Министерство образования и науки Пермского края
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«КРАЕВОЙ политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Организация–разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Краевой политехнический колледж»
Разработчик:
Ландышева Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»
|
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
8 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
14 |
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП |
17 |
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять взаимозаменяемость узлов и агрегатов транспортных средств[1];
- выполнять технические измерения, необходимые при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля и двигателя;
- осознанно выбирать средства и методы измерения в соответствии с технологической задачей, обеспечивать поддержание качества работ;
- указывать в технической документации требования к точности размеров, форме и взаимному расположению поверхностей, к качеству поверхности;
- пользоваться таблицами стандартов и справочниками, в том числе в электронной форме, для поиска нужной технической информации;
- рассчитывать соединения деталей для определения допустимости износа и работоспособности, для возможности конструкторской доработки (тюнинга)[2].
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные понятия, термины и определения;
- средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
- показатели качества и методы их оценки;
- системы и схемы сертификации2;
- международные стандарты качества;
- стандарт управления несоответствующей продукцией;
- назначение и правила применения контрольно-измерительных приборов и инструментов[3].
Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» обеспечивает формирование следующих общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей
ПК 1.1 |
Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей |
ПК 1.2 |
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации |
ПК 1.3 |
Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией |
ПК 3.3 |
Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в соответствии с технологической документацией |
ПК 4.1 |
Выявлять дефекты автомобильных кузовов |
ПК 5.3 |
Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств |
ПК 5.4 |
Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств |
ПК 6.2 |
Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств |
ПК 6.3 |
Владеть методикой тюнинга автомобиля |
ПК 6.4 |
Определять остаточный ресурс производственного оборудования |
ПК 7.1 |
Осуществлять сборку, проверку и регулировку функций агрегатов и систем автомобиля |
ПК 7.2 |
Подготавливать к работе с учетом требований охраны труда, пожарной и экологической безопасности |
ПК 7.3 |
Осуществлять контроль технического состояния оборудования |
ПК 7.4 |
Проведение работ с применением инструмента, оборудования, технологической оснастки и средств измерения |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
общей учебной нагрузки обучающегося – 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Общий объем учебной нагрузки (всего) |
60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
50 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
50 |
лабораторные занятия (если предусмотрено) |
1 |
практические занятия (если предусмотрено) |
5 |
контрольная работа |
1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
10 |
Виды самостоятельной работы: Работа с модулями ФЦИОР Разработка таблиц Работа с нормативными документами Чтение чертежей |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Осваиваемые элементы компетенций |
1 |
2 |
3 |
|
Раздел I. Метрология |
|
18 |
|
Тема 1.1 Основы теории измерений |
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Основы теории измерений. Измерения прямые и косвенные, абсолютные и относительные, методы измерений. Погрешности измерений, эталоны. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия Решение задач: Определение температурной погрешности измерения детали |
1 |
||
Контрольная работа - |
- |
||
Тема 1.2. Концевые меры длины. Гладкие калибры |
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД). Наборы ПКМД. Правила составления блока мер требуемого размера. Классификация гладких калибров и их назначение. Щупы и их назначение. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 1.3. Штанге инструменты и микрометры |
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Штанге инструменты: штангенциркуль и штанге глубиномер, штанге рейсмус. Устройство нониуса. Правила измерения и чтения размера. Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер. Цена деления барабана и стебля. Стопорное устройство. Чтение показаний, правила измерений. |
2 |
||
Лабораторные работы Поверка микрометра |
1 |
||
Практические занятия Определение размеров деталей штангенциркулем Определение размеров деталей микрометром |
1 |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 1.4. Рычажные приборы |
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Классификация рычажно-механических приборов. Устройство индикатора часового типа, индикаторного нутромера. Цена деления шкалы индикатора. Рычажные скобы и рычажные микрометры. Приборы с пружинной передачей: микрокаторы, микаторы, миникаторы. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа решение модулей ФЦИОР |
1 |
||
Самостоятельная работа по разделу Разработка схемы «Связи основных элементов измерений» Проработка содержания таблиц «Основные единицы физических величин ГОСТ 8.417-2002», «Пример производных единиц SI, наименования и обозначения которых образованы с использованием наименований и обозначений основных единиц SI» Работа с модулями ФЦИОР «Основы метрологии» Подготовка и защита сообщения «Поверка и калибровка измерительных инструментов» |
6 |
||
Раздел 2. Стандартизация |
|
26 |
|
Тема 2.1. Государственная система стандартизации. Взаимозаменяемость
|
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Международные стандарты. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты несоответствия. Взаимозаменяемость, ее виды и принципы. Ряд предпочтительных чисел. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия 1. Расчет правильности штрихового кода, 2. Статистическая обработка результатов многократных измерений |
1 |
||
Контрольная работа - |
- |
||
Тема 2.2. Основные понятия о допусках и посадках
|
Содержание учебного материала |
- |
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Размеры номинальные и действительные. Отклонения. Допуск и поле допуска. Виды посадок. Условные обозначения полей допусков. Квалитеты. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 2.3. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений |
Содержание учебного материала |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. Посадки в системе отверстия и в системе вала, графическое изображение полей допусков. Рекомендации по выбору допусков и посадок. Единая система допусков и посадок (ЕСДП). |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия Решение задач: - рассчитать предельные отклонения посадки вала в отверстие - определить номинальное значение, величину допуска и верхнее и нижнее предельные отклонения детали |
1 |
||
1 |
|||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 2.4. Допуски и посадки подшипников качения |
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Подшипники качения. Основные посадочные размеры. Классы точности подшипников качения. Расположение полей допусков наружного и внутреннего колец подшипников качения. Выбор посадок. Обозначение посадок на чертежах деталей. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 2.5. Нормы геометрической точности. Допуски форм и расположения поверхностей.
|
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Отклонения формы поверхности или профиля и причины их возникновения. Отклонения формы цилиндрических поверхностей, отклонение формы плоских поверхностей. Обозначение на чертежах допусков формы и расположение поверхностей деталей согласно ГОСТ 2. 308 – 79. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 2.6. Шероховатость поверхностей. Размерные цепи. |
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Параметры шероховатости, условные обозначения шероховатости поверхностей. Размерные цепи. Виды размерных цепей. Расчет размерных цепей. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия Расчёт размерных цепей методом «максимум-минимум». |
2 |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 2.7. Методы и средства измерения углов. Допуски угловых размеров.
|
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Методы измерения углов. Инструменты для проверки углов: угловые плитки, шаблоны, угольники. Угломеры универсальные. Независимые и зависимые угловые размеры. Допуск угла, допуск угла конуса. Степени точности угловых размеров в зависимости от назначения. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 2.8. Допуски резьбовых соединений.
|
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Основные типы и параметры резьб. Общие принципы взаимозаменяемости цилиндрических резьб. Допуски метрических резьб. Посадки с зазором, натягом и переходные. Стандарт СТСЭВ 640-77-«Резьба метрическая». |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 2.9. Допуски на зубчатые колеса и соединения. |
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Допуски и посадки на зубчатые колеса и соединения, общие сведения. Основные показатели нормы кинематической точности, нормы плавности работы, нормы контакта зубьев в передаче. Выбор степени точности зубчатых колес. |
1 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 2.10. Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений |
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Виды шпоночных соединений, их применение. Три вида шпоночных соединений с призматическими шпонками. Образование посадок шпоночных соединений за счет полей допусков шпонки, паза вала и паза втулки. Выбор шпонок и основные размеры соединения по СТСЭВ 189-75. Способы центрирования прямобочных шлицевых соединений и рекомендуемые посадки. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Самостоятельная работа по разделу Разработка таблицы: Принятые обозначения характеристик отдельного размера Измерение с помощью синусной линейки (подготовка презентации). |
2 |
||
Раздел 3. Качество продукции |
|
3 |
|
Тема 3.1. Показатели качества продукции и методы их оценки.
|
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Качество продукции, показатели качества продукции, классификация и номенклатура показателей качества. Общий подход и методы работы по качеству. Методы оценки уровня качества однородной продукции. |
1 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 3.2. Испытания и контроль продукции. Системы качества. |
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Классификация видов контроля качества продукции. Входной, оперативный и приемочный контроль. Понятие поэтапного контроля качества. Системный подход к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях. Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП). |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Раздел 4.Сертификация |
|
3 |
|
Тема 4.1. Основные определения в области сертификации. Системы сертификации. |
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Сертификация продукции. Цели сертификации. Объекты сертификации. Системы сертификации: система обязательной сертификации, система сертификации для определенного вида продукции. |
1 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Тема 4.2. Порядок и правила сертификации. Схемы сертификации.
|
Содержание учебного материала: |
|
ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.1 ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4
|
Примерная типовая последовательность работ и состав участников при сертификации продукции. Добровольная и обязательная сертификация. Схемы сертификации. |
1 |
||
Лабораторные работы |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Контрольная работа |
- |
||
Самостоятельная работа по разделу Разработка таблицы: Международная классификация транспортных средств |
2 |
||
|
Зачет (дифференцированный) |
2 |
|
Всего часов:
|
60 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
¾ посадочные места по количеству обучающихся;
¾ образцы различных деталей автомобилей;
¾ меры длины концевые плоскопараллельные;
¾ гладкие калибры для контроля резьбы;
¾ микрометры
¾ штангенинструменты;
¾ нутромеры;
¾ кольца;
¾ призмы поверочные;
¾ штативы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Основные источники:
1. Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия (для СПО). Учебник : учебник / И.М. Лифиц. — Москва : КноРус, 2018. — 299 с. — ISBN 978-5-406-06491-7.
2. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум : учебное пособие / З.А. Хрусталева. — Москва : КноРус, 2016. — 172 с. — Для СПО. — ISBN 978-5-406-03751-5.
Дополнительные источники:
1. Иванов И.А. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.А. Иванов, С.В. Урушев,А.А. Воробьев, Д.П. Кононов.- 7 изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2013
2. Козловский Н. С., Виноградов А. Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. – М.: Машиностроение, 2014.
3. КошеваяИ. П, КанкеА. А.. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2013.
5. Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов «Метрология, стандартизация и сертификация» М.: Высшая школа, 2010
6. Козловский Н. С., Виноградов А. Н., «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения», - М.: Машиностроение, 2007
7. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. «Метрология, стандартизация и сертификация» М.:Высшая школа, 2005
Интернет-источники
1. Информация о процедуре сертификации, сертификат соответствия ГОСТ Р. Официальный сайт «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РОССТАНДАРТ». Режим доступа [www.gost.ru ]
2. Метрология.
Персональный сайт преподавателя Гончарова О. Г.
КГБПОУ «Каменский аграрный техникум». Режим доступа [http://k-a-t.ru/metrologia/metrologia_1/index.shtml]
3. Модули ФЦИОР. Сайт Федерального центра информационных образовательных ресурсов. 2017 Российское образование. Режим доступа [ http://fcior.edu.ru/]
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты
обучения (освоенные умения, |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
У1 определять взаимозаменяемость узлов и агрегатов транспортных средств |
Оценка практической деятельности |
У2 выполнять технические измерения, необходимые при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля и двигателя |
Оценка практической деятельности |
У3 осознанно выбирать средства и методы измерения в соответствии с технологической задачей, обеспечивать поддержание качества работ |
Оценка практической деятельности |
У4 указывать в технической документации требования к точности размеров, форме и взаимному расположению поверхностей, к качеству поверхности |
Оценка практической деятельности |
У5 пользоваться таблицами стандартов и справочниками, в том числе в электронной форме, для поиска нужной технической информации |
Оценка практической деятельности |
У6 рассчитывать соединения деталей для определения допустимости износа и работоспособности, для возможности конструкторской доработки (тюнинга) |
Оценка практической деятельности |
Знания: |
|
З1 основные понятия, термины и определения |
Оценка мыслительных операций |
З2 средства метрологии, стандартизации и сертификации |
Оценка мыслительных операций |
З3 профессиональные элементы международной и региональной стандартизации |
Оценка мыслительных операций |
З4 показатели качества и методы их оценки |
Оценка мыслительных операций |
З5 системы и схемы сертификации |
Оценка мыслительных операций |
З6 международные стандарты качества |
Оценка мыслительных операций |
З7стандарт управления несоответствующей продукцией |
Оценка мыслительных операций |
З8 назначение и правила применения контрольно-измерительных приборов и инструментов |
Оценка мыслительных операций |
Скачано с www.znanio.ru
[2] Образовательная программа Программа подготовки специалистов среднего звена Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
[3] Профессиональный стандарт "Специалист по сборке агрегатов и автомобиля"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.