___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО начальных
классов |
|
СОГЛАСОВАНО Протокол НМС «____»________2016 г. №_____ |
УТВЕРЖДАЮ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3 а класса
5 часов в неделю (всего 170 часов)
Автор-составитель: учитель начальных классов Сечко О. М., I квалификационная категория
2016 – 20167учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» для 3 а класса на 2016 – 2016 учебный год составлена в соответствии с
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г, Бойкина М.В. Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2013. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).
Идея курса – изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.
Курс направлен:
Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.
Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает:
Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как:
Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование:
словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма;
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом курс «Русский язык» изучается в 3 б классе по 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.
Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой
формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Морфология
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Синтаксис
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
— подбирать примеры с определённой орфограммой;
— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
— применять правила правописания:
— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Средство проверки степени готовности при проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, в приведенном тексте диктанта встречается 24 примера на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», если ученик допустил ошибки в трех словах с данной орфограммой, то они приравниваются к одной ошибке: стоит, хорошо, весеннюю (подчеркнуты три ошибки, но засчитываются они как одна ошибка), если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, например, в словах теплом, дождя, появилась, зелёная, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика, например, небольшой словарный запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т. п.
Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.
Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.
Понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
– неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
– отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
– наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
– существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
– отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
– употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
– неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
– незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, 3 ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как одна.
Грамматическое задание
• «5» – без ошибок.
• «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
• «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
• «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
• «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
• «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
• «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 4 ошибок.
Словарный диктант
• «5» – без ошибок.
• «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
• «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
• «2» – 3 – 5 ошибок.
• «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
• «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
• «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
• «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
• «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
• «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
• «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
• «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
• «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
• «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
• «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
• «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока |
Вид работы |
По теме |
16 |
Контрольный диктант № 1 |
Предложение |
34 |
Контрольный диктант № 2 |
Слово в языке речи |
48 |
Контрольный диктант № 3 |
Состав слова |
69 |
Контрольный диктант № 4 |
Правописание корней слов |
79 |
Контрольный диктант № 5 |
Правописание частей слова |
95 |
Проверочный диктант № 6 |
Имя существительное |
109 |
Проверочный диктант № 7 |
Имя существительное |
126 |
Контрольный диктант № 8 |
Имя прилагательное |
154 |
Контрольный диктант № 9 |
Глагол |
165 |
Контрольный диктант |
Итоговый |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
№ урока |
Вид работы |
9 |
Обучающее изложение |
22 |
Обучающее изложение |
32 |
Обучающее изложение |
35 |
Проект «Рассказ о слове» |
45 |
Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» |
50 |
Обучающее изложение |
51 |
Проект «Семья слов» |
68 |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» |
85 |
Обучающее подробное изложение повествовательного текста |
96 |
Обучающее подробное изложение повествовательного текста |
107 |
Обучающее подробное изложение повествовательного текста |
110 |
Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» |
129 |
Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками» |
139 |
Составление рассказа по сюжетным рисункам |
148 |
Подробное изложение повествовательного текста |
155 |
Подробное изложение повествовательного текста |
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык и речь (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи. Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов; повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса
Развитие речи
Составление небольшого рассказа по репродукции картины. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и
углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени
прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. Формирование
умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных
зарисовках текста. Имя числительное (общее представление). Обобщение и
уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Формирование
установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного
движения при переходе улицы).
Развитие речи
Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и .суффикса в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи
Сочинение по репродукции картины. Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей слова (29 ч)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование
умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения,
решать её в соответствии с изучена правилом. Формирование умений планировать
учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения
и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории
языка. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце
слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными
в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и
приставок.
Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым
знаком.
Развитие речи
Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.
Части речи (76 ч)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён
прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами
прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль
имён прилагательных в тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного в
предложении. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени
прилагательного от формы числа имени существительного.
Изменение
имён прилагательных, кроме имён прилагательных на –ий, -ья,-ов, -ин, по падежам
(первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы числа
имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Развитие речи
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.
Письмо по памяти. Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины. Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление
содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в
репродукции картины. Составление текста-описания о животном по личным
наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины. Составление письма. Составление текста по сюжетным рисункам. Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Повторение (14 ч)
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе
Аккуратно,
альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник,
гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй,
интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната,
компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород,
огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник,
пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение,
ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица,
трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.
7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Всего |
Количество недель |
9 |
7 |
10 |
8 |
34 |
Количество уроков |
45 |
35 |
50 |
40 |
170 |
Плановых контрольных работ |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
Другие виды деятельности |
3 |
4 |
10 |
5 |
22 |
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Язык и речь |
2 ч |
2 |
Текст. Предложение. Словосочетание. |
14 ч |
3 |
Слово в языке и речи |
19 ч |
4 |
Состав слова |
16 ч |
5 |
Правописание частей слова |
29 ч |
6 |
Части речи |
76 ч |
11 |
Повторение изученного материала |
14 ч |
|
Всего |
170 ч |
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2013. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).
Рабочая тетрадь: В.П. Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2016.
Методическая литература:
Дополнительная литература:
Информационно-коммуникативные средства:
Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска, флипчарт.
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО начальных
классов |
|
|
УТВЕРЖДАЮ |
Календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Класс – 3 а
Учитель: Сечко О. М.
Количество часов – 170, в неделю – 5.
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
||||
1 полугодие |
2 полугодие |
|||||||
план |
фактически |
план |
фактически |
план |
фактически |
план |
фактически |
|
Количество часов |
45 |
|
35 |
|
50 |
|
40 |
|
Контрольные работы |
2 |
|
2 |
|
3 |
|
3 |
|
Практические, творческие |
2 |
|
3 |
|
6 |
|
4 |
|
Другие виды деятельности |
1 |
|
1 |
|
4 |
|
1 |
|
Планирование составлено на основании:
1.Рабочая программа по литературному чтению (3 а кл.)/ Сечко О. М.
2.Программа по русскому языку авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г, Бойкина М.В. Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.
3. Учебник: «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2013. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).
4.Дополнительная литература:
· Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс / Сост. О. Н. Крылова. - 7-е изд., перераб. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2016. – 80с.
· Канакина В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, В.П. Канакина, Г.С. Щёголева.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.- 159с
Тематическое планирование составила ___________________/ ____Сечко О. М.
№ урока |
Дата |
Корректи ровка |
Тема раздела Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
I четверть 45 ч |
||||
Язык и речь (2 ч) |
||||
1 |
01.09 |
|
День знаний. Наша речь. Виды речи |
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»). Наблюдать за использованием в тексте синонимов, антонимов и амонимов Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Классифицировать предложения по цели высказывания. Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Объяснять способы нахождения главных членов предложения. Наблюдать: находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. |
2 |
02.09 |
|
Наш язык
|
|
|
||||
3,4 |
05.09 06.09 |
|
Текст. Типы текстов
|
|
5 |
07.09 |
|
Предложение
|
|
6 |
08.09 |
|
Виды предложений по цели высказывания
|
|
7 |
09.09 |
|
Виды предложений по интонации
|
|
8 |
12.09 |
|
Предложения с обращением |
|
9 |
13.09 |
|
Р.р. Обучающее изложение |
|
10,11 |
14.09 15.09 |
|
Главные и второстепенные члены предложения |
|
12,13 |
16.09 19.09 |
|
Простое и сложное предложения |
|
14 |
20.09 |
|
Входящий диктант |
|
15,16 |
21.09 22.09 |
|
Словосочетание |
|
17 |
23.09 |
|
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
|
Слово в языке и речи (19ч) |
||||
18 |
26.09 |
|
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова |
|
19 |
27.09 |
|
Синонимы и антонимы |
|
20 |
28.09 |
|
Омонимы |
|
21 |
29.09 |
|
Слово и словосочетание |
|
22 |
30.09 |
|
Фразеологизмы |
|
23 |
03.10 |
|
Р.р. Обучающее изложение |
|
24 |
04.10 |
|
Части речи |
|
25 |
05.10 |
|
Имя существительное |
|
26 |
06.10 |
|
Имя прилагательное |
|
27 |
07.10 |
|
Глагол
|
|
28 |
10.10 |
|
Что такое имя числительное? |
|
29 |
11.10 |
|
Однокоренные слова. |
|
30 |
12.10 |
|
Звуки и буквы. Гласные звуки |
|
31 |
13.10 |
|
Звуки и буквы. Согласные звуки |
|
32-33 |
14.10 17.10 |
|
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак |
|
34 |
18.10 |
|
Обобщение и закрепление изученного |
|
35 |
19.10 |
|
Р.р. Обучающее изложение |
|
36 |
20.10 |
|
Обобщение и закрепление изученного |
|
37 |
21.10 |
|
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» |
|
38 |
24.10 |
|
Проект «Рассказ о слове» |
|
Состав слова. (16 часов) |
||||
39 |
25.10 |
|
Что такое корень слова? |
|
40 |
26.10 |
|
Как найти в слове корень? Сложные слова. |
|
41 |
27.10 |
|
Что такое окончание? Как найти в слове окончание? |
Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его. Объяснять значение слова — давать развернутое толкование его значения. Различать родственные слова и формы слова. Объяснять роль и значение суффиксов/приставок. «Составь слово, в котором корень, как в слове... приставка, как в слове... окончание, как в слове...») |
42 |
28.10 |
|
Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
|
43 |
07.11 |
|
Значения приставок |
|
44 |
08.11 |
|
Как найти в слове приставку? |
|
45 |
09.11 |
|
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
|
46 |
10.11 |
|
Значение суффиксов |
|
47 |
11.11 |
|
Что такое основа слова? |
|
48 |
14.11 |
|
Р/р Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» |
|
49 |
15.11 |
|
Что такое основа слова? |
|
50 |
16.11 |
|
Обобщение значений о составе слова |
|
51 |
17.11 |
|
Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
|
52 |
18.11 |
|
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. |
|
53 |
21.11 |
|
Р/р Обучающее изложение. |
|
54 |
22.11 |
|
Проект «Семья слов» |
|
|
||||
55 |
23.11 |
|
В каких значимых частях слова есть орфограммы? |
Предметные:
знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные;
формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в
корне слова; |
56-58 |
24.11 25.11 28.11 |
|
Правописание слов с безударными гласными в корне. |
|
59-61 |
29.11 30.11 01.12
|
|
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
|
62-65 |
02.12 05.12 06.12 07.12 |
|
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
|
|
66-67 |
08.12 09.12 |
|
Правописание слов с удвоенными согласными в корне. |
|
68 |
12.12 |
|
Р.р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
|
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки |
69 |
13.12 |
|
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
|
|
70 |
14.12 |
|
Правописание суффиксов и приставок.
|
|
71 |
15.12 |
|
Правописание суффиксов и приставок
|
|
72-73 |
16.12 19.12
|
|
Правописание приставок и предлогов
|
|
74 |
20.12 |
|
Промежуточная диагностическая работа
|
|
75-76 |
21.12 22.12
|
|
Правописание слов с разделительным твердым знаком
|
|
77 |
23.12 |
|
Контрольный диктант по теме « Правописание частей слова»
|
|
78 |
09.01 |
|
Работа над ошибками. Проект « Составляем орфографический словарь» |
|
|
||||
Части речи (76 ч) |
||||
79 |
10.01 |
|
Части речи. |
|
80 |
11.01 |
|
Понятие об имени существительном как части речи. |
Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматическими характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет). Сравнивать имена существительные: находить лишнее имя существительное (не имеющее каких-либо грамматических признаков, общих с другими существительными). Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному. Соотноситъ форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений. Трансформировать текст, изменяя время глагола. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями Наблюдать: находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения.
|
81 |
12.01 |
|
Имя существительное. |
|
82 |
13.01 |
|
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
|
83 |
16.01 |
|
Обучающее подробное изложение повествовательного текста. |
|
84 |
17.01 |
|
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные.
|
|
85 |
18.01 |
|
Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам. |
|
86 |
19.01 |
|
Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. |
|
87 |
20.01 |
|
Изменение имён существительных по числам. Упражнение в развитии связной речи. Род имён существительных. |
|
88 |
23.01 |
|
Род имён существительных. |
|
89 |
24.01 |
|
Определение рода имён существительных в косвенных падежах. |
|
90 |
25.01 |
|
Имена существительные, которые могут быть употреблены и как имена существительные женского рода, и как имена существительные мужского рода. |
|
91 |
26.01 |
|
Мягкий знак в конце существительных после шипящих. |
|
92 |
27.01 |
|
Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. |
|
93 |
30.01 |
|
Проверочный диктант. |
|
94 |
31.01 |
|
Подробное изложение повествовательного текста. |
|
95 |
01.02 |
|
Изменение имён существительных по падежам (общее представление о склонении). |
|
96-97 |
02.02 03.02 |
|
Упражнение в склонении имён существительных и в определении падежей имён существительных. |
|
98 |
06.02 |
|
Несклоняемые имена существительные. |
|
99 |
07.02 |
|
Именительный падеж имён существительных. |
|
100 |
08.02 |
|
Родительный падеж имён существительных. |
|
101 |
09.02 |
|
Дательный падеж имён существительных. |
|
102 |
10.02 |
|
Винительный падеж имён существительных. |
|
103-104 |
13.02 14.02 |
|
Упражнение в различении изученных падежей имён существительных. |
|
105 |
15.02 |
|
Творительный падеж имён существительных. |
|
106 |
16.02 |
|
Предложный падеж имён существительных. |
|
107 |
17.02 |
|
Обобщение знаний о падежах имён существительных |
|
108 |
20.02 |
|
Контрольный диктант по теме « Имя существительное» |
|
109 |
21.02 |
|
Обобщение знаний о падежах имён существительных. |
|
110 |
22.02 |
|
Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень.». |
|
111 |
24.02 |
|
Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании проверочного диктанта и сочинения. |
|
Имя прилагательное (19 ч) |
||||
112 |
27.02 |
|
Понятие об имени прилагательном как части речи. |
Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному. Соотноситъ форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Оценивать свои возможности при выборе упражнений на закрепление орфографического материала. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки |
113 |
28.02 |
|
Связь имён прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление). |
|
114 |
01.03 |
|
Упражнение в правописании имён прилагательных. |
|
115 |
02.03 |
|
Художественное и научное описание (общее знакомство). |
|
116 |
03.03 |
|
Составление научного (или художественного) текста – описания растения. |
|
117 |
06.03 |
|
Изменение имён прилагательных по родам. |
|
118 |
07.03 |
|
Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
|
119 |
|
|
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
|
120 |
09.03 |
|
Правописание родовых окончаний имён прилагатель-ных. Изменение имён прилагательных по числам. |
|
121 |
10.03 |
|
Изменение имён прилагательных по числам. |
|
122 |
13.03 |
|
Правописание имён прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера. |
|
123 |
14.03 |
|
Изменение имён прилагательных по падежам (общее представление). |
|
124 |
15.03 |
|
Упражнение в определении падежа имён прилагательных. |
|
125 |
16.03 |
|
Упражнение в выделении признаков имён прилагательных как части речи. |
|
126 |
17.03 |
|
Контрольный диктант « Имя прилагательное» |
|
127 |
20.03 |
|
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном. |
|
128 |
21.03 |
|
Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект « Имена прилагательные в загадках» |
|
129 |
22.03 |
|
Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». |
|
130 |
23.03 |
|
Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании сочинения. Составление пригласительного письма. |
|
|
||||
Личные местоимения (5 ч) |
||||
131 |
24.03 |
|
Личные местоимения (общее представление). |
Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений. |
132 |
03.04 |
|
Изменение личных местоимений по родам |
|
133 |
04.04 |
|
Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. |
|
134 |
05.04 |
|
Обобщение знаний о местоимении. |
|
135 |
06.04 |
|
Ознакомление с особенностями текста-письма. Обучающее изложение |
|
Глагол (21 ч) |
||||
136 |
07.04 |
|
Понятие о глаголе как части речи. |
Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Составлять план текста. Сочинять письма, поздравительные открытки. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. Использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Анализировать успешность участия в диалоге. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями нерусского языка.
|
137 |
10.04 |
|
Упражнение в определении лексического значения глагола. |
|
138 |
11.04 |
|
Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. |
|
139 |
12.04 |
|
Составление рассказа по сюжетным рисункам. |
|
140 |
13.04 |
|
Глаголы в неопределённой форме. |
|
141 |
14.04 |
|
Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. |
|
142 |
17.04 |
|
Число глаголов. Изменение глаголов по числам. |
|
143 |
18.04 |
|
Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. |
|
144 |
19.04 |
|
Времена глагола. |
|
145 |
20.04 |
|
Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение. |
|
146 |
21.04 |
|
Изменение глаголов по временам |
|
147 |
24.04 |
|
Упражнение в изменении глаголов по временам. |
|
148 |
25.04 |
|
Подробное изложение повествовательного текста. |
|
149 |
26.04 |
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Работа над ошибками, допущенными учащимися в изложении. |
|
150 |
27.04 |
|
Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. |
|
151 |
28.04 |
|
Частица не с глаголами. |
|
152 |
|
Правописание не с глаголами. |
||
153 |
02.05 |
|
Обобщение знаний о глаголе. |
|
154 |
03.05 |
|
Контрольный диктант по теме « Глагол»
|
|
155 |
04.05 |
|
Работа над ошибками. Составление текста по рисунку.
|
|
156
|
05.05 |
|
Подробное изложение повествовательного текста. |
|
Повторение изученного материала (14 ч) |
||||
157
|
08.05 |
|
Обобщение и систематизация изученного о частях речи |
Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Оценивать свои возможности при выборе упражнений на закрепление орфографического материала. Оценивать результат выполнения орфографической задачи Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Задача данного этапа – систематизировать знания учащихся по различным разделам изучаемого курса русского языка. Уроки повторения строятся в зависимости от: - диагностических данных по прочности усвоения знаний, умений и навыков учащимися по изученным темам в 3 классе; - от уровня подготовленности учащихся к дальнейшему изучению курса русского языка. Примечание: работа с упражнениями 230-232 может быть проведена сразу после Дня Победы |
158
|
|
|
Обобщение и систематизация изученного о частях речи |
|
159
|
10.05 |
|
Обучающее изложение |
|
160
|
11.05 |
|
Обобщение изученного о слове, предложении |
|
161
|
12.05 |
|
Правописание окончаний имён прилагательных |
|
162
|
15.05 |
|
Правописание приставок и предлогов |
|
163
|
16.05 |
|
Правописание безударных гласных |
|
164
|
17.05 |
|
Правописание значимых частей слов |
|
165
|
18.05 |
|
Итоговый контрольный диктант |
|
166
|
19.05 |
|
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. |
|
167
|
22.05 |
|
Обучающее изложение |
|
168
|
23.05 |
|
Текст |
|
169
|
24.05 |
|
Обучающее сочинение « Почему я жду летних каникул» |
|
170 |
25.05 |
|
КВН « Знатоки русского языка» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.