___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО начальных
классов |
|
СОГЛАСОВАНО Протокол НМС «____»________2016 г. №_____ |
УТВЕРЖДАЮ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 3 а класса
Автор - составитель: учитель начальных классов Сечко О. М.
2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 а класса на 2016 – 2017 учебный год разработана в соответствии с
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы Плешакова А.А. по окружающему миру для 1 - 4 классов к учебно-методическому комплексу «Школа России». – М.: Просвещение, 2014.
Учебник: «Окружающий мир»3 класс в 2-х частях, автора А.А. Плешакова – М.: Просвещение, 2016. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).
Специфика курса «Окружающий мир» в 3 а классе состоит в том, что:
· имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
· имеет ярко выраженный интегративный характер;
· соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
· даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Учебный курс «Окружающий мир» в 3 а классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.
Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Изучение окружающего мира в 3 а классе направлено на решение следующих задач:
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена из расчета 2 часа в неделю. Всего 68 часов.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
· Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
Метапредметные
результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
Познавательные
Обучающийся научится:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
Предметные результаты
Обучающийся научится:
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Основная цель
контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного
материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные
суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные
знания.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
Критериями оценивания являются:
Используемая
в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления
второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и
неумения, на
формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий
контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной
форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в
неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля
состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется
всесторонняя проверка
только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
Недочеты:
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3»
(«удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по
пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота раскрытия вопроса.
«2»
(«плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
наличие
более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или болле
8
недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость
обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных
положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная
оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта
форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов
его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью
словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая
фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины
должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока |
Вид работы |
По теме |
7 |
Тест № 1 |
«Как устроен мир» |
26 |
Тест № 2 |
«Эта удивительная природа» |
36 |
Тест № 3 |
«Мы и наше здоровье» |
44 |
Тест № 4 |
«Наша безопасность» |
56 |
Тест № 5 |
«Чему учит экономика» |
68 |
Тест № 6 |
«Путешествия по городам и странам» |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ урока |
Вид работы |
По теме |
1 |
Экскурсия |
Природа |
9 |
Практическая работа № 1 |
Разнообразие веществ |
14 |
Практическая работа № 2 |
Что такое почва |
17 |
Практическая работа № 3 |
Размножение и развитие растений |
19 |
Практическая работа № 4 |
Разнообразие животных |
27 |
Практическая работа № 5 |
Организм человека |
29 |
Практическая работа № 6 |
Надежная защита организма |
30 |
Практическая работа № 6 |
Опора тела и движения |
32 |
Практическая работа № 7 |
Школа кулинара |
33 |
Практическая работа № 8 |
Дыхание и кровообращение |
Как устроен мир (6 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей. Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы
растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие
растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на
растительный мир.
Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие.
Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и
др.)
Растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.
Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной
книги
России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере
шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и
несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги
России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители,
организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические
работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания.
Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм
человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме
человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и
гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности
людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные
богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства
товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от
образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике.
Способы добычи полезны ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и
животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные
отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность,
пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных
стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и
расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет.
Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности
людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические
прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из
важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
|
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Итого |
Количество недель |
9 |
7 |
10 |
8 |
34 |
Количество уроков |
18 |
14 |
20 |
16 |
68 |
Диагностический и практический материал |
Практических работ – 1; экскурсий – 1, тест -1 |
Практических работ – 2; тест - 1 |
Практических работ – 2; тестов - 2 |
Практических работ – 2; тестов - 2 |
14 |
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
«Как устроен мир» |
7 |
2 |
«Эта удивительная природа» |
19 |
3 |
«Мы и наше здоровье» |
10 |
4 |
«Наша безопасность» |
8 |
5 |
«Чему учит экономика» |
12 |
6 |
«Путешествия по городам и странам» |
12 |
|
Всего |
68 |
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник: «Окружающий мир»3 класс в 2-х частях, автора А.А. Плешакова – М.: Просвещение, 2016. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).
Рабочая тетрадь: Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: 3 класс. М.: Просвещение, 2016;
Методическая литература:
Дополнительная литература:
Информационно-коммуникативные средства:
Знакомство с животными. Интерактивные игры.
CD - Природа и человек: Естествознание для начальной школы
Кто такой рогозуб. Какая рыба может жить на суше
Знакомство с географией. Интерактивные игры.
Материалы по географии и природоведению.
Путешествие к звездам начинается.
песчаные бури и грозы.
Фильм приглашает Вас совершить самое удивительное кругосветное путешествие вместе с каплей воды.
В документальном сериале представлены все аспекты жизни растений – каждодневная борьба за выживание вынуждает их приспосабливаться к самым экстремальным условиям.
Фильм поможет нам проникнуть в мир животных и увидеть его совершенно иначе, а именно глазами самих животных. Добро пожаловать в мир неизученных тайн и неизвестных фактов, в мир беспощадных охотников и обреченных жертв.
Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска, флип-чарт, комплект оборудования «Живой уголок» для начальных классов.
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО начальных
классов |
|
|
УТВЕРЖДАЮ «___»
________2016 г. |
Календарно–тематическое планирование уроков окружающего мира
Класс – 3 а
Учитель: Сечко О. М.
Количество часов – 68, в неделю – 2.
|
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Итого |
Количество недель |
9 |
7 |
10 |
8 |
34 |
Количество уроков |
18 |
14 |
20 |
16 |
68 |
Диагностический и практический материал |
Практических работ – 1; экскурсий – 1, тест -1 |
Практических работ – 2; тест - 1 |
Практических работ – 2; тестов - 2 |
Практических работ – 2; тестов - 2 |
14 |
Проекты
|
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
Планирование составлено на основании:
1. Рабочая программа по окружающему миру (3 а кл.) / Сечко О. М.
· Программа Плешаков А.А. «Окружающий мир» Рабочая программа (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников «Школа России». Начальные классы (1—4). Издательство: -М.: Просвещение, 2014;
2. Учебник: «Окружающий мир»3 класс в 2-х частях, автора А.А. Плешакова – М.: Просвещение, 2016. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации)
3. Дополнительная литература:
· Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс/ Сост. Е. М. Тихомирова. -7-е изд., перераб. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2016. – 96с.
· Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 384 с.
Тематическое планирование составила __________________/ Сечко О. М./
№ п/п |
Дата |
Корректировка |
Тема раздела Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
I четверть (16 часов) |
||||
Раздел «Как устроен мир» (7часов)
|
||||
1 |
05.09 |
|
Природа. Ценность природы для людей Охрана окружающей среды
|
Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные - дикорастущие растения.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
|
2 |
07.09 |
|
Человек
|
|
3 |
12.09 |
|
Наши проекты: «Богатства, отданные людям» |
|
4 |
14.09 |
|
Общество
|
|
5 |
19.09 |
|
Что такое экология
|
|
6 |
21.09 |
|
Природа в опасности! Охрана природы нашего края. |
|
7 |
26.09 |
|
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа
|
|
Раздел «Эта удивительная природа» (19 часов)
|
||||
8 |
28.09 |
|
Тела, вещества, частицы. Предметный урок |
Различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. Приводить примеры веществ, описывать их. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём селе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края. Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Оценивать плодородие почвы своего края. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия (на примере своей местности).Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Приводить примеры веществ. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. |
9 |
03.10 |
|
Разнообразие веществ. Практическая работа |
|
10 |
05.10 |
|
Воздух и его охрана.
|
|
11 |
10.10 |
|
Вода.
|
|
12 |
12.10 |
|
Превращения и круговорот воды.
|
|
13 |
17.10 |
|
Берегите воду!
|
|
14 |
19.10 |
|
Что такое почва.
|
|
15 |
24.10 |
|
Разнообразие растений. Растения нашего края. |
|
16 |
26.10 |
|
Солнце, растения и мы с вами.
|
|
17 |
07.11 |
|
Размножение и развитие растений. |
|
18 |
09.11 |
|
Охрана растений.
|
Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке. Объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
|
19 |
14.11 |
|
Разнообразие животных.
|
|
20 |
16.11 |
|
Кто что ест. Животные нашего края.
|
|
21 |
21.11 |
|
Наши проекты «Разнообразие природы родного края»
|
|
22 |
23.11 |
|
Размножение и развитие животных.
|
|
23 |
28.11 |
|
Охрана животных.
|
|
24 |
30.11 |
|
В царстве грибов.
|
|
25 |
05.12 |
|
Великий круговорот жизни. Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». |
|
26 |
07.12 |
|
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа |
|
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) |
||||
27 |
12.12 |
|
Организм человека
|
Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи
Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. |
28 |
14.12 |
|
Органы чувств
|
|
29 |
19.12 |
|
Надежная защита организма
|
|
30 |
21.12 |
|
Опора тела и движение
|
|
31 |
09.01 |
|
Наше питание.
|
|
32 |
11.01 |
|
Наши проекты: «Школа кулинаров»
|
|
33 |
16.01 |
|
Дыхание и кровообращение
|
|
34 |
18.01 |
|
Умей предупреждать болезни |
|
35 |
23.01 |
|
Здоровый образ жизни |
|
36 |
25.01 |
|
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа |
|
Раздел «Наша безопасность» (8 часов)
|
||||
37 |
30.01 |
|
Огонь, вода и газ
|
Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами, правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Ориентироваться на дороге, предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко соблюдать правила безопасности при общении с природой. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного поведения на дороге). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. экологической безопасности. |
38 |
01.02 |
|
Чтобы путь был счастливым
|
|
39 |
06.02 |
|
Дорожные знаки
|
|
40 |
08.02 |
|
Наши проекты: «Кто нас защищает»
|
|
41 |
13.02 |
|
Опасные места
|
|
42 |
15.02 |
|
Природа и наша безопасность
|
|
43 |
20.02 |
|
Экологическая безопасность.
|
|
44 |
22.02 |
|
Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа |
|
45 |
27.02 |
|
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)Для чего нужна экономика |
Определять понятие экономика, главную задачу экономики отличать культурные растения от дикорастущих, различать культурные растения. Различать продукцию каждой отрасли промышленности Определять роль денег в экономике. Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. составлять простейшие экологические прогнозы. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. |
46 |
01.03 |
|
Природные богатства и труд людей- основа экономики |
|
47 |
06.03 |
|
Полезные ископаемые. |
|
48 |
13.03 |
|
Растениеводство |
|
49 |
15.03 |
|
Животноводство |
|
50 |
20.03 |
|
Какая бывает промышленность. Промышленность нашего края. |
|
51 |
22.03 |
|
Наши проекты «Экономика нашего края» |
|
52 |
03.04 |
|
Что такое деньги. |
|
53 |
05.04 |
|
Государственный бюджет |
|
54 |
10.04 |
|
Семейный бюджет. |
|
55 |
12.04 |
|
Экономика и экология. |
|
56 |
17.04 |
|
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа |
|
57 |
19.04 |
|
Раздел «Путешествие по городам и странам» (12 часов) Золотое кольцо России |
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других национально-культурных и духовных традиций. Строить диалог с представителями других народов с учётом уровня владения ими русским языком, оказывать помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, посильную помощь в учебной и внеклассной деятельности Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. |
58 |
24.04 |
|
Золотое кольцо России |
|
59 |
|
|
Золотое кольцо России |
|
60 |
26.04 |
|
Наши проекты: «Музей путешествий» |
|
61 |
03.05 |
|
Наши ближайшие соседи |
|
62 |
08.05 |
|
На севере Европы |
|
63 |
10.05 |
|
Что такое Бенилюкс |
|
64 |
15.05 |
|
В центре Европы |
|
65 |
17.05 |
|
По Франции и Великобритании |
|
66 |
22.05 |
|
На юге Европы |
|
67 |
24.05 |
|
По знаменитым местам мира |
|
68 |
|
|
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.