Министерство образования и науки Пермского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КРАЕВОЙ политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
2021
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Краевой политехнический колледж»
Разработчик:
Ландышева Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Краевой политехнический колледж»
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦМК ___________ Н.А. Ландышева
Протокол № 1 от «31» августа 2021г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе _____________ Э.Г. Николаев
«___» ___________ 2021г. |
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
8 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
8 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять свойства материалов;
- применять методы обработки материалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные свойства, классификацию, характеристики обрабатываемых материалов.
- учебная дисциплина «Материаловедение» обеспечивает формирование следующих общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 1.1 |
Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин |
ПК 1.2 |
Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования |
ПК 2.1 |
Осуществлять управление дорожными и строительными машинами. |
ПК 2.2 |
Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства. |
1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;
самостоятельной работы обучающегося 21 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
в том числе в форме практической подготовки |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
63 |
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
42 |
|
в том числе: |
|
|
лабораторные занятия |
* |
|
практические занятия |
24 |
24 |
контрольные работы |
4 |
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
* |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
21 |
|
в том числе: |
|
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) |
- |
|
составление схем подготовка и защита сообщений разработка и составление таблиц решение задач работа с модулями ФЦИОР |
|
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
|
1 |
2 |
3 |
|
Раздел 1. Основы металловедения |
|
6 |
|
Тема 1.1. Металлы и сплавы |
Содержание учебного материала |
1 |
|
1 |
Общие сведения о металлах и сплавах. Металлы и сплавы в машиностроении. |
||
Самостоятельная работа обучающихся: - разработка таблицы «Группы металлов» |
2 |
||
Раздел 2. Свойства металлов и сплавов |
|
6 |
|
Тема 2.1. Физические и химические свойства |
Содержание учебного материала |
1 |
|
1 |
Физические свойства: плотность, температура плавления. Теплопроводность, тепловое расширение, удельная теплоемкость, электропроводность, способность намагничиваться. Химические свойства: атмосферная коррозия, окалина, окисление. Жаростойкость. Окалийностойкость. |
||
Тема 2.2. Механические свойства |
Содержание учебного материала |
|
|
1 |
Прочность. Пластичность. Относительное удлинение. Относительное сужение. Ударная вязкость. Твердость. Метод Бринелля. Метод Роквелла. Метод Виккерса. Усталость металлов. |
1 |
|
Тема 2.3. Технологические и эксплуатационные свойства |
Содержание учебного материала |
|
|
1 |
Обрабатываемость резанием. Свариваемость. Ковкость. Прокаливаемость. Литейные свойства. Эксплуатационные свойства |
1 |
|
Практические занятия (в форме практической подготовки) не предусмотрено |
4 |
||
- термическая обработка стали виртуальная лаборатория на LMS Moodle |
2 |
||
- определение маки стали по искре на LMS Moodle |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: разработка таблицы «Свойства металлов и ДСМ» (ЭОР «Материаловедение» платформа Moodle) |
4 |
||
Раздел 3. Конструкционные материалы |
|
|
|
Тема 3.1. Сплавы железа |
Содержание учебного материала |
|
|
1 |
Основные понятия. Чугун. Виды чугуна. Стали. Классификация сталей |
1 |
|
Практические занятия (в форме практической подготовки) не предусмотрено |
10 |
||
- чтение марок чугунов |
2 |
||
- чтение марок сталей |
6 |
||
Определение свойств металлов по марке |
4 |
||
Тема 3.2. Сплавы на основе меди и никеля |
Содержание учебного материала |
|
|
1 |
Медь. Латунь. Бронзы. Никель. Никелевые сплавы. |
1 |
|
Тема 3.3. Легкие сплавы |
Содержание учебного материала |
|
|
1 |
Основные понятия. Алюминий. Сплавы на основе алюминия. Бериллий и бериллиевые сплавы. Магниевые сплавы. Титан и титановые сплавы. |
1 |
|
Тема 3.4. Свойства легирующих веществ |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Свойства важнейших элементов. Алюминий. Бериллий. Ванадий. Вольфрам. Железо. Кадмий. Кобальт. Кремний. Марганец. Магний. Медь. Молибден. Никель. Олово. Сера. Титан. Углерод. Фосфор. Хром. Цинк. |
1 |
|
Практические занятия (в форме практической подготовки) не предусмотрено |
6 |
||
чтение марок сплавов на основе цветных металлов |
2 |
||
Определение свойств цветных металлов по марке |
4 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: - разработка таблицы «Влияние легирующих компонентов на свойства сплава» |
4 |
||
Тема 3.5. Материалы с упругими свойствами |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Пружины. Листовые рессоры. Торсион. Материалы для деталей машин |
1 |
|
Тема 3.6. Износостойкие материалы |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Износостойкость. Подшипники скольжения. Свинцовые бронзы. Спечённые материалы. Неметаллические материалы. Капроновые материалы. Графитовые подшипники. |
1 |
|
Тема 3.7. Инструментальные материалы |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Материалы для режущих инструментов. Инструментальные стали. Твердосплавные минералокерамические материалы. Алмазы и алмазноподобные материалы. Сверхтвердые материалы. |
1 |
|
Тема 3.8. Материалы для штампов, пресс-форм и измерительных инструментов |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Инструмент штампов для холодной обработки. Инструмент штампов для холодной обработки. Материалы измерительных для инструментов. |
1 |
|
Контрольные работы «Расшифровка марок материалов» на LMS Moodle |
0.3 |
||
Тема 3.9. Коррозия металлов и способы защиты |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Коррозия. Анодные, катодные покрытия. Основные способы защиты от коррозии. |
1 |
|
Контрольные работы «Коррозия металлов» на LMS Moodle |
0,3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: - разработка таблицы «Анализ видов коррозии и ДСМ» - сообщение (подготовка и защита) «Методы борьбы с коррозией» |
4 |
||
Тема 3.9. Неметаллические конструкционные материалы |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Полимеры. Керамика. Резина. Стекло. Древесина. Технические клеи. |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Разработка таблицы «Неметаллы и ДСМ» |
2 |
||
Тема 3.10. Основные способы обработки материалов |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Литейное производство. Механическая и электрическая обработка материалов. Заготовительные операции |
1 |
|
Контрольные работы «Способы обработки материалов» на LMS Moodle |
0,3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрено |
|
||
Раздел 4. Горючесмазочные материалы |
|
|
|
Тема 4.1. Топлива
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
Автомобильные топлива. Свойства топлив. Маркировка топлив. Дизельные топлива. Свойства дизельных топлив. Маркировка дизельных топлив |
1 |
|
Тема 4.6. Масла |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Масла. Свойства масел. Классификация масел. Маркировка масел. |
1 |
|
Контрольные работы «Горючесмазочные материалы» на LMS Moodle |
0,3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка и защита сообщения «Технические жидкости и ДСМ» Всероссийская олимпиада по дисциплине «материаловедение» LMS Moodle |
3 2 |
||
Дифференцированный зачет |
1 |
||
Всего: |
63 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и лаборатории «Материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории:
- твердомеры Бринелля и Роквелла;
- лупа Бринелля;
- образцы металлов;
- микроскоп МБС-9;
- электропечи муфельные;
- закалочная ванна;
- вытяжная и приточная вентиляция.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Чумаченко, Ю.Т. Материаловедение : учебник / Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Матегорин Н.В. — Москва : КноРус, 2021. — 392 с. — (для авторемонтных специальностей). — ISBN 978-5-406-01122-5. — URL: https://book.ru/book/938318 (дата обращения: 29.09.2021). — Текст : электронный.
Дополнительные источники:
1. Рогов В. А., Позняк Г. Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2014. – 336 с.
2. Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2012. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
3. Заплатин В. Н., Сапожников Ю. И., Дубов А. В. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка) : учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
4. Заплатин В. Н., Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке – ООЦ «Академия», 2010.
5. Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка) - ОИЦ «Академия», 2010
6. Черепахин А.А., Материаловедение - ОИЦ «Академия», 2010.
7. Оськин В.А., Байкалова В.Н., Практикум по материаловедению и технологии конструкционных материалов. – М.:КОЛОСС, 2008. -160с.
8. Электронные ресурс. Форма доступа: http://81.4.234.44/moodle24l/course/view.php?id=34
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- определять свойства материалов; - применять методы обработки материалов. |
- оценка практической работы; - результат работы с модулями ФЦИОР; - формализованное наблюдение при решении задач; - оценка результатов решения задач
|
- основные свойства, классификацию, характеристики обрабатываемых материалов.
|
- тестовые задания; -защита рефератов; -защита презентаций; - защита доклада; - защита исследования; - точность определений в составляемом тезаурусе |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.