МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района
«Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ От «____»_____________2022 г. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)
ПО ГЕОГРАФИИ
9 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель географии
с. Волочаевка, 2022 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету география на 2022 – 2023 учебный год для учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).
5. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
7. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
8. Индивидуального учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022 – 2023 учебный год для обучающихся с ОВЗ;
9. Авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6 - 9 классы), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос», 2011г.).
10. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
11. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
12. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
13. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
14. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
15. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
16. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
Цель изучения курса географии – развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся со сниженным интеллектом по географии.
Задачи курса географии:
– дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России и зарубежных государств;
- показать особенности взаимодействия человека и природы, развития экономики;
- познакомить с культурой и бытом народов всех континентов;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Особенности класса: один обучающийся занимается по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) в составе общеобразовательного класса.
Сроки реализации программы – один учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
География, как учебный предмет, имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение начального курса физической географии, а затем географии нашей страны, материков и океанов, государств Евразии позволяет расширять кругозор и знания детей об окружающем мире, дает возможность увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи, является благодатным материалом для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
При изучении материала учитывается уровень состояния высших психических процессов учащихся и их познавательных возможностей. Обучение строится на основе использования элементов технологии личностно-ориентированного подхода в обучении. Для улучшения мотивации познавательной деятельности используется создание ситуации успеха для каждого ученика. Необходимо, чтобы ребенок поверил в свои силы, раскрыл свой учебный и творческий потенциал.
Для учащихся с пониженным интеллектом характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отсутствие самостоятельности в работе и большой объем организующей помощи со стороны учителя, использование дополнительных приемов обучения, подсказок. Объем усвоения знаний у таких учащихся довольно мал, им доступны не все виды работ.
Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитание любви к своей местности, к своей стране, воспитание позитивного отношения к окружающей среде является основополагающим фактором в обучении.
Курс географии имеет межпредметные связи с другими предметами, основывается на преемственности и использовании уже имеющихся знаний и умений.
- сезонные изменения в природе (природоведение)
- история нашего края (история)
- почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы (естествознание)
- фольклор (музыка)
- быт, национальные блюда (СБО)
В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с адаптированной основной образовательной программы МБОУ ООШ с. Волочаевка для детей с ОВЗ предмет «География» изучается с 6 по 9 класс. На каждую учебную неделю с 6 по 9 класс выделяется по 2 урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 9 класс, рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, всего 34 учебные недели.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
1. «География материков и океанов. Государства Евразии». Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной М. «Просвещение» 2005г
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой. Сборник 1. Москва, «Владос», 2010 г.
3. Рабочая тетрадь:
1.Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии» 9 класс для учащихся специальных (Коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение» 2005Т.М.Лифанова.
2.Приложение к учебнику «География материков и океанов. Государства Евразии». Т.М.Лифанова.
Дополнительная литература для учащихся и учителя:
1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
2. Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
3. « Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
4. « 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997
6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
7. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
8. Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
9. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
Интернет ресурсы и ЦОР:
ЭОР, размещенные на портале www.fcior.edu.ru
http: //www.gao.spb.ru/Russian http: //www.fmm.ru http: //www.mchs.gov.ru http: //www.national-geographic.ru http: //www.nature.com http: //www.ocean.ru http: //www.pogoda.ru http: //www.sgm.ru/rus http: //www.unknowplanet.ru |
http: //www.weather.com
http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
http://geographer.ru – Географический портал.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
· географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии(1 гр.)
· границы, государственный строй и символику России (1,2 гр.)
· особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях и ЧС(1,2 гр.)
· медицинские учреждения и отделы социальной защиты (1-3 гр.)
Учащиеся должны уметь:
ü находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы(1,2 гр.) в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
ü показывать Россию на политической карте мира.(1,2 гр.)
ü находить свою местность на карте России (1-3 гр.), политико-административной, физической и карте природных зон.
ü давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своего края, давать краткую историческую справку о прошлом своего края (1 гр.)
ü называть и показывать на иллюстрациях изученные исторические и культурные памятники своего края (1,2 гр.)
ü правильно вести себя в природе (1-3 гр.)
ü Выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Политическая карта Евразии. 1 час
РАЗДЕЛ 1. Европа. 23 часа.
Западная Европа. Великобритания. Франция. Германия. Австрия. Швейцария.
Южная Европа. Испания. Португалия. Италия. Греция.
Северная Европа. Норвегия. Швеция. Финляндия.
Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария. Сербия и Черногория. Эстония. Латвия. Литва. Республика Беларусь. Украина. Молдавия.
РАЗДЕЛ 2. АЗИЯ. 22 часа
Центральная Азия. Казахстан. Узбекистан. Туркменистан. Киргизия. Таджикистан.
Юго-Западная Азия. Грузия. Азербайджан. Армения. Турция. Ирак. Иран. Афганистан.
Южная Азия. Индия.
Восточная Азия. Китай. Монголия. Корейская Народно-Демократическая Республика. Республика Корея. Япония.
Юго – Восточная Азия. Таиланд. Вьетнам. Индонезия.
РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ. 4 часа.
Границы России. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица и крупные города России.
СВОЙ КРАЙ. 14 часов.
История возникновения Забайкальского края. Географическое положение. Границы. Рельеф. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Полезные ископаемые и почвы Забайкалья. Реки, пруды, озера Забайкальского края. Растительный мир Забайкалья. Красная книга. Охрана растительного мира. Животный мир Забайкальского края. Красная книга. Охрана животных. Заповедники, заказники. Население Забайкальского края. Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, национальная кухня. Промышленность края. Предприятия города Читы. Сельское хозяйство. Специализация: растениеводство и животноводство. Транспорт. Виды транспорта. Архитектурно- исторические и культурные памятники столицы Забайкалья.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Практические работы |
Тесты |
1. |
Европа |
23 |
1 |
2
|
2. |
Азия |
22 |
1 |
1
|
3. |
Россия |
6 |
2 |
1
|
4. |
Свой край |
14 |
2 |
2
|
5. |
Обобщение |
3 |
|
1
|
|
Итого |
68 |
6 |
7
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
9 класс. География материков и океанов. Часть 2. Государства Евразии.
№ п.п |
Тема урока |
Кол-во часов
|
Форма обучения |
1. |
Политическая карта Евразии. Д/З: стр. 3 - 4 |
1 |
|
Европа. 23 часа.
|
|||
2. |
Западная Европа. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Д/З: стр.5 - 11 |
1 |
|
3. |
Население, культура, обычаи и традиции. Д/З: стр.11 - 14 |
1 |
|
4. |
Франция. (Французская Республика). Д/З: стр. 15 - 18 |
1 |
|
5. |
Население, культура, обычаи и традиции. Д/З: стр. 18 - 22 |
1 |
|
6. |
Германия (Федеративная Республика Германия) Д/З: стр. 22 - 26 |
1 |
|
7. |
Австрия (Австрийская Республика).Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Д/З: стр. 27 - 33 |
1 |
|
8. |
Южная Европа. Испания. Португалия (Португальская Республика). Д/З: стр. 34 - 41 |
1 |
|
9. |
Италия (Итальянская Республика). П/Р № 1. Продукция ММК в странах Европы. Д/З: стр. 42 - 44 |
1 |
|
10. |
Население, культура, обычаи и традиции. Д/З: стр.44 - 48 |
1 |
|
11. |
Греция (Греческая Республика) Д/З: стр. 48 - 52 |
1 |
|
12. |
Северная Европа. Норвегия (Королевство Норвегия) Д/З: стр. 53 - 58 |
1 |
|
13. |
Швеция (Королевство Швеция) Д/З: стр. 58 - 61 |
1 |
|
14. |
Финляндия (Финляндская Республика) Д/З: стр. 62 - 65 |
1 |
|
15. |
Восточная Европа. Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика) Д/З: стр. 65 - 74 |
1 |
|
16. |
Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Румынская Республика). Тест по теме «Европа» Д/З: стр. 74 - 79 |
1 |
|
17. |
Болгария (Республика Болгария). Д/З: стр. 79 - 81 |
1 |
|
18. |
Сербия. Черногория Д/З: стр. 82 - 84 |
1 |
|
19. |
Эстония (Эстонская Республика). Д/З: стр.84 - 87 |
1 |
|
20. |
Латвия (Латвийская Республика). Д/З: стр.87 - 91 |
1 |
|
21. |
Литва (Литовская Республика). Д/З: стр. 91 - 94 |
1 |
|
22. |
Белоруссия (Республика Беларусь). Д/З: стр. 95 - 98 |
1 |
|
23. |
Украина. Д/З: стр. 99 - 102 |
1 |
|
24. |
Молдавия (Республика Молдова).Тест по теме «Европа». Д/З: стр.103 - 105 |
1 |
|
Азия. 22 часа
|
|||
25. |
Центральная Азия. Казахстан. П/Р № 2. Продукция ММК на рынках Азии. Торговое сотрудничество. Д/З: стр. 106 - 111 |
1 |
|
26. |
Узбекистан (Республика Узбекистан). Д/З: стр.112 - 115 |
1 |
|
27. |
Туркмения (Туркменистан). Д/З: стр. 116 - 119 |
1 |
|
28. |
Киргизия (Кыргызская Республика). Д/З: стр. 120 - 123 |
1 |
|
29. |
Таджикистан (Республика Таджикистан). Д/З: стр.123 - 127 |
1 |
|
30. |
Контрольный тест по государствам Центральной Азии. Д/З: составить кроссворд |
1 |
|
31. |
Юго – Западная Азия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). Грузия. Д/З: стр. 127 - 135 |
1 |
|
32. |
Армения (Республика Армения). Д/З: стр. 136 -139 |
1 |
|
33. |
Турция (Турецкая Республика). Д/З: стр. 140 - 143 |
1 |
|
34. |
Ирак (Республика Ирак). Д/З: стр. 144 - 146 |
1 |
|
35. |
Иран (Исламская Республика Иран). Д/З: стр. 147 - 149 |
1 |
|
36. |
Афганистан (Исламская Республика Афганистан). Д/З: стр. 149 - 151 |
1 |
|
37. |
Южная Азия. Индия. Д/З: стр. 152 - 157 |
1 |
|
38. |
Население, культура, обычаи и традиции. Д/З: стр. 157 - 161 |
1 |
|
39. |
Восточная Азия. Китай (Китайская Народная Республика). Д/З: стр. 161 - 166 |
1 |
|
40. |
Население, культура, обычаи и традиции. Д/З: стр. 167 - 170 |
1 |
|
41. |
Монголия. Д/З: стр. 171 - 174 |
1 |
|
42. |
Корея (Корейская Народно - Демократическая Республика и Республика Корея) Д/З: стр. 175 - 179 |
1 |
|
43. |
Япония. Д/З: стр. 179 - 182 |
1 |
|
44. |
Население, культура, обычаи и традиции. Д/З: стр.183 - 185 |
1 |
|
45. |
Юго – Восточная Азия. Вьетнам. Д/З: стр. 186 - 191 |
1 |
|
46. |
Таиланд (Королевство Тайланд). Индонезия (Республика Индонезия) Д/З: стр. 191 - 193 |
1 |
|
Россия. 7 часов
|
|||
47. |
Границы России . Д/З: стр. 194 - 196 |
1 |
|
48. |
Россия – крупнейшее государство Евразии. Д/З: стр.196 - 198 |
1 |
|
49. |
Административное деление России. Д/З: стр. 199 - 200 |
1 |
|
50. |
Столица, крупные города России. Д/З: стр. 200 - 202 |
1 |
|
51. |
Обобщающий урок по России. Тест. Д/З: составить кроссворд |
1 |
|
52. |
Обобщающий урок по географии материков и океанов. Государства Евразии. Д/З: составить ребусы |
1 |
|
53. |
Обобщающий урок. Д/З: составить кроссворд |
1 |
|
Наш край. 15 часов.
|
|||
54. |
История возникновения Забайкальского края. Д/З: записи в тетради |
1 |
|
55. |
Географическое положение. Границы. Рельеф. П/Р № 3 «Границы Забайкальского края». Д/З: записи в тетради |
1 |
|
56. |
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Д/З: записи в тетради |
1 |
|
57. |
Полезные ископаемые и почвы Забайкалья. Практическая работа № 5. «Макет» Д/З: записи в тетради |
1 |
|
58. |
Реки, пруды, озёра Забайкальского края. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов. Д/З: записи в тетради |
1 |
|
59. |
Растительный мир Забайкальского края. Красная книга. Охрана растительного мира. Д/З: записи в тетради |
1 |
|
60. |
Животный мир Забайкальского края. Красная книга. Охрана животных. Заповедники, заказники. Практическая работа № 6. «Зарисовка растений и животных» Д/З: записи в тетради |
1 |
|
61. |
Население Забайкальского края. Обычаи, традиции, костюмы, национальная кухня. Д/З: записи в тетради |
1 |
|
62. |
Промышленность края. Предприятия города Читы. Д/З: записи в тетради |
1 |
|
63. |
Сельское хозяйство. Специализация: растениеводство и животноводство. Д/З: записи в тетради |
1 |
|
64. |
Транспорт. Виды транспорта. Д/З: записи в тетради |
1 |
|
65. |
Архитектурно- исторические и культурные памятники столицы Забайкалья. Контрольная работа по теме «Моя малая Родина». Д/З: записи в тетради |
1 |
|
66. |
Наш город. Тест. П/Р № 4 «Чита - столица Забайкалья». Д/З: записи в тетради |
1 |
|
67 – 68. |
Обобщающее повторение. Составление кроссвордов о крае. |
2 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.