Министерство образования, науки и молодёжной политики
Забайкальского края
Управление образования муниципального района «Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ от «____»_____________2022 г. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)
ПО ГЕОГРАФИИ
8 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель географии
с. Волочаевка, 2022 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету география на 2022 – 2023 учебный год для учащихся 8 класса, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).
5. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
7. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
8. Индивидуального учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022 – 2023 учебный год для обучающихся с ОВЗ;
9. Примерной адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. – Москва «Владос» 2010г. Автор программы по географии В.В.Воронкова.
10. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
11. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
12. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
13. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
14. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
15. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
16. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Цель изучения курса географии – развитие и коррекция познавательной
деятельности учащихся со сниженным интеллектом.
Задачи курса географии:
– дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России и зарубежных государств;
- показать особенности взаимодействия человека и природы, развития экономики;
- познакомить с культурой и бытом народов всех континентов;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Особенности класса: один обучающийся занимается в составе общеобразовательного класса
Сроки реализации программы – один учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
География, как учебный предмет, имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение начального курса физической географии, а затем географии нашей страны, материков и океанов, государств Евразии позволяет расширять кругозор и знания детей об окружающем мире, дает возможность увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи, является благодатным материалом для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
При изучении материала учитывается уровень состояния высших психических процессов учащихся и их познавательных возможностей. Обучение строится на основе использования элементов технологии личностно-ориентированного подхода в обучении. Для улучшения мотивации познавательной деятельности используется создание ситуации успеха для каждого ученика. Необходимо, чтобы ребенок поверил в свои силы, раскрыл свой учебный и творческий потенциал.
Для учащихся с пониженным интеллектом характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отсутствие самостоятельности в работе и большой объем организующей помощи со стороны учителя, использование дополнительных приемов обучения, подсказок. Объем усвоения знаний у таких учащихся довольно мал, им доступны не все виды работ.
Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитание любви к своей местности, к своей стране, воспитание позитивного отношения к окружающей среде является основополагающим фактором в обучении.
Курс географии имеет межпредметные связи с другими предметами, основывается на преемственности и использовании уже имеющихся знаний и умений.
- сезонные изменения в природе (природоведение)
- история нашего края (история)
- почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы (естествознание)
- фольклор (музыка)
- быт, национальные блюда (СБО)
В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с адаптированной основной образовательной программы МБОУ ООШ с. Волочаевка для детей с ОВЗ предмет «География» изучается с 6 по 9 класс. На каждую учебную неделю с 6 по 9 класс выделяется по 2 урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, всего 34 учебные недели.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
1. Лифанова Т. М. и Соломина Е. Н. «География материков и океанов. 8 класс», Москва издательство «Просвещение», 2009 год.
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой. Сборник 1. Москва, «Владос», 2010г.
Дополнительная литература для учащихся и учителя:
1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
2. Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
3. Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
4. « 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997
6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
7. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
8. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
Интернет – ресурсы:
ЭОР, размещенные на портале www.fcior.edu.ru
http: //www.gao.spb.ru/Russian http: //www.fmm.ru http: //www.mchs.gov.ru http: //www.national-geographic.ru http: //www.nature.com http: //www.ocean.ru http: //www.pogoda.ru http: //www.sgm.ru/rus http: //www.unknowplanet.ru |
http: //www.weather.com
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения.
Учащиеся должны уметь:
- показать на географической карте океаны, давать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертание берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Введение. 1 час.
Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий.
Мировой океан. 6 часов.
Мировой океан. Тихий океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Африка. 10 часов.
Географической положение, очертания берегов, острова и полуострова. Рельеф, климат и природные условия. Растительный и животный мир тропических лесов, саванн и пустынь. Население. Жизнь и быт народов. Государства и их столицы.
Австралия и Антарктида. 15 часов.
Географическое положение, очертания берегов, острова. Природные условия, климат, поверхность. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. Растительный и животный мир. Население. Государство Австралийский Союз. Города.
Антарктида. Географическое положение, очертания берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы, её поверхность и климат. Растительный и животный мир. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды.
Часть света – Америка. 20 часов.
Открытие Америки. Северная и Южная Америка. Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Природные условия, рельеф и климат. Реки и озёра. Растительный и животный мир Северной Америки. Растительный и животный мир тропических лесов, пустынь, саванн и горных районов Южной Америки. Население Северной и Южной Америки. Крупные государства и их столицы.
Евразия. 16 часов.
Евразия - величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Очертания берегов Европы и Азии. Крупнейшие острова и полуострова. Поверхность. Природные условия и полезные ископаемые Европы и Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озёра Азии. Их использование. Экологические проблемы. Растительный и животный мир Европы и Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Введение |
1
|
2. |
Мировой океан |
6
|
3. |
Африка |
10
|
4. |
Австралия |
8
|
5. |
Антарктида |
7
|
6. |
Часть света - Америка |
20
|
7. |
Евразия – величайший материк на земном шаре |
16
|
|
Всего |
68
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
Введение. 1 час |
|||
1. |
Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. |
1 |
|
Мировой океан. 6 часов. |
|||
2. |
Мировой океан. |
1 |
|
3. |
Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. |
1 |
|
4. |
Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. |
1 |
|
5. |
Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. |
1 |
|
6. |
Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. |
1 |
|
7. |
Обобщающий урок. Современное изучение Мирового океана. |
1 |
|
Африка. 10 часов |
|||
8. |
Африка. Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. |
1 |
|
9. |
Разнообразие рельефа, климата и природных условий. |
1 |
|
10 |
Растения тропических лесов. |
1 |
|
11. |
Животные тропических лесов. |
1 |
|
12. |
Растительный мир саванн. |
1 |
|
13. |
Животный мир саванн. |
1 |
|
14. |
Растительный и животный мир пустынь. |
1 |
|
15. |
Население. Жизнь и быт народов. |
1 |
|
16. |
Государства, их столицы |
1 |
|
17. |
Урок - повторение по теме: «Африка». |
1 |
|
Австралия. 8 часов. |
|||
18. |
Австралия. Географическое положение, очертания берегов, острова. |
1 |
|
19. |
Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. |
1 |
|
20. |
Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. |
1 |
|
21. |
Растительный мир. |
1 |
|
22. |
Животный мир. Охрана природы. |
1 |
|
23. |
Население (коренное и пришлое). |
1 |
|
24. |
Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн. |
1 |
|
25. |
Материк Австралия. Обобщающий урок. |
1 |
|
Антарктида. 7 часов. |
|||
26. |
Антарктида. Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. |
1 |
|
27. |
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. |
1 |
|
28. |
Особенности природы, ее поверхность и климат Антарктиды |
1 |
|
29. |
Растительный и животный мир. Охрана природы Антарктиды . |
1 |
|
30. |
Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды. |
1 |
|
31. |
Антарктида и Австралия. |
1 |
|
32. |
Материки: Австралия и Антарктида. Обобщающий урок |
1 |
|
Америка. 20 часов |
|||
33. |
Открытие Америки. |
1 |
|
34. |
Северная Америка. Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. |
1 |
|
35. |
Природные условия, рельеф, климат Северной Америки. |
1 |
|
36. |
Реки и озера Северной Америки. |
1 |
|
37. |
Растительный и животный мир Северной Америки. |
1 |
|
38. |
Населения и государства Северной Америки. |
1 |
|
39. |
Государство США. |
1 |
|
40. |
Государство Канада. |
1 |
|
41. |
Государства Мексика, Куба. |
1 |
|
42. |
Урок-повторение по теме: «Северная Америка». |
1 |
|
43. |
Южная Америка. Географическое положение, очертания берегов. |
1 |
|
44. |
Природные условия, рельеф, климат Южной Америки. |
1 |
|
45. |
Реки и озера Южной Америки. |
1 |
|
46. |
Растительный мир тропических лесов Южной Америки. |
1 |
|
47. |
Животный мир тропических лесов Южной Америки. |
1 |
|
48. |
Растительный мир пустынь, саванн и горных районов Южной Америки. |
1 |
|
49. |
Животный мир саванн, гор Южной Америки. |
1 |
|
50. |
Население (коренное и пришлое) Южной Америки. Крупные государства, их столицы. |
1 |
|
51. |
Материк - Америка. |
1 |
|
52. |
Часть света — Америка. Обобщающий урок. |
1 |
|
Евразия. 16 часов. |
|||
53. |
Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. |
1 |
|
54. |
Очертания берегов Европы. Крупнейшие острова и полуострова. |
1 |
|
55. |
Очертания берегов Азии. Крупнейшие острова и полуострова. |
1 |
|
56. |
Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы. |
1 |
|
57. |
Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. |
1 |
|
58. |
Типы климата Евразии. |
1 |
|
59. |
Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. |
1 |
|
60. |
Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы. |
1 |
|
61. |
Растительный и животный мир Европы. Международное сотрудничество в охране природы. |
1 |
|
62. |
Растительный и животный мир Азии. Международное сотрудничество в охране природы. |
1 |
|
63. |
Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. |
1 |
|
64. |
Культура и быт народов Европы и Азии. |
1 |
|
65. |
Острова, полуострова, разные формы рельефа Евразии |
1 |
|
66. |
Части света: Европа и Азия. |
1 |
|
67. |
Евразия - величайший материк земного шара. |
1 |
|
68. |
Евразия – материк, на котором мы живем. |
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.