Романтизм в немецкой литературе 19 века.
1. Генрих Гейне
- (Из биографии): годы жизни, происхождение, образование, профессия (или профессиональная
деятельность).
- Темы, жанры и черты романтизма (или реализма) в поэтических произведениях
основных этапов творчества:
а) I этап - 1816-1831: «Книга песен»;
б) II этап - 1831-1839: темы, проблемы;
в) III этап - 1839-1848: политические стихотворения, «Германия. Зимняя сказка»;
г) IV этап - 1848-1856: жанры, темы.
* 13 декабря 1797 года – 17 февраля 1856; родился в семье обедневшего
еврейского купца Самсона Гейне, торговавшего тканью; немецкий поэт, публицист и
критик позднего романтизма, мастер сатиры, фельетона, путевых заметок и идеолог
движения «Молодая Германия».
* В годы занятий в университете Гейне пишет свою первую трагедию «Альмансор»
(Almansor). В этой романтической пьесе он заклеймил фанатизм испанских монахов.
В другой трагедии — «Вильям Ратклиф» (William Ratcliff)—герой, разочаровавшись
в лицемерии высшего общества, становится разбойником, он наводит страх и ужас
на богатых и защищает всех обездоленных. Эти ранние пьесы Гейне были гневным
протестом против реакции, царившей в то время в Германии.
- В 1827 г. поэт издал «Книгу песен» (Buch der Lieder). Это произведение было
новым этапом в развитии немецкой поэзии. Оно состоит из циклов: «Страдания
юности», «Лирическое интермеццо», «Опять на родине» и «Северное море». Все
стихотворения «Страданий юности» развивают тему неразделенной любви. В них в
известной мере отразились события личной жизни поэта, его неудачная любовь к
кузине Амалии, но в целом все они несут в себе обобщение, выражают мысли,
настроения и переживания духовно богатого человека, страдающего в условиях
феодальной действительности. «Страдания юности» являются поэтической исповедью
пережившего драму влюбленного юноши. Поэт эмоционально описывает зарождение
любви, свидание с любимой, разлуку с ней, сомнения и муки. Искренние чувства наполняют
каждое стихотворение. В «Книге песен», особенно в циклах «Страдания юности» и
«Лирическое интермеццо», сильно звучат романтические мотивы; однако Гейне не
был сторонником реакционных романтиков, идеализировавших историческое прошлое.
И хотя многие животрепещущие проблемы были неясны молодому поэту, его надежды
устремлены не в прошлое, а в грядущее. Гейне знал, что без понимания жизни
народа он не найдет дороги к этому будущему. Романтизм Гейне тесно связан с
действительностью и носит прогрессивный характер. Поэтому не случайно одним из
важных источников «Книги песен» был фольклор. «Книга песен» вызвала различную
оценку критики. Некоторые литературоведы считали Гейне поэтом мимолетных
настроений, смутных рефлексий, скептиком и даже родоначальником импрессионизма,
но все эти определения поверхностны. Гейне вошел в поэзию как тонкий лирик, как
выдающийся мастер в передаче тончайших движений души и сердца. Чувство в его
лирике незаметно переходит в мысль, заключает в себе большие обобщения. В
лирической поэзии Гейне обобщены страдания, тревоги передовых людей 20-х гг.
XIX века, живущих в условиях социального гнета, выражена глубокая вражда к современному
общественному строю. «Книга песен» — замечательный памятник немецкой
литературы. Лирические мотивы, глубокие эмоции, колоритные пейзажные картины и
мелодичность ее волновали многих русских и европейских музыкантов. Чайковский,
Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов, Шуберт, Шуман, Лист и Григ создали на
стихи Гейне много романсов и песен. «Путевые картины» (Reisebilder) явились
новаторским прозаическим произведением. Гейне долго работал над ними. Первый
том «Путевых картин» он выпустил в 1824 г., а четвертый — в 1830. В то время в
Германии многие писатели публиковали книги о своих путешествиях и скитаниях.
Большинство таких произведений скрупулезно описывали дорожные впечатления или
посвящались пространным и часто скучным рассуждениям о виденном и пережитом. «Путевые
картины» Гейне необычны во многих отношениях. Они — образец лирической
романтической прозы. Писателя не интересуют мелкие события и происшествия. Свое
внимание он сосредоточивает на внутренних переживаниях и значительных явлениях
общественной жизни. Поэтому его «Путевые картины» являются художественным
синтезом лирики и публицистики, и отдельные прозаические куски их звучат как
стихотворения в прозе. Все эти особенности определяются идейным содержанием произведения,
а не являются формальными новациями. В «Путевых картинах» Гейне решает
политические задачи своего времени и раскрывает конфликт ищущей справедливости
личности со старым обществом. Он и здесь, как и в «Книге песен», выступает
против социальных, моральных и религиозных устоев феодально-буржуазного строя.
В «Путевых картинах» усиливаются сатирические мотивы. Экономика, политика,
право, воспитание, наука, искусство и религия — объекты остроумных и
язвительных атак Гейне. «Путевые картины» состоят из четырех частей.
- В 1833 г. писатель публикует книгу «Романтическая школа» (Die romantische
Schule), а в 1836 г. выходит более полное ее издание. Это произведение решает
основные эстетические и литературные проблемы. Написано оно в форме живого
очерка. Гейне выступает в нем как глубокий знаток немецкого романтизма. Он
тщательно прослеживает истоки этого литературного течения, его теорию и
практику. По мнению автора, романтики развивали тенденции средневекового
искусства. Гейне рассматривает романтизм исторически, он считает, что на
возникновение этого направления оказали влияние наполеоновские войны и
формирование капитализма. В «Романтической школе» Гейне сделал обзор немецкой
литературы XVIII и XIX вв. Его симпатии на стороне писателей социально
активных, готовящих своим творчеством завтрашний день. Отсюда высокая оценка им
Шиллера и Лессинга. В Лессинге Гейне восхищает то, что тот «писал во имя
великих идей революции», «разрушил Бастилии мысли», «участвовал в сооружении
храма свободы» (книга первая). Отношение Гейне к Гете двойственное. Он ценит
его как великого художника, но порицает за общественную пассивность. «Поэзия
Гете не порождает действия, как создания Шиллера», Но вместе с тем Гейне не
отрицает большого общественного значения творчества Гете в другом плане: оно
приучало любить жизнь, непочтительно относиться к религиозному аскетизму. Гейне
отмечает ненависть к Гете клерикалов. «Они боялись его влияния на народ,
которому он внушал свое мировоззрение через свою улыбчивую поэзию, через самые
непритязательные из своих песенок». В годы юности Гейне увлекался идеализмом.
Но шло время. Он познакомился с жизнью народов, классовой борьбой, и под
влиянием этого у него сложилось новое отношение к философскому идеализму.
Результатом долгих раздумий и серьезных исследований было его произведение «К
истории религии и философии в Германии» (1834). Историю немецкой философии
Гейне рассматривает как историю духовного освобождения от устаревших
идеалистических принципов. Политические стихи, написанные в 1839—1844 гг., Генрих
Гейне включил в сборник «Современные стихотворения» (1844). В них он сражался
за свободу народа на аванпостах политической борьбы. Он метко направлял свой
«мстительный свинец» в «мерзостные брюха» врагов. Все стихи этой книги
развивают одну главную мысль. Гейне призывает немецкий народ к бескомпромиссным
сражениям со всем буржуазно-феодальным миром. В этих стихах Гейне, используя
гротеск, иносказания, шарж, наносит меткие удары по защитникам реакции, создает
уродливые, иногда утрированные образы монархов, шовинистов и предателей народных
интересов. Истинное назначение писателя Гейне видел в действенной,
конкретно-образной поэзии. Либеральным литераторам он противопоставлял
поэта-трибуна, поэта-революционера. Образ такого писателя он раскрывает в стихотворениях
«Теория», «Только подождите» и «Гимн». Стихотворение «Теория» является
программой революционной поэзии. Поэта автор уподобляет барабанщику.
Но у Гейне возникают и сомнения. Он не видит в Германии тех сил, которые могли
бы повести угнетенный народ к революции. Эти сомнения он высказал в
стихотворениях «Жизненный путь» и «Ночные мысли».
- Вершиной творческого взлета Гейне несомненно является поэма «Германия. Зимняя
сказка» (1844). Она написана под влиянием общения с Карлом Марксом. Отдельные
ее главы печатались в газете немецких эмигрантов «Форвартс», к которой близко
стоял Маркс. Поэма подводит итог идейной эволюции Гейне.Гейне жил во Франции,
по всегда помнил о Германии. Поэт стремился увидеть и узнать, как живет, о чем
думает и мечтает его народ. Поэтому он дважды, несмотря на трудности,
преодолевая бюрократические барьеры, посетил родину. Он побывал в Германии в
1843 и 1844 гг. Писатель жадно изучал жизнь крестьян, рабочих, чиновников,
дворян, буржуазии; он побывал во многих городах и местечках. Тяжкое положение
народа, встречи с земляками, разговоры с представителями разных слоев общества
волновали его. Гейне воочию убедился в том, что в Германии не произошло никаких
кардинальных изменений. В его сознании возникла мысль о создании поэмы, в основу
которой легли бы непосредственные наблюдения во время путешествия по Германии. Сюжет
поэмы в известной мере напоминает «Путевые картины». Поэма не имеет
определенной канвы. Содержание ее составляет немецкая действительность,
описанная Гейне в форме путевых картин и сновидений поэта. Поэма включает в
себя много романтических моментов. Например, автор, как с живым человеком,
разговаривает с «отцом Рейном» (глава V) и доверительно беседует с богиней
Гаммонией, покровительницей города Гамбурга (главы XXII— XXVI). Мрачные картины
жизни немецкого парода, нарисованные в поэме, потрясли читателей своей
правдивостью и реализмом. Но Гейне был уверен в том, что социальный шторм
приближается и скоро грянет революция. А когда вспыхнет восстание,
очистительная буря освободит немцев от пут рабства. Свободный, трудолюбивый
народ создаст новое общество, где каждому хватит всех земных благ. Но это
будущее, по его мнению, не придет по мановению волшебного жезла, его надо
завоевать в тяжелой н жестокой борьбе. Используя романтические приемы, поэт
развенчивает мифы консервативных романтиков и показывает настоящую жизнь
современной ему Германии. Основное содержание поэмы раскрывают два
аллегорических образа. Первый из них — это прусский орел, «скверная птица» —
символ старого общества. Поэт страстно ненавидит его и осмеивает эту «гнусную
тварь» во многих эпизодах своей поэмы. Второй — это «человек с топором»,
который сопровождает поэта-путешественника на протяжении почти всей поэмы. Этот
образ — символ народа, могильщика прусского юнкерства, феодального
государственного строя, который своим топором подрубит устои несправедливого
общества. Несмотря на то что «Германия» состоит из отдельных путевых картин, в
идейно-художественном отношении это целостное произведение. Все фрагменты в ней
объединены лирическими размышлениями и сатирическими рассуждениями основного
героя — странствующего поэта. Она является органическим соединением лирики,
эпоса и публицистики. Все образы поэмы, в том числе и фантастические, включают
реальное содержание. Поэма заполнена пейзажными описаниями, и все они имеют
социально-политический смысл. Дождливая погода, описанная Гейне, подчеркивает
серость, убогость немецкой жизни. Жанровые сцены развертываются на мрачном
фоне. Тема разрушения несовершенной социальной системы пронизывает всю поэму.
Гейне был уверен в том, что народ завоюет свободу и создаст на земле новую
жизнь, новые социально-политические отношения. Поддержка Гейне Июльской
революции 1830 года заставила поэта, уставшего от постоянной цензуры, переехать
в Париж. Только после 13 лет, проведенных во Франции, Генриху повезло снова
оказаться на родине.
- Летом 1848 года по Европе прошел слух о смерти поэта, на самом же деле он,
попрощавшись в мае с белым светом, оказался прикованным к кровати из-за
болезни. Ещё в 1846 году у него начался прогрессирующий паралич, но он не
потерял интереса к жизни и продолжал писать. Даже после восьми лет болезни
Гейне не сдавался и даже сохранил чувство юмора. В 1851 году вышел его
последний сборник — «Романсеро». В сборнике чувствуются скептицизм и пессимизм.
Вне всякого сомнения, в нём отразилось физическое состояние поэта. В первый
цикл «Романцеро» включены исторические баллады. В них Гейне снова выступил
против душителей свободы и врагов прогресса. Во втором разделе Гейне поместил
произведения, в которых он вспоминал свою прошлую жизнь и печально размышлял о
современности. «Романцеро». Наиболее значительное произведение Гейне последнего
периода - сборник «Романцеро», названный так в подражание испанским сборникам
романсов, ибо первый раздел сборника - «Истории» - написан в балладно-романсной
форме. Большинство стихотворений этого сборника написано в первые три года
после поражения революции, под непосредственным впечатлением этого поражения,
или до революции, в предчувствии трагического ее исхода. Отсюда отчаяние и
разочарование, звучащие в этих стихах. Большинство стихотворений первого
раздела сборника «Истории» представляют собой маленькие новеллы, сюжеты которых
взяты из истории, мифологии или современности. Последний период творчества.
Поражение революции 1848 года в Германии, во Франции, где события
разворачивались в непосредственной близости от него, в Австрии и Венгрии
глубоко потрясло Гейне. Для него, человека передовых демократических убеждений,
поражение революции и наступление реакции означало крушение надежд, которые он
связывал с революцией, надежд на лучшее будущее. Общественная трагедия
воспринималась поэтом особенно остро сквозь призму его личной трагедии: в то
время поэт медленно умирал; неизлечимая болезнь, постепенно разрушая его
организм, приковала его на долгие мучительные годы к постели - «матрацной могиле»,
как называл ее сам поэт. «Могила без гишины, смерть без привилегии мертвецов,
которым не приходится тратить деньги и писать письма или даже книги,- печальное
положение!» - писал Гейне в 1851 году. Произведения поэта в этот последний
период его творчества (1848-1856) - главным образом стихотворения, полные
огромной общественной скорби, мучительной боли за человека, за поруганные
идеалы. Общественная по существу тема его последних стихов, как почти всегда у
Гейне, звучит очень лично, что придает этим стихам особую выразительную силу. В
период общественной реакции все мучительные сомнения поэта вспыхнули с новой
силой, обнаружив с предельной остротой противоречия его мировоззрения, его
отношения к революции и к коммунизму. За несколько дней до смерти Гейне
познакомился с первым и самым значительным поэтом немецкого рабочего класса
Георгом Веертом. Веерт считал Гейне своим учителем, посылал ему искренние, взволнованные
письма и, путешествуя по странам Латинской Америки, часто вспоминал «мага и
волшебника» немецкой революционной поэзии. Гейне считал Веерта своим искренним
другом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.