это дает возможность студентам собирать
информацию для своих проектов в реальных обстоятельствах, делать
реальные расчеты затрат и выгод, добиваться встречи с руководителями
хозяйственных и финансовых служб организаций для прояснения ситуации.
Такая постановка проблемы дает возможность утверждать, что выполненный
студентами в конце изучения дисциплины реальный проект, в качестве
результата лучше, чем формально усвоенные правила социального
прогнозирования и моделирования, которые невозможно применять на
практике на местном уровне и в ограниченных временных пределах проектной
деятельности.
Методический опыт организации работы по социальному
проектированию подобным образом позволил добиться следующих
результатов. На сегодняшний момент практически все проекты реальны для
исполнения и уже не представляют собой кампеляцию приведенных в
Сфера применения проектов
литературе практических примеров.
сориентирована на местные социальные, образовательные, воспитательные
учреждения и организации.Год от года растет количество либо готовых к реализации, либо уже
реализованных проектов. Остановимся на некоторых из них. Студенткой
Полетаевой Н.В. на базе КОГКУСО «Опаринский социальный приют для
детей и подростков» был реализован социальный проект «Кровная семья».
Целью данного социального проекта «Кровная семья» является создание
механизма межведомственного взаимодействия в сохранении и оздоровлении
кровной (биологической) семьи ребёнка, нуждающейся в социальной помощи
и поддержке в северных районах Кировской области. Для достижения цели
проекта были решены следующие задачи:
1. Создание сети информационных услуг для всех органов и
учреждений, заинтересованных в улучшении положения семей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации.
2. Систематизация деятельности органов и учреждений системы
профилактики, администраций районных округов и поселений северных
районов Кировской области по выявлению и своевременному оказанию
помощи и услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,
социальноопасном положении.
3. Мобилизация всех подразделений к активной работе по выходу из
кризисной ситуации кровной семьи ребёнка и постреабилитационному
сопровождению семьи до её полного восстановления.
4. Стабилизация эффективности межрайонного межведомственного
взаимодействия в сопровождении семьи в процессе восстановления и
установления стабильности её жизнедеятельности.
5. Организация эффективного контроля деятельности органов и
учреждений системы профилактики в межведомственном сопровождении
кровной семьи, нуждающейся в социальной реабилитации и коррекции.
Таким образом, реализация проекта оказалась нужной и необходимой,
так как в настоящее время внимание специалистов должно быть обращено на
раннюю профилактику семейного неблагополучия и помощь семье.Обратимся к другому проекту «Береги здоровье смолоду!». Его авторы
– Котельникова Е. и Генералова М. – проводить целенаправленную системную
работу по формированию самосохранительного поведения среди девушек 14
18 лет с целью сохранения репродуктивного здоровья и установок на
ответственное материнство.
В качестве актуальности студентки отметили, что в г. Кирове в течение
ряда лет заболеваемость новорожденных детей находится на стабильном
высоком уровне. При этом каждая женщина, готовящаяся стать матерью,
имеет не менее 12 заболеваний. Целью данного социального проекта являлось
повышение уровня знаний о репродуктивном здоровье у девушек 1418 лет,
средних профессиональных и высших
обучающихся в средних,
профессиональных учебных заведениях. В качестве задач были выделены
следующие:
1) информирование девушек о заболеваниях, передающихся половым
путем, и способах индивидуальной защиты;
2) формирование приверженности к самосохранительному поведению у
девушек 1418 лет;
3) формирование установки на ответственное материнство.
Эффективность данного проекта говорит сама за себя проектной
деятельностью было охвачено 800 девушек, около 50 студентовволонтеров
получили опыт социально активной деятельности, направленной на
формирование самосохранительного поведения, было проведено около 40
лекций, деловых и ролевых игр, 20 посещений анатомического музея
Кировской ГМА и кунсткамеры.
Хочется отметить и социальный проект студента Халиуллина Д.М.
«Здоровые глазки, детства яркие краски», направленный на сохранение
зрения, особенно в детском возрасте. Поскольку организм ребенка очень
восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте
зрению должно быть уделено особое внимание, так как зрение принадлежит кчислу интереснейших явлений природы. Оно дает людям 90% информации,
воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для
любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен
понимать, как важно оберегать и сохранять способность видеть. В ходе
реализации проекта проводились диагностические мероприятия по изучению
состояния органа зрения у детей и оценено качество зрения в динамике, на
основании этого выявлена группа риска. Были обучены преподаватели
начальных классов, родители и дети приемам профилактики ухудшения
зрения, разработаны информационные материалы для родителей, педагогов и
детей.
Таким образом, студенты получают достаточный опыт не только
написания, но и реализации социальных проектов, что позволяет впоследствии
выпускникам выполнять дипломные работы в форме социального проекта.
В результате изучения дисциплины «Прогнозирование, проектирование
и моделирование в социальной работе студенты будущие специалисты по
социальной работе приобретают основные знания и совокупность
технологических приемов для ведения социальной работы в формах
социального проекта. Данная дисциплина призвана убедить студентов в том,
что создание социального проекта по силам любому, кто имеет к этому волю
и некоторую подготовку. Это важная педагогическая задача данной учебной
дисциплины.