РППС для детей младшего возраста
Оценка 4.8

РППС для детей младшего возраста

Оценка 4.8
Документация
docx
12.11.2023
РППС для детей младшего возраста
Мелкая моторика.docx

Особенности развития детей младшего возраста и организация развивающей предметно-пространственной среды

Подготовила: Вавилина Е.И.

 

 

           «Дети охотно всегда чем – нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

 

 Я. Коменский

Можно сказать, что первая младшая группа детского сада – эта та грань, которая в отдельных детских учреждениях заканчивает период ясельного воспитания, а в других ознаменовывает переход на более старшую ступень развития. В любом случае, к этой группе относятся детки от двух до трех лет.

Эта наиболее сложная возрастная группа для любого воспитателя. Помимо того, что интеллектуальное развитие каждого ребенка индивидуально, в этом возрасте имеются отличия и по физическому развитию. Пока один малыш уже уверенно справляется с ложкой, другой еще не готов самостоятельно решить проблему туалета.

 

 

Добавив к этому речевое развитие, которое также абсолютно разное, можно получить ту картину, с которой сталкивается воспитатель детского сада в течение рабочего дня. В остальном, задачи, которые воплощает в жизнь младшая группа детского сада, не во многом отличаются от направлений работы с другими возрастными группами, конечно же, с учетом характеристик возраста.

Планирование  НОД  происходит с ориентированием на возраст ребенка. Даже первая младшая группа уже вполне сознательно занимается рисованием и лепкой. Очевидно, что программа обучения достаточно примитивна, ребенок пока не в состоянии слепить фигуру более монументальную, чем классический колобок.

Но даже подобные игры работают над развитием мелкой моторики, а значит, способствуют улучшению качества речи малышей, поэтому младшая группа в детском саду, развивается, играя.

Не менее важны занятия физкультурой для детей, способствующие укреплению здоровья и развитию координации движений. Также даже в самом раннем возрасте с удовольствием детьми воспринимаются занятия музыкой.

В детском саду ребенок развивается и учится, играя. Для него игра-это такая же работа, как и для взрослого. Поэтому вся непосредственно-образовательная деятельность строится в игровой форме.

 Детский сад предоставляет ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства группы.  То, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе                                                    Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметно-развивающей среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен, потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах предметно-развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагога. Предметно-развивающая среда способствует развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, психофизическому здоровью ребёнка. Грамотно спланированная предметно-развивающая  среда, гармонично подобранный цветовой дизайн группы  способствует активной жизнедеятельности воспитанников.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, не развернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.    

Изобразительная деятельность ребенка в младшем возрасте, зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. 

В младшем дошкольном возрасте развивается перспективная деятельность. Дети от использования  пред эталонов, индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей    Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.   В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще  ситуативно.  Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя

Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

У нас в группе собран дидактический и игровой материал по сенсорному развитию детей; разнообразные и содержательные развивающие игры; оформлены книжные уголки, уголок ряженья, уголок семья, магазин, парикмахерская, устроены зоны природы и физкультурные уголки .

 Каждому ребенку в нашей группе обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей и т. п.  Известно, что ребенок-дошкольник знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений.

Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувства и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

При создании развивающего пространства в группе мы учитываем ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Игры, игрушки, пособия не находятся в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» - тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организационных формах взаимодействия со взрослыми; «вчера» - материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний; «завтра» - содержание, с которым предстоит знакомиться в недалеком будущем. Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

Маленький ребенок по своей природе исследователь. На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего мира. Предметная деятельность становится ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе познания ближайшего окружения внимание ребенка привлекают самые разнообразные предметы окружающего мира.  Задача взрослого помочь ребенку разобраться в интересном мире познания, создать условия для развития ребенка. Одним из  таких условий может стать предметно - развивающая среда вокруг ребенка.

 

 

ЗОНА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ включает в себя оборудование для формирования  навыков детей, для охраны и укрепления здоровья дошкольников, для их физического развития. В этой зоне сконцентрировано оборудование для развития навыков ходьбы, бега, прыжков, ползанья, метания, катания, равновесия. Также в этой зоне находятся атрибуты и пособия для организации подвижных игр, и кроме этого оборудование для закаливания детей.   Ребенку  с  высокой двигательной активностью знакомиться с окружающим миром проще и интереснее.

 

 

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА – универсальный способ жизнедеятельности ребенка. В сюжетно – ролевых играх ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Игра одно из важных средств познания  окружающего мира. Игра является важным условием социального развития детей. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Для своевременного развития игры в группе созданы условия:  оборудована игровая зона детской мебелью, имеются различные ролевые атрибуты, в том числе атрибуты копии и заместители, которые помогут ребенку использовать накопленный    опыт   в мир игры.

ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, снижает психологическое напряжение. Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно  в соответствии с закономерностями раннего детства. Важным условием способствующим сенсорному развитию  является специально организованная развивающая среда   которая включает в себя: дидактический стол, пирамидки, различной цветовой гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактически игры и т. д.

 

 


 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗОНА  организована в группе с целью формирования познавательных эмоций и развития любознательности. В  младшей группе экспериментирование ведется в основном в играх занятиях, которые содержат как исследовательский так и игровой компоненты и осуществляют постепенный  переход от игр – забав  к учебно – познавательной деятельности – они  бесценны для развития такого замечательного качества как наблюдательность .

                                                       

                                                                                                            УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ в группе организован по ряду причин. Во первых ребенку необходимо  свое личное пространство, где он может остаться наедине со своими мыслями, отдохнуть и с новыми силами познавать  окружающий его мир. В уголке уединения у нас размещены фотоальбомы  с фотографиями членов семьи ребенка, книги, содержание которых определено возрастом детей, настольный театр.

ЗОНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в раннем возрасте является одним из центров эмоционального благополучия ребенка в группе, развитие его художественных способностей и интересов. В изобразительной зоне у нас размещены различные изобразительные материалы, разнообразные средства изображения, которые формируют у малышей представления об их выразительных возможностях. Кроме этого в зоне изобразительной деятельности размещены  материалы и оборудование для аппликации и лепки, природный материал, текстиль и др.

                                                                 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ 

необходимы, так как  содержательная основа познания окружающего мира ребенком младшего дошкольного возраста включает в  себя предметы, объекты и явления, относящиеся к разным сферам: миру человека, миру природы. Он постигает качества и свойства предметов, получает и закрепляет  первичные представления   о функциональных возможностях предметов.. Дидактические пособия в первой младшей группе в основном полифункциональные т.е. при их использовании можно  одновременно решать задачи по развитию речи, сенсорному развитию, а  также по развитию представлений детей об окружающем их мире.

 

 

 


 

Особенности развития детей младшего возраста и организация развивающей предметно-пространственной среды

Особенности развития детей младшего возраста и организация развивающей предметно-пространственной среды

Планирование НОД происходит с ориентированием на возраст ребенка

Планирование НОД происходит с ориентированием на возраст ребенка

Предметно-развивающая среда способствует развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, психофизическому здоровью ребёнка

Предметно-развивающая среда способствует развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, психофизическому здоровью ребёнка

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине,…

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине,…

У нас в группе собран дидактический и игровой материал по сенсорному развитию детей; разнообразные и содержательные развивающие игры; оформлены книжные уголки, уголок ряженья, уголок семья,…

У нас в группе собран дидактический и игровой материал по сенсорному развитию детей; разнообразные и содержательные развивающие игры; оформлены книжные уголки, уголок ряженья, уголок семья,…

Одним из таких условий может стать предметно - развивающая среда вокруг ребенка

Одним из таких условий может стать предметно - развивающая среда вокруг ребенка

Важным условием способствующим сенсорному развитию является специально организованная развивающая среда которая включает в себя: дидактический стол, пирамидки, различной цветовой гаммы, различной формы и разнообразной фактуры,…

Важным условием способствующим сенсорному развитию является специально организованная развивающая среда которая включает в себя: дидактический стол, пирамидки, различной цветовой гаммы, различной формы и разнообразной фактуры,…

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗОНА организована в группе с целью формирования познавательных эмоций и развития любознательности

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗОНА организована в группе с целью формирования познавательных эмоций и развития любознательности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ необходимы, так как содержательная основа познания окружающего мира ребенком младшего дошкольного возраста включает в себя предметы, объекты и явления, относящиеся к разным сферам:…

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ необходимы, так как содержательная основа познания окружающего мира ребенком младшего дошкольного возраста включает в себя предметы, объекты и явления, относящиеся к разным сферам:…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023