Романтизм в немецкой литературе 19 века.
1. Адельберт Фон Шамиссо
- (Из биографии): годы жизни, происхождение, образование, профессия (или профессиональная
деятельность)
- Поэтическое творчество: темы, идеи, черты романтизма.
* 30 января 1781 года – 21 августа 1838 года; происходил из лотарингских
дворян, его отец вместе со всей семьёй эмигрировал в Германию во время
Французской революции, лишившей его всего имущества; немецкий писатель, поэт и
естествоиспытатель (ботаник и зоолог), систематик высших растений, коллектор,
флорист.
* В 1815 г. Шамиссо, как известный ботаник, получил приглашение участвовать в
кругосветном плавании на русском корабле «Рюрик». Путешествие продолжалось три
года и обогатило Шамиссо сведениями не только научного, но и общественно-политического
характера. Он получил возможность ознакомиться с жизнью различных племен,
угнетаемых европейцами. Их судьба живо интересует и волнует писателя. Во время
плавания Шамиссо сблизился с русскими офицерами, проникся уважением к русским
матросам, отмечая их прямодушие и храбрость в момент опасности. Свои путевые
впечатления писатель изложил в книге «Кругосветное путешествие на бриге «Рюрик»
(Reise urn die Welt auf der Brigg Rurik, 1821). Шамиссо серьезно занялся
изучением русского языка, и в дальнейшем русская тема займет значительное место
в его творчестве.
В 20-е - 30-е гг. в творчестве Шамиссо большое место занимает интернациональная
тема. Поэт обращается к жизни различных племен и народов, черпая в ней мотивы,
созвучные его собственным настроениям. Шамиссо особенно привлекают люди,
мужественно переносящие различные формы гнета, не теряющие веры в торжество
освободительных идей, в победу над своими мучителями. Шамиссо жил в пору глухой
реакции, когда передовые силы Германии страдали от произвола реакционных
властей, но не теряли надежды на будущее. Поэтому тема страдания и
исторического возмездия угнетателям за все их бесчинства занимает центральное
место в творчестве позднего Шамиссо. Его герой — это, как правило, личность
страдающая, но непокоренная, по возможности мстящая за перенесенные боли и
обиды. Шамиссо создает цикл стихотворений о страданиях греческих патриотов,
находящихся под пятой турок («Мученики», «Трупы», «Спасенные», «София Кондулимо
и ее дети» и др.). Его воображение захватил мужественный грек Канарис
(«Канарис»), сумевший взорвать часть турецкого флота. Поэт пишет о страданиях
индейцев, истребляемых европейцами («Камень матери» и др.). Его привлекают те,
кто сопротивляется насилию. Он прославляет индейского вождя, всю жизнь мстящего
белым за истребление всех своих родичей («Долина убийства»),
В таком же страдательно-героическом плане выдержана поэма «Изгнанники» (Die
Verbannten, 1831), посвященная освободительной борьбе в России, вернее,
страданиям борцов за свободу. Она состоит из двух частей — «Войнаровский» и
«Бестужев». Первая представляет собой вольное переложение известной поэмы
Рылеева, вторая повествует о ссыльном периоде жизни декабриста
Бестужева-Марлимского. В «Войнаровском» Шамиссо, в отличие от Рылеева, усилил
тему страдания главного героя. Войнаровский в его изображении — это прежде
всего страдалец за дело национальной свободы. Он живет в условиях, гибельных
для европейца,— суровая природа, невыносимый холод, полное одиночество,
отрешенность от культуры и т. д. Шамиссо не жалеет красок для того, чтобы
подчеркнуть физические и моральные страдания Войнаровского. Тем не менее герой
поэмы не покорен, он надеется на торжество справедливости. Но победу над
врагами вольности Войнаровский относит в будущее. Все надежды он возлагает на
историческое возмездие, а своим уделом считает стоическое страдание.
Тема изгнанничества — основная и в «Бестужеве». Характерно, что декабристы
изображены Шамиссо не в момент их героического выступления, а в период
сибирской ссылки, в годы страдания и неясных надежд на будущее. Шамиссо узнал о
судьбе Бестужева-Марлинского от Эрмана, немецкого путешественника, который
встречался с ссыльным в Якутске. Писатель искренне сочувствовал страдальческой
судьбе Бестужева. Собственное произведение он рассматривает как дань светлой
памяти революционера. Шамиссо уверен, что кто-нибудь в будущем сложит новую
песню, содержанием которой будет «возмездие и суд», т. е. справедливый приговор
страдающих и угнетенных всем душителям свободы. «Изгнанники» и стихотворения,
посвященные теме страдания человека, написаны терцинами. Очевидно, при создании
их Шамиссо вспоминал Данте, его «Божественную комедию», проникнутую чувством
гнева к насильникам и одновременно высоким гражданским пафосом.
Тема времени стала одной из важных характеристик его поэтического творчества.
Настоящее время для Шамиссо - предмет безоговорочной критики, что звучит уже в
раннем его творчестве, где оно во всех сочетаниях и при любом раскладе
ассоциируется у него с бедой. Если по отношению к настоящему позиция автора
однозначно негативная (естественно, при наличии отдельных исключений), - то,
также не претендуя на 100%-ную правоту во всех возможных случаях, можно
утверждать, что прошлое воспринималось поэтом преимущест венно со знаком
«минус», а будущее - со знаком «плюс». Так, если говорить об исключениях, то в
сравнении с Реставрацией, воспринимавшейся как «время пигмеев», время Наполеона
ретроспективно представало поэту как эпоха героическая («Смерть Наполеона»,
«Спящему»). Грядущее же поэт, как и подобает прогрессивному романтику,
воспринимает в целом оптимистически. Так, резко негативную оценку недолжному
настоящему дает 5-частный цикл сонетов «Взыскующие истины» («An die
Apostolischen»). Время и дороги прогресса - вот главная тема цикла. 1-е его
стихотворение начинается с гневных интонаций шекспировского 66-го сонета. Начало
III-го сонета, названного поэтом «Шиллер», вводит тему еще одного времени -
прошедшего, - отношение к которому, как увидим, не менее пессимистично, чем к
настоящему, и все три временных плана завязываются в единый идейно-тематический
комплекс. Тема будущего появляется здесь как в обоих катренах, так и в
терцетах. Грозным и мстительным оно предстанет для ретроградов, мракобесов, но
силам эволюционирующего прогресса его нечего бояться: в окончании сонета
звучит, как видим, оптимистическая мысль «Старого певца» о тщете спешки, о
необходимости дать лишь время, чтобы успел сам по себе созреть плод прогресса.
Поэт и здесь предсказывает человечеству нелегкое, но в конечном итоге светлое
будущее, а слово «терпение» (Geduld), часто повторенное дважды и трижды,
становится в его произведениях как бы программой для обстоятельного и
неспешного прогресса. Если действие «Цобтенбергских мужей» отнесено в прошлое
(оно датировано 1670 годом) и в некое «предпрошедшее» время (суд над грешниками
вершился еще раньше), а события «Руины» проникнуты темой и аурой прошлого, то в
легенде «Груша на Вальзерфельде» из того же цикла «Немецких сказаний»
событийный план отнесен ко всем трем временам сразу: к прошлому, настоящему и
будущему, причем основной идейный акцент приходится именно на будущее, ибо в
сюжетно-жанровом отношении произведение представляет собой легенду-пророчество,
в которой предсказывается место и - отчасти - время последней на земном шаре
мировой войны. Особый случай трактовки проблемы времени представляют
стихотворения-жизнеописания, в которых с разной мерой подробности изображается
жизнь частного человека. Время в таких произведе ниях выступает как категория
жизнеобразующая. Так, полный жизненный цикл проходит героиня Шамиссо в
9-частном песенном цикле «Любовь жизнь женщины». Это своеобразный лирический
«роман воспитания», отдельные «главы» которого представляют собой психограммы,
фиксирующие этапы формирования любовного чувства женщины - от надежного и
безответного обожания к счастью взаимной супружеской любви, через вдовство - к
тихой радости вести за руку внучку - дитя своего дитяти. В заключительном - 9-м
- стихотворении состарившаяся уже героиня, обращаясь к своей выросшей внучке,
подводит итог своей жизни и шлет девушке свое благословение. Тема ее последнего
монолога - передача последующим поколениям своего нравственного опыта. Цикл как
бы возвращается к своим истокам: невеста-внучка в том возрасте, с какого
когда-то началась история бабушки, повторит когда-то ее путь и, наверное, так
же передаст свой опыт дальше, и несть бытию конца.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.