Романтизм в немецкой литературе 19 века: Адельберт Фон Шамиссо

  • docx
  • 10.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литра.docx

Романтизм в немецкой литературе 19 века.

1. Адельберт Фон Шамиссо
- (Из биографии): годы жизни, происхождение, образование, профессия (или профессиональная деятельность)
- Поэтическое творчество: темы, идеи, черты романтизма.

* 30 января 1781 года – 21 августа 1838 года; происходил из лотарингских дворян, его отец вместе со всей семьёй эмигрировал в Германию во время Французской революции, лишившей его всего имущества; немецкий писатель, поэт и естествоиспытатель (ботаник и зоолог), систематик высших растений, коллектор, флорист.
* В 1815 г. Шамиссо, как известный ботаник, получил приглашение участвовать в кругосветном плавании на русском корабле «Рюрик». Путешествие продолжалось три года и обогатило Шамиссо сведениями не только научного, но и общественно-политического характера. Он получил возможность ознакомиться с жизнью различных племен, угнетаемых европейцами. Их судьба живо интересует и волнует писателя. Во время плавания Шамиссо сблизился с русскими офицерами, проникся уважением к русским матросам, отмечая их прямодушие и храбрость в момент опасности. Свои путевые впечатления писатель изложил в книге «Кругосветное путешествие на бриге «Рюрик» (Reise urn die Welt auf der Brigg Rurik, 1821). Шамиссо серьезно занялся изучением русского языка, и в дальнейшем русская тема займет значительное место в его творчестве.
В 20-е - 30-е гг. в творчестве Шамиссо большое место занимает интернациональная тема. Поэт обращается к жизни различных племен и народов, черпая в ней мотивы, созвучные его собственным настроениям. Шамиссо особенно привлекают люди, мужественно переносящие различные формы гнета, не теряющие веры в торжество освободительных идей, в победу над своими мучителями. Шамиссо жил в пору глухой реакции, когда передовые силы Германии страдали от произвола реакционных властей, но не теряли надежды на будущее. Поэтому тема страдания и исторического возмездия угнетателям за все их бесчинства занимает центральное место в творчестве позднего Шамиссо. Его герой — это, как правило, личность страдающая, но непокоренная, по возможности мстящая за перенесенные боли и обиды. Шамиссо создает цикл стихотворений о страданиях греческих патриотов, находящихся под пятой турок («Мученики», «Трупы», «Спасенные», «София Кондулимо и ее дети» и др.). Его воображение захватил мужественный грек Канарис («Канарис»), сумевший взорвать часть турецкого флота. Поэт пишет о страданиях индейцев, истребляемых европейцами («Камень матери» и др.). Его привлекают те, кто сопротивляется насилию. Он прославляет индейского вождя, всю жизнь мстящего белым за истребление всех своих родичей («Долина убийства»),
В таком же страдательно-героическом плане выдержана поэма «Изгнанники» (Die Verbannten, 1831), посвященная освободительной борьбе в России, вернее, страданиям борцов за свободу. Она состоит из двух частей — «Войнаровский» и «Бестужев». Первая представляет собой вольное переложение известной поэмы Рылеева, вторая повествует о ссыльном периоде жизни декабриста Бестужева-Марлимского. В «Войнаровском» Шамиссо, в отличие от Рылеева, усилил тему страдания главного героя. Войнаровский в его изображении — это прежде всего страдалец за дело национальной свободы. Он живет в условиях, гибельных для европейца,— суровая природа, невыносимый холод, полное одиночество, отрешенность от культуры и т. д. Шамиссо не жалеет красок для того, чтобы подчеркнуть физические и моральные страдания Войнаровского. Тем не менее герой поэмы не покорен, он надеется на торжество справедливости. Но победу над врагами вольности Войнаровский относит в будущее. Все надежды он возлагает на историческое возмездие, а своим уделом считает стоическое страдание.
Тема изгнанничества — основная и в «Бестужеве». Характерно, что декабристы изображены Шамиссо не в момент их героического выступления, а в период сибирской ссылки, в годы страдания и неясных надежд на будущее. Шамиссо узнал о судьбе Бестужева-Марлинского от Эрмана, немецкого путешественника, который встречался с ссыльным в Якутске. Писатель искренне сочувствовал страдальческой судьбе Бестужева. Собственное произведение он рассматривает как дань светлой памяти революционера. Шамиссо уверен, что кто-нибудь в будущем сложит новую песню, содержанием которой будет «возмездие и суд», т. е. справедливый приговор страдающих и угнетенных всем душителям свободы. «Изгнанники» и стихотворения, посвященные теме страдания человека, написаны терцинами. Очевидно, при создании их Шамиссо вспоминал Данте, его «Божественную комедию», проникнутую чувством гнева к насильникам и одновременно высоким гражданским пафосом.
Тема времени стала одной из важных характеристик его поэтического творчества. Настоящее время для Шамиссо - предмет безоговорочной критики, что звучит уже в раннем его творчестве, где оно во всех сочетаниях и при любом раскладе ассоциируется у него с бедой. Если по отношению к настоящему позиция автора однозначно негативная (естественно, при наличии отдельных исключений), - то, также не претендуя на 100%-ную правоту во всех возможных случаях, можно утверждать, что прошлое воспринималось поэтом преимущест венно со знаком «минус», а будущее - со знаком «плюс». Так, если говорить об исключениях, то в сравнении с Реставрацией, воспринимавшейся как «время пигмеев», время Наполеона ретроспективно представало поэту как эпоха героическая («Смерть Наполеона», «Спящему»). Грядущее же поэт, как и подобает прогрессивному романтику, воспринимает в целом оптимистически. Так, резко негативную оценку недолжному настоящему дает 5-частный цикл сонетов «Взыскующие истины» («An die Apostolischen»). Время и дороги прогресса - вот главная тема цикла. 1-е его стихотворение начинается с гневных интонаций шекспировского 66-го сонета. Начало III-го сонета, названного поэтом «Шиллер», вводит тему еще одного времени - прошедшего, - отношение к которому, как увидим, не менее пессимистично, чем к настоящему, и все три временных плана завязываются в единый идейно-тематический комплекс. Тема будущего появляется здесь как в обоих катренах, так и в терцетах. Грозным и мстительным оно предстанет для ретроградов, мракобесов, но силам эволюционирующего прогресса его нечего бояться: в окончании сонета звучит, как видим, оптимистическая мысль «Старого певца» о тщете спешки, о необходимости дать лишь время, чтобы успел сам по себе созреть плод прогресса. Поэт и здесь предсказывает человечеству нелегкое, но в конечном итоге светлое будущее, а слово «терпение» (Geduld), часто повторенное дважды и трижды, становится в его произведениях как бы программой для обстоятельного и неспешного прогресса. Если действие «Цобтенбергских мужей» отнесено в прошлое (оно датировано 1670 годом) и в некое «предпрошедшее» время (суд над грешниками вершился еще раньше), а события «Руины» проникнуты темой и аурой прошлого, то в легенде «Груша на Вальзерфельде» из того же цикла «Немецких сказаний» событийный план отнесен ко всем трем временам сразу: к прошлому, настоящему и будущему, причем основной идейный акцент приходится именно на будущее, ибо в сюжетно-жанровом отношении произведение представляет собой легенду-пророчество, в которой предсказывается место и - отчасти - время последней на земном шаре мировой войны. Особый случай трактовки проблемы времени представляют стихотворения-жизнеописания, в которых с разной мерой подробности изображается жизнь частного человека. Время в таких произведе ниях выступает как категория жизнеобразующая. Так, полный жизненный цикл проходит героиня Шамиссо в 9-частном песенном цикле «Любовь жизнь женщины». Это своеобразный лирический «роман воспитания», отдельные «главы» которого представляют собой психограммы, фиксирующие этапы формирования любовного чувства женщины - от надежного и безответного обожания к счастью взаимной супружеской любви, через вдовство - к тихой радости вести за руку внучку - дитя своего дитяти. В заключительном - 9-м - стихотворении состарившаяся уже героиня, обращаясь к своей выросшей внучке, подводит итог своей жизни и шлет девушке свое благословение. Тема ее последнего монолога - передача последующим поколениям своего нравственного опыта. Цикл как бы возвращается к своим истокам: невеста-внучка в том возрасте, с какого когда-то началась история бабушки, повторит когда-то ее путь и, наверное, так же передаст свой опыт дальше, и несть бытию конца.