Рождение памяти и память рождения
Автор: Александра Бильди (Загурская)
Период внутриутробного развития и рождения имеет важное значение для формирования психики человека. Однако в обычном состоянии сознания память взрослого человека не способна воспроизводить переживания, которые человек испытывает в пренатальный и перинатальный периоды.
В данной статье рассмотрим следующие вопросы:
- есть ли у человека память до рождения или этот психический процесс формируется после рождения;
- если память есть, почему мы не помним того, что с нами происходило до и при рождении: это связано с тем, что защитные механизмы блокируют доступ к этим воспоминаниям, чтобы устранить психотравмирующую ситуацию рождения, или до рождения память абсолютно бессознательна;
- с какими проблемами пренатального и перинатального периода сталкиваются взрослые люди; как работать с такими проблемами.
Во второй половине ХХ века область знаний о психической жизни нерожденного или только что родившегося ребенка выделилась в отдельную науку – пренатальную и перинатальную психологию, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах и их влияние на всю его последующую жизнь.
Среди вопросов, изучением которых занимается пренатальная и перинатальная психология, есть вопросы, касающиеся перинатальных проблем взрослых людей, которые связаны с психотравмами рождения.
Изучение данной проблематики нашло отражение в сотнях научных исследований (З.Фрейд, С. Гроф, Д.Чемберлен, Т.Верни, Н.Фодор, О.Ранк, Л. Рон Хаббард, А.Янов, Л.Орр, Г.Г.Филиппова и др.), опубликованных за последние годы, которые доказывают, что к моменту рождения у ребенка развиты все органы чувств и сформированы многие черты характера, а также существует память.
Память перед рождением была открыта при расшифровке криптограмм шведскими исследователями, которые изучили определенные речевые характеристики матерей. Такие свидетельства наличия памяти и знания были получены в пять месяцев после зачатия [Чемберлен Д., 2005].
Доказательства того, что эмоциональное, психологическое и интеллектуальное развитие личности начинается во внутриутробном периоде, предоставил американский ученый Т.Верни. Его исследования показывают, что внутриутробный младенец может видеть, слышать, переживать и на примитивном уровне даже обучаться. Удивительные личные истории знаменитых музыкантов рассказывают о том, что они могли играть некоторые пьесы, ни разу не видя до этого ноты. Оказывается, их матери играли ту же музыку много раз во время беременности [Чемберлен Д., 2005].
З.Фрейд писал о том, что часто мы не осознаем истинные причины нашего поведения, поскольку память о многом хранится в бессознательном. Он предполагал, что предшественником появления различных страхов, зависимостей и тревог может быть травматичное рождение [Хьелл Л., Зиглер Д., 1998].
Травматичность психического опыта рождения связана с отношениями ребенка с матерью в раннем периоде, в том числе имеет огромное значение взятие на руки и кормление [Гроф С., 2001], а также восприятием новорожденного как бесчувственного и безответного организма, в то время как еще в дородовом периоде эмбрион проявляет чувствительность.
Американский психоаналитик Н.Фодор изучал возможные негативные последствия для плода попыток прервать беременность и половой акт на поздних сроках беременности [Чемберлен Д., 2005].
О.Ранк выдвинул теорию о том, что все неврозы происходят от травмы рождения. Травма рождения, суть которой отделение от матери, создает у индивида запас тревоги, который реактивируется каждым последующим опытом отделения [Приленский Б.Ю., 2015].
С.Гроф развил идеи О.Ранка и выдвинул концепцию «базовых перинатальных матриц» - теоретической модели о состоянии психики плода до и во время рождения. Несмотря на критику идеи о перинатальных матрицах, как ненаучную, она принимается в перинатальной психологии [Добряков И.В., 2015]. Бессознательные переживания, связанные с травмой рождения, можно актуализировать и перестроить, т.е. изменить отношение к прожитому опыту.
К 1950 г. Л. Рон Хаббард разработал метод одитинга, который одновременно с другими способами нередко обнаруживал воспоминания о рождении. А.Янов в своей терапии работал над тем, чтобы интенсивными методами вызывать первичную боль до тех пор, пока пациент ее полностью не прочувствует и постепенно не примет.
При терапии с использованием наркотика ЛСД С.Гроф пришел к убеждению, что роды и рождение оказывают глубокое и длительное воздействие на личность. После своих экспериментальных работ с ЛСД С.Гроф разработал систему холотропной терапии, при которой воспоминания детства, рождения и внутриутробной жизни появлялись уже без наркотика — с помощью разнообразных звуков, музыки и движений [Чемберлен Д., 2005].
В 1970-х годах появилось важное движение — ребефинг – дыхательная психотехника, созданная в США Л.Орром. Сторонники ребефинга полагают, что важные модели мышления создаются не только при рождении, но и при зачатии, и во время беременности. В период создания ребефинга его целью было повторное проживание рождения и освобождение от родовой травмы.
Таким образом, изучение проблем пренатальной и перинатальной психологии становится все более актуально в последнее время. С одной стороны, сложно представить, что человеческий мозг может хранить информацию о перинатальном опыте, и эта информация вызывает столь активный интерес для изучения. Но, с другой стороны, результаты исследований последних лет доказывают, что эти переживания играют немалую роль в происхождении имеющихся невротических, личностных или психосоматических проблем.
К перинатальным проблемам взрослых относятся также все проблемы и нарушения, которые возникли в раннем периоде жизни после рождения: ранние разлуки с мамой и другими близкими, партнерские отношения, налаживание сексуальных, семейных отношений, отношений к собственным детям.
В настоящее время работа с перинатальными проблемами взрослых осуществляется индивидуально, с семьей и в форме групповой терапии. В диагностике перинатальных и диадических проблем используются проективные вербальные и невербальные методы, с помощью которых выявляется возникновение ранних конфликтов и их содержание, затем при использовании психодинамического подхода анализируется трансформация этих переживаний и их влияние на актуальное состояние личности. В терапии применяются психоанализ, экзистенциальный подход, эмоционально-образная терапия, психодрама и символдрама, сказкотерапия. В психологическом консультировании – клиент-центрированный подход, позитивная и ресурсная терапия, опирающиеся на когнитивные и эмоциональные приемы воздействия [Филиппова Г.Г., 2007].
В данной статье приведена лишь часть того, что на сегодняшний день стало известно о психической жизни ребенка до рождения, о влиянии переживаний рождения на дальнейшую жизнь человека, об удивительных свойствах памяти и проблемах взрослых людей, связанных с травмой рождения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.