«Российское антиэктремистское законодательство: плюсы и минусы»
Оценка 4.9

«Российское антиэктремистское законодательство: плюсы и минусы»

Оценка 4.9
docx
15.12.2021
«Российское антиэктремистское законодательство: плюсы и минусы»
Контрольная работа_Зинченко С.А..docx

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

 

Институт социальных технологий

Кафедра социальной работы и психологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа:

«Российское антиэктремистское законодательство: плюсы и минусы»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 312п-СТз группы

Зинченко Светлана

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЕ, ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ.. 5

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА.. 11

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 22

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Происходящий в России кризис социально-политической и экономической системы, продолжающееся расслоение общества, отсутствие государственной миграционной политики, эффективных альтернативных форм досуга молодежи обусловили усиление тенденций, связанных с ростом экстремизма как в обществе в целом, так и среди молодежи как особой социально-демографической группы. Среди наиболее опасных проявлений экстремизма выступают рост численности преступлений, совершаемых по мотивам политической, религиозной, национальной и расовой ненависти и вражды, поддержка экстремистских организаций и движений зарубежными антироссийскими силами, активное использование сети Интернет в целях пропаганды экстремистской идеологии и обеспечения участия в экстремистских акциях. Главным образом экстремизм проявляется в политической сфере, но имеет распространение и в других сферах жизни общества. Из-за этого наступает серьезная угроза стабильности общества, нарушается общественный порядок и повышается количество преступлений, связанных с экстремистской деятельностью.

Огромное количество ученых изучали основные характеристики экстремизма и их составляющие, а также методы противодействия такого рода организациям и течениям.

Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Гаязова Э.Б. рассматривали нормативно-правовую базу противодействия молодежному экстремизму.[1] Также Широ М.С. проанализировала систему нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по профилактике экстремизма среди молодежи.[2]

Беляева Т.Н., Залужный А.Г. оценивали современное состояние законодательной нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму и ее соответствия задачам организации правоохранительной деятельности.[3] Меркурьевым В.В. и Борисовым С.В. анализируется правовая основа мер прокурорского реагирования в сфере противодействия проявлениям экстремизма и рассматривается опыт работы органов прокуратуры в данном направлении.[4]

Наджафгулиев Р.И. сравнивает уголовно-административные механизмы противодействия экстремисткой деятельности в странах СНГ.[5] Анисимовым Р.Ю. предложена классификация законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия экстремизму, показаны национальные особенности нормативного регулирования в указанной сфере.[6] Хадысов М.А. уделяет нормативно-правовому регулированию противодействия экстремистской деятельности в рамках деятельности Организации Объединенных Наций и Шанхайской Организации Содружества.[7]

Но Паулова Ю.Е., Миняева Е.Г. выявляют существующие пробелы законодательного регулирования в данной сфере, а также сформулировали предложения по его совершенствованию.[8]

Таким образом, анализ научной разработанности по проблеме распространения экстремизма среди молодежи позволяет сделать вывод о том, что в современной России существует огромное количество экстремистских организаций, которые своей деятельностью оказывают отрицательное воздействие в целом на общество и в частности на молодежь и подростков. В связи с этим, была сформулирована цель данной контрольной работы – исследование нормативно-правового регулирования антиэкстремисткой деятельности на территории Российской Федерации.

 


 

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЕ, ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

 

Статья 13 Конституции Российской Федерации запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной и религиозной розни.[9]

Базовым нормативном актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом является Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. Под экстремисткой деятельностью понимается:

1.                  насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;

2.                  публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

3.                  возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

4.                  пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

5.                  нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

6.                  воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

7.                  воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

8.                  совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

9.                  использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

10.              публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

11.              публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

12.              организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

13.              финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

1.                  принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

2.                  выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. [10]

Федеральный закон «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.[11]

Конституционные гарантии права на свободу вероисповедания, выбора религии, и ее распространения открывают широкие возможности для создания верующими людьми религиозных объединений, которые могут вести свою деятельность в форме религиозных групп и религиозных организаций. Согласно Федеральному закону РФ № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях», религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. При этом их доктрины и деятельность могут иметь как конструктивную (духовно-нравственный смысл), так и деструктивную, асоциальную направленность.[12]

Согласно пункту 43 Указа Президента России «О стратегии национальной безопасности в РФ», «деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности России».  Активность таких организаций влечет к дестабилизации внутреннего и социального устройства страны, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.[13]

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года устанавливает экстремизм в качестве одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, деятельность которых угрожает национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия указаны следующие мероприятия: проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы; разработка программ по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение; противодействию социально опасному поведению, в т.ч. вовлечению в экстремистскую деятельность всеми законными средствами; включение в учебные планы, методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей; включение в федеральный образовательный стандарт программ по информационному освящению вопросов противодействия экстремизму.[14]

В Российской Федерации установлены меры по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма. Данный указ обеспечить усиление прокурорского надзора за деятельностью по насильственному изменению основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание -социальной, расовой, национальной и религиозной розни; задерживать и привлекать к установленной действующим законодательством ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.[15]

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений. Например, нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ); производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).[16]

Уголовный кодекс РФ предусматривает отдельные виды преступлений, имеющих экстремистский характер. В соответствии со статьей 280 УК РФ публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уголовным кодексом предусмотрена уголовная ответственность за создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.[17]

Таким образом, на основе рассмотренных нормативно-правовых актов по регулированию противодействия экстремисткой деятельности на территории России, можно сделать вывод, что в данный момент разработан обширный спектр правовых механизмов по профилактике экстремизма, устанавливая его в качестве одной из основных задач обеспечения национальной безопасности страны. Установлены меры противодействия экстремизма, уголовная и административная ответственность за правонарушения в данной сфере.

 

 


ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

 

Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской федерации начала складываться с момента создания Национального антитеррористического комитета (далее-НАК) 10 марта 2006 г. в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» и Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму». Безусловно, формирование аппарата НАК в значительной степени способствовало совершенствованию государственного управления и эффективной контртеррористической деятельности. Планирование и координация действий силовых структур, федеральных и территориальных органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом осуществляются Федеральным оперативным штабом в составе НАК. В субъектах Российской Федерации были созданы свои оперативные штабы (их возглавляют руководители территориальных органов безопасности), а в регионах – антитеррористические комиссии (во главе которых стоят главы региональных органов исполнительной власти).

Реальное повышение эффективности действий государственных структур борьбы с терроризмом нашло свое отражение в предупреждении, высокой раскрываемости и достаточно быстрой ликвидации последствий террористических актов.

Профилактические и силовые действия НАК дополняются важнейшими составляющими – совершенствованием правовой основы противодействия терроризму и контридеологической, пропагандистской деятельностью.

Для мониторинга системы противодействия идеологии терроризма (далее СПИТ) федеральные министерства и ведомства, участвующие в противодействии терроризму, выполняют важную работу в части профилактики, пресечения террористических проявлений, уничтожения бандформирований и их пособников, ликвидации последствий терактов на территории РФ. Однако в части противодействия идеологии терроризма существует немало проблем, связанных, прежде всего, с отсутствием соответствующих организаций, отделов в структурах министерств и ведомств. Особенно важным представляется создание специальных идеологических подразделений в министерствах и ведомствах несилового профиля. К примеру, при наличии такого подразделения в министерстве образования и науки более активно и планомерно высшие учебные заведения могли бы заниматься вопросами противодействия идеологии экстремизма и терроризма в студенческой среде.

Региональный уровень СПИТ. Это, прежде всего, антитеррористические комиссии в регионах (далее-АТК). Функции, которые выполняет АТК, – комплексные («Положение об АТК в субъекте Российской Федерации», утвержденное председателем НАК 7 июля 2006 г.). Основная функция: координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Важной функцией АТК является проведение мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму, анализ эффективности работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений, подготовка решений Комиссии по совершенствованию этой работы.

Система общего и профессионального образования, включающая учреждения высшей и средней школы, должна во взаимодействии с правоохранительными органами на плановой основе организовывать воспитательно-профилактические мероприятия, направленные на воспитание у школьников и студентов патриотизма, национальной и религиозной терпимости. Для этого в ведущих университетах начата работа по созданию центров противодействия идеологии терроризма и экстремизма: к примеру, в ЮФУ (Южный федеральный округ), РУДН (Москва) – координирующих органов по противодействию идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде. Эти центры привлекают СМИ, институты гражданского общества, бизнес-сообщество, религиозные организации для проведения конференций, круглых столов; подготовки специального контингента по противодействию идеологии терроризма; разработки программ и повышению квалификации лиц, задействованных в идеологической, контрпропагандистской деятельности; оказывают организационное и методическое содействие по трудоустройству выпускников.

Научные сотрудники и преподаватели университетов осуществляют проведение гуманитарной экспертизы (экономической, психологической, социологической и др.) практически всех социальных программ, затрагивающих межнациональные, межэтнические, межконфессиональные, межкультурные отношения. Вузы проводят конкурсы журналистских материалов, исследовательских работ молодых ученых, аспирантов, магистров по пропаганде толерантности и дискредитации агрессивно-националистических идей.  Важной функцией вузов является формирование отрядов волонтеров по вопросам предупреждения и пресечения экстремистских и террористических акций в студенческой и молодежной среде. Подготовка таких волонтеров осуществляется по специальным программам. Вузы разрабатывают и вводят факультативные курсы по обучению навыкам психологического и физического поведения в экстремальных ситуациях. Следует отметить новые учебники для средней школы по ОБЖ, где целый ряд разделов, ориентированных на различный возраст школьников, посвящен поведению учащихся в экстремальных условиях, в том числе и в условиях террористического акта. Из других функций вузов по противодействию идеологии терроризма отметим разработку программ интеграции иностранных студентов и студентов из северокавказских республик, обучающихся в вузах, в молодежную среду города; тренинги адаптации; создание в вузах междиаспоральных дисциплинарных советов, в которые входят наиболее авторитетные студенты из числа каждой диаспоры, представители которой учатся в вузе, и студенческой психологической службы помощи молодежи в кризисных ситуациях.

Институты гражданского общества осуществляют взаимодействие с политической системой общества, добиваясь большей открытости в плане социальной ориентации и информирования общественности. К институтам гражданского общества относятся: партии, профсоюзы, бизнес-сообщество, общественное самоуправление, молодежные организации, некоммерческие организации, межуровневые субъекты СПИТ.

Оказание помощи государственным структурам в противодействии экстремизму и терроризму, их профилактике, содействие при реализации мер по ликвидации кратковременных и долговременных эффектов террористических актов и экстремистских действий. Деятельность институтов гражданского общества как компонента СПИТ направлена на повышение роли общественности и экспертного сообщества в управлении государством, в поддержании и обеспечении гражданского равноправия и демократических свобод для всех граждан РФ независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, социального статуса. Функции институтов гражданского общества заключаются в использовании потенциала собственных средств и существующих негосударственных служб и организаций для проведения консультаций, оказания психологической, юридической и медико-социальной помощи лицам, пострадавшим в результате терактов и экстремистских выходок, а также лицам, попавшим под влияние террористической и экстремистской идеологии; в организации и проведении профилактических занятий, семинаров, «круглых столов» антитеррористической направленности с молодежными и детскими общественными объединениями; в организации работы волонтерских и педагогических отрядов для работы с трудными подростками, в том числе на пришкольных площадках в летний период; в психолого-педагогическом сопровождении работы детских казачьих военно-патриотических клубов; в участии в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию студентов; во взаимодействии со СМИ по вопросам противодействия идеологии терроризма; в проведении фестивалей, конференций, семинаров для руководителей детских и молодежных общественных объединений; в подготовке и издании соответствующих методических материалов и рекомендаций по основным направлениям социальной поддержки молодежи; в проведении конкурсов проектов и программ молодежных и детских объединений.

Освещение в СМИ всех вопросов, связанных с противодействием терроризму и экстремизму, предоставление правдивой информации населению, своевременная реализация установок и сообщений государственных органов о мерах, направленных на ликвидацию последствий террористических акций, проведение направленного информационного антитеррористического воздействия посредством привлечения известных политиков, государственных и религиозных деятелей, ученых, теологов, лидеров молодежных организаций, к дискуссиям, выступлениям по актуальным психологическим, религиозным и социальным вопросам, связанным с формированием антитеррористических ценностей; подготовка сценариев, передач, производство фильмов и организация показов на местных телеканалах циклов передач, хроникальных кино- и видеофильмов, а также публикаций в печатных средствах массовой информации материалов о предпринимаемых правоохранительными органами и органами местного самоуправления субъектов РФ мерах противодействия терроризму и проявлениям экстремизма, с целью формирования психологического настроя граждан на активное противодействие терроризму. Следует отметить и такую важную функцию СМИ, как подготовка и размещение в средствах массовой информации текстов, памяток о действиях при обнаружении подозрительных предметов, при угрозе или совершении террористического акта; организация в местных средствах массовой информации постоянно действующих рубрик. Что касается молодежи, то здесь на первый план выступает поддержка в СМИ деятельности молодежных политических клубов, способствующих гражданскому воспитанию молодежи, а также освещение в СМИ вопросов государственной молодежной политики, результатов молодежных мероприятий, программ, конкурсов, проектов; демонстрация социальной рекламы, направленной на молодежную аудиторию. Совместно с другими компонентами СПИТ – организация и проведение конкурса среди СМИ на лучший материал по освещению молодежной тематики, вопросов воспитания толерантности; проведение конкурсов молодежной социальной рекламы, и организация выставок лучших работ, социальных плакатов по толерантности. Важнейшая функция СМИ заключается в формировании в общественном сознании установок на оказание гражданами активной поддержки и помощи правоохранительным органам в борьбе с идеологией терроризма и терроризмом.[18]

Таким, образом, на территории Российской Федерации сформирована обширная система профилактики экстремисткой деятельности, охватывающая многие сферы жизнедеятельности граждан для формирования благополучной стабильной духовно-нравственной целостности страны.


 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Информационно-аналитический центр «Сова» (признан иностранным агентом) публикует ежегодные доклады, анализирующие законодательные акты в сфере антиэкстремисткой деятельности. В докладе за 2020 год отмечается необоснованный рост приговоров по оправданию терроризма (ст. 205 УК РФ) и призывам к экстремисткой деятельности (ст. 280 УК РФ).

Продолжается репрессивная политика в отношении религиозных меньшинств: власти оказывают активное давление на деятельность религиозных организаций и течений зарубежного происхождения, которые считают нетрадиционными и нежелательными для России. Кроме того, отмечается, что сторонники исламской радикальной партии «Хизб ут-Тахрир» получают большие сроки только на основании их предполагаемой принадлежности к организации, которая в России признана террористической, хотя не осуществляла террористической деятельности.

«Сова» критикует потерю права быть избранными осужденных по экстремистким статьям на пять лет после снятия судимости; установленные преследования за призывы к сепаратизму, которая содержит нечеткую и неопределенную формулировку в законе может обернуться преследованием за выражение мнения относительно статуса тех или иных территорий; поправки к федеральному закону «Об образовании», предусматривающие введение в закон понятия «просветительская деятельность», формы которой отныне определяются Правительством РФ; размытость формулировки запрета пропаганды нацизма и лиц нацистских преступников.

Подчеркивается негативная тенденция практики блокировок тех или иных материалов в интернете: внесудебная блокировка сайтов, штрафы для хостинг-провайдеров и владельцев сайтов за уклонения от блокировок, принудительная фильтрация недопустимого контента в социальных сетях, недопущение дискриминации прогосударственных средств массовой информации в зарубежных социальных сетях, введен запрет некоторых протоколов шифрования в интернете.

В течение 2020 года было разработано и принято несколько законов, направленных на ужесточение регулирования деятельности в России «иностранных агентов».

Теперь иностранными агентами могут быть признаны физические лица, которые не участвуют в политической деятельности, за целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности. Физические лица-иноагенты не могут быть допущены к государственной и муниципальной службе и к государственной тайне и участвовать в избирательных кампаниях. Все виды «иноагентов» должны подавать регулярную отчетность о «политической деятельности», получении и расходовании денег, а также в любой ситуации, которая может быть истолкована как осуществление политической деятельности, маркировать свои выступления и обращения в госорганы и организации, словами о том, что они являются «иноагентами». В случае от уклонения от вышеуказанных обязанностей их действия попадают под ст. 330 УК РФ – вплоть до 5 лет лишения свободы.

Также «Сова» публикует судебные прецеденты неправомерного регулирования и реализации противодействия экстремизма в России, под которые зачастую попадают граждане оппозиционных взглядов.[19]

Синицына В.А. отмечает несистематизированное изложение подпунктов, избыточность в сочетании с неполнотой отражения информации, а также отсутствие единого подхода к описанию видов экстремистской деятельности. Несистематизированность проявляется в том, что законодатель не до конца определился с тем, посягательства на какие охраняемые законом общественные отношения считать правонарушениями экстремистской направленности. Исследователь задается вопросом: существует ли связь между перечнем видов рассматриваемой экстремисткой деятельности и статьями УК РФ.

Поднимается проблема целесообразности включения в перечень видов экстремистской деятельности публичной клеветы в отношении лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, по поводу совершения ими деяний экстремистского характера в период исполнения должностных полномочий. Получается, что данный вид экстремистской деятельности законодатель признает опасным для чести и достоинства только отдельных лиц, не считая, что распространение заведомо ложных сведений о занятии экстремистской деятельностью не наделенных публичной властью граждан стоит также считать деятельностью такого характера.

Неполнота перечня видов экстремистской деятельности в свою очередь тесно связана с отсутствием единого подхода к описанию видов экстремистской деятельности. С одной стороны, законодатель включил в этот перечень точные формулировки правонарушений, а с другой перечислил действия, не находящиеся ни в какой связи со статьями КоАП РФ или УК РФ.[20]

Маринкин Д.Н., Бирюкова Я.Н. отмечают, что в практике уголовного и административного процессов свидетельствует о множестве проблем содержания норм законодательного определения, запрещенных под термином «экстремизм» видов деятельности, осведомленности граждан о признании определенной организации или литературы экстремистской. Также уделяя внимание слабому межведомственному взаимодействию между субъектами профилактики экстремизма.[21]

Паулова Ю.Е., Миняева Е.Г. выделяют отсутствие определения понятий «экстремизм» и «экстремистская деятельность» в Федеральном законе «О противодействии экстремисткой деятельности». Подчеркивая, что «экстремизм» является «приверженностью к крайним взглядам и мерам», тогда как «экстремистская деятельность» выступает как проявление данной приверженности, то есть выражается в конкретных действиях. Также отмечают отсутствие деления экстремизма на подвиды. Так, например, авторы видят уместным внести конкретные дефиниции как «политический экстремизм», «религиозный экстремизм», «экстремизм на почве расовой нетерпимости» и т.д. Это значительно упростило бы квалификацию преступлений и назначение меры наказания. Понятийный аппарат законодательства не указывают на взаимосвязь терроризма и экстремизма. Хотя, террористическая деятельность должна рассматриваться как часть экстремисткой деятельности. К тому же российское уголовное законодательство рассматривает эти две группы преступлений как самостоятельные: экстремистские преступления отнесены к посягательствам на основы конституционного строя и безопасности государства, а преступления террористического характера – к посягательствам на общественную безопасность. Уголовный кодекс закрепляет преступления экстремистского и террористического характеров, но не проводит необходимой взаимосвязи с профильным законодательством в данной сфере.[22]

На основе полученной информации можно проследить существующие проблемы в отечественном законодательстве противодействия экстремисткой деятельности: отсутствие точных формулировок, использование антиэкстремистких законов для политического преследования оппозиции, незакрепленность в уголовном и административном законодательстве некоторых видов экстремисткой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Большая часть проблем современного общества исходит из идеологических позиций. В связи с этим пристального внимания требуют вопросы противодействия идеологии экстремизма и терроризма. На основе рассмотренных нормативно-правовых актов по регулированию противодействия экстремисткой деятельности на территории России, можно сделать вывод, что в данный момент разработан обширный спектр правовых механизмов по профилактике экстремизма, устанавливая его в качестве одной из основных задач обеспечения национальной безопасности страны. Установлены меры противодействия экстремизма, уголовная и административная ответственность за правонарушения в данной сфере. Усиление правоохранительной роли в системе обеспечения национальной безопасности сопровождается постановкой приоритетных направлений, стратегических задач по противодействию экстремизму и терроризму в свете новых вызовов и угроз, в том числе по осуществлению государственного правового мониторинга обеспечения национальной безопасности. Координация и эффективное взаимодействие субъектов противодействия экстремистской деятельности и терроризму важные составляющие системы предупреждения и профилактики проявлений экстремизма (терроризма).

На территории Российской Федерации сформирована обширная система профилактики экстремисткой деятельности, охватывающая многие сферы жизнедеятельности граждан для формирования благополучной стабильной духовно-нравственной целостности страны. Наряду с государством, ведущим субъектом противодействия идеологии экстремизма и терроризма должно стать гражданское общество, которое, по сравнению с органами власти всех уровней, располагает потенциально большими возможностями воздействия на различные категории населения, подвергающиеся влиянию террористической идеологии. Однако до настоящего времени задействовать этот резерв государству не удалось. Всевозможные фестивали, форумы и митинги, посвященные противодействию терроризму и экстремизму, представляется, кроме их участников, никого не интересуют.

Должна быть существенно повышена эффективность противодействия идеологии экстремизма и терроризма в информационном пространстве. В информационном противодействии экстремизму и терроризму позитивный результат может быть достигнут при обеспечении централизации организационно-административных и информационно-пропагандистских ресурсов, координации пропагандисткой работы в целях обеспечения ее прицельности и наступательности, привлечения уважаемых в регионе воздействия духовных лидеров, лиц, добровольно отказавшихся от участия в экстремистской и террористической деятельности, активном информационном воздействии на молодёжь из группы риска, в том числе и с использованием интернет-технологий. Необходимо создать эффективную систему просвещения граждан по проблемам противодействия экстремизму и терроризму по типу эффективно действующей системы антикоррупционного просвещения, которая охватывает образовательные учреждения, системы повышения квалификации и дополнительного образования. Эту работу должны вести компетентные лица (преподаватели высшей школы, представители конфессий, лидеры национальных диаспор, политики, правоохранители и др.) В процессе данной работы следует акцентировать внимание общества на необходимости устранения внутренних конфликтогенных факторов, которые продуцируют внутриполитические девиации, в том числе растекание идеологии и практики терроризма, прикрывающегося исламским вероучением, по всему российскому Югу. В этом случае т.н. «внешние факторы», паразитирующие на внутренних неурядицах и проблемах, окажутся второстепенными и не смогут существенно влиять на политико-правовые процессы в регионах России. Ведущая роль в организации просвещения граждан по проблемам противодействия экстремизму и терроризму должна быть возложена на антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

На основе полученной информации можно проследить существующие проблемы в отечественном законодательстве противодействия экстремисткой деятельности: отсутствие точных формулировок, использование антиэкстремистских законов для политического преследования оппозиции, не закреплённость в уголовном и административном законодательстве некоторых видов экстремисткой деятельности, слабая информационная работа среди населения.

 

 

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

2.                  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

3.                  Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 13.06.1996 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

4.                  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

5.                  Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ

6.                  О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

7.                  О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

8.                  Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»

9.                  Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года № Пр-2753 от 28.11.2014 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

10.              Абакумова И.В., Ермакова П.Н. Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета. – М.: Кредо, 2013. – 352 с.

11.              Анисимов Р.Ю. Нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия экстремизму в государствах - участниках СНГ // Труды академии управления МВД России. – 2017. – С. 126-130.

12.              Беляева Т.Н., Залужный А.Г. Нормативное правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму // Правовая инициатива. – 2013. - №9. – С. 1.

13.              Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Гаязова Э.Б. Нормативно-правовое регулирование молодежной политики как способ противодействия экстремизму // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. - №9. – С. 316-319.

14.              Маринкин Д.Н., Бирюкова Я.Н. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2018. - №1. – С. 49-55.

15.              Меркурьев В.В., Борисов С.В. Совершенствование регламентации правовых средств прокурорского реагирования на правонарушения экстремистской направленности // Мониторинг правоприменения. – 2016. - №3. – С. 50-57.

16.              Наджафгулиев Р.И. Некоторые нормативно-правовые аспекты реализации административно - правового регулирования противодействия экстремизму в странах СНГ // Материалы международной научно-практической конференции профессорско–преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, посвященной Дню юриста «Социальная значимость правовых знаний в жизни российского общества». – 02 декабря 2016 года. – С. 34-40.

17.              Паулова Ю.Е., Миняева Е.Г. Современные аспекты совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения». – 14–15 марта 2019 года. – С. 107-111.

18.              Синицына В.А. Экстремизм, экстремистская деятельность, экстремистское правонарушение: понятие, соотношение, нормативное регулирование // Вопросы российской юстиции. – 2019. - №2. – С. 304-322.

19.              Широ М.С. Нормативно-правовое регулирование профилактики молодежного экстремизма // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве». - 24 мая 2017 года. – С. 66-72.

20.              Хадысов М.А. Международно-правовое противодействие экстремизму // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. - №1. – С. 178-181.

21.              Доклад информационно-аналитического центра «Сова»: Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2020 году. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sova-center.ru/misuse/publications/2021/03/d43764/


 

22.              Скачано с www.znanio.ru



[1] Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Гаязова Э.Б. Нормативно-правовое регулирование молодежной политики как способ противодействия экстремизму // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. - №9. – С. 316-319.

[2] Широ М.С. Нормативно-правовое регулирование профилактики молодежного экстремизма // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве». - 24 мая 2017 года. – С. 66-72.

[3] Беляева Т.Н., Залужный А.Г. Нормативное правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму // Правовая инициатива. – 2013. - №9. – С. 1.

[4] Меркурьев В.В., Борисов С.В. Совершенствование регламентации правовых средств прокурорского реагирования на правонарушения экстремистской направленности // Мониторинг правоприменения. – 2016. - №3. – С. 50-57.

[5] Наджафгулиев Р.И. Некоторые нормативно-правовые аспекты реализации административно - правового регулирования противодействия экстремизму в странах СНГ // Материалы международной научно-практической конференции профессорско–преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, посвященной Дню юриста «Социальная значимость правовых знаний в жизни российского общества». – 02 декабря 2016 года. – С. 34-40.

[6] Анисимов Р.Ю. Нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия экстремизму в государствах - участниках СНГ // Труды академии управления МВД России. – 2017. – С. 126-130.

[7] Хадысов М.А. Международно-правовое противодействие экстремизму // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. - №1. – С. 178-181.

[8] Паулова Ю.Е., Миняева Е.Г. Современные аспекты совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения». – 14–15 марта 2019 года. – С. 107-111.

[9] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2021.

 

[10] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

[11] Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ

[12] О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

[13] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

[14] Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года № Пр-2753 от 28.11.2014 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

[15] Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»

[16] Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 13.06.1996 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

[17] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2020.

[18] Абакумова И.В., Ермакова П.Н. Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета. – М.: Кредо, 2013. – 352 с.

[19] Доклад информационно-аналитического центра «Сова»: Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2020 году. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sova-center.ru/misuse/publications/2021/03/d43764/

[20] Синицына В.А. Экстремизм, экстремистская деятельность, экстремистское правонарушение: понятие, соотношение, нормативное регулирование // Вопросы российской юстиции. – 2019. - №2. – С. 304-322.

[21] Маринкин Д.Н., Бирюкова Я.Н. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2018. - №1. – С. 49-55.

[22] Паулова Ю.Е., Миняева Е.Г. Современные аспекты совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения». – 14–15 марта 2019 года. – С. 107-111.

Министерство науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Происходящий в России кризис социально-политической и экономической системы, продолжающееся расслоение общества, отсутствие государственной миграционной политики, эффективных альтернативных форм досуга молодежи обусловили усиление тенденций, связанных…

ВВЕДЕНИЕ Происходящий в России кризис социально-политической и экономической системы, продолжающееся расслоение общества, отсутствие государственной миграционной политики, эффективных альтернативных форм досуга молодежи обусловили усиление тенденций, связанных…

Наджафгулиев Р.И. сравнивает уголовно-административные механизмы противодействия экстремисткой деятельности в странах

Наджафгулиев Р.И. сравнивает уголовно-административные механизмы противодействия экстремисткой деятельности в странах

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЕ, ПРАВОВЫЕ

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЕ, ПРАВОВЫЕ

Российской Федерации или государственную должность субъекта

Российской Федерации или государственную должность субъекта

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов

Конституционные гарантии права на свободу вероисповедания, выбора религии, и ее распространения открывают широкие возможности для создания верующими людьми религиозных объединений, которые могут вести свою деятельность…

Конституционные гарантии права на свободу вероисповедания, выбора религии, и ее распространения открывают широкие возможности для создания верующими людьми религиозных объединений, которые могут вести свою деятельность…

В Российской Федерации установлены меры по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма

В Российской Федерации установлены меры по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма

Уголовным кодексом предусмотрена уголовная ответственность за создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким…

Уголовным кодексом предусмотрена уголовная ответственность за создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким…

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РОССИЙСКОЙ

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РОССИЙСКОЙ

Региональный уровень СПИТ. Это, прежде всего, антитеррористические комиссии в регионах (далее-АТК)

Региональный уровень СПИТ. Это, прежде всего, антитеррористические комиссии в регионах (далее-АТК)

Важной функцией вузов является формирование отрядов волонтеров по вопросам предупреждения и пресечения экстремистских и террористических акций в студенческой и молодежной среде

Важной функцией вузов является формирование отрядов волонтеров по вопросам предупреждения и пресечения экстремистских и террористических акций в студенческой и молодежной среде

СМИ по вопросам противодействия идеологии терроризма; в проведении фестивалей, конференций, семинаров для руководителей детских и молодежных общественных объединений; в подготовке и издании соответствующих методических материалов…

СМИ по вопросам противодействия идеологии терроризма; в проведении фестивалей, конференций, семинаров для руководителей детских и молодежных общественных объединений; в подготовке и издании соответствующих методических материалов…

СМИ вопросов государственной молодежной политики, результатов молодежных мероприятий, программ, конкурсов, проектов; демонстрация социальной рекламы, направленной на молодежную аудиторию

СМИ вопросов государственной молодежной политики, результатов молодежных мероприятий, программ, конкурсов, проектов; демонстрация социальной рекламы, направленной на молодежную аудиторию

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО

Теперь иностранными агентами могут быть признаны физические лица, которые не участвуют в политической деятельности, за целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности

Теперь иностранными агентами могут быть признаны физические лица, которые не участвуют в политической деятельности, за целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности

Неполнота перечня видов экстремистской деятельности в свою очередь тесно связана с отсутствием единого подхода к описанию видов экстремистской деятельности

Неполнота перечня видов экстремистской деятельности в свою очередь тесно связана с отсутствием единого подхода к описанию видов экстремистской деятельности

На основе полученной информации можно проследить существующие проблемы в отечественном законодательстве противодействия экстремисткой деятельности: отсутствие точных формулировок, использование антиэкстремистких законов для политического преследования оппозиции, незакрепленность…

На основе полученной информации можно проследить существующие проблемы в отечественном законодательстве противодействия экстремисткой деятельности: отсутствие точных формулировок, использование антиэкстремистких законов для политического преследования оппозиции, незакрепленность…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Большая часть проблем современного общества исходит из идеологических позиций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Большая часть проблем современного общества исходит из идеологических позиций

Необходимо создать эффективную систему просвещения граждан по проблемам противодействия экстремизму и терроризму по типу эффективно действующей системы антикоррупционного просвещения, которая охватывает образовательные учреждения, системы повышения…

Необходимо создать эффективную систему просвещения граждан по проблемам противодействия экстремизму и терроризму по типу эффективно действующей системы антикоррупционного просвещения, которая охватывает образовательные учреждения, системы повышения…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Маринкин Д.Н., Бирюкова Я.Н. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма в образовательных организациях

Маринкин Д.Н., Бирюкова Я.Н. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма в образовательных организациях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2021