Конспект НОД по художественно эстетическому развитию
«Северное сияние» (патриотическое воспитание региональный компонент)
Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования
в старшей группе. Воспитатель Вавилина Е.И.
Цель: воспитываем любовь к своей малой родине, к родному городу, уважение к малочисленным коренным народам Севера.
Задачи:
Ø Продолжаем знакомить детей с природным явлением- северное сияние, особенностями нашего северного климата;
· Продолжаем совершенствовать знания о признаках времени года – зима; Развивать у детей чувство цвета и композиции;
· Воспитываем бережное отношение к животным и природе;
· Формируем чувство восхищения природными явлениями.
Ø Развиваем творческое воображение и фантазию, развиваем интерес к природному окружению;
Ø Воспитываем интерес к работе нетрадиционными методами рисования,
знакомим с новой техникой рисования поролоновой губкой – оттиск;
Ø Воспитываем самостоятельность, активность и творчество в применении новых способов рисования;
Предварительная работа: «Животные Арктики и Антарктики», Просмотр мультфильма "Умка", "Умка ищет друга", внесение в тематический центр иллюстраций «Явления природы», дидактические игры «Кто где живет», «С какого полюса животное».
Материалы и оборудование:
Листы бумаги формата А4 по количеству детей, гуашь, кисть, баночки с водой, салфетки, подставки под кисти, подложки (клеенки) для рисования, губки поролоновые по количеству детей, палитры или баночки для подготовки цветов для рисования, синие карандаши, изображение с явлением Северное Сияние.
Ход НОД:
Дети входят в группу и садятся на стулья, расставленные полукругом у доски.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: А по каким признакам мы знает, что сейчас именно зима?
Предлагает детям с помощью указки показать на алгоритме «Признаки зимы».
Воспитатель: Природа богата красивыми пейзажами в любое время года! Посмотрите в окошко, какая чудная картина за окном! Природа кудесница рисует такие картины, мороз кисть ее!
Воспитатель: Я покажу вам волшебство природы! Приготовьтесь наблюдать!
Демонстрация проектором иллюстраций «Явления природы» 3-4 иллюстрации, дети называют явления. Последняя картинка, на которой останавливаем кадр Северное сияние.
Воспитатель: А вы знаете, что это за явление?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Послушайте внимательно и скажите о чем загадка?
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный,
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет. (Северное сияние)
Воспитатель: Это природное явление называется «Северное сияние». Вы видели у нас в городе такое явление?
Дети: Да!
Воспитатель: Действительно,мы живем с вам на севере и у нас можно увидеть «Северное сияние» еще его называют «Полярное сияние».
Воспитатель: Ребята, вы хотите увидеть Северное сияние?
Дети: Да.
Воспитатель: Для путешествия нужно подготовится, там же очень, очень холодно! Задумывается. Я придумала! Мы превратимся в белых медведей, шуба у них такая теплая, что они не мерзнут и даже в воде не мокнут!
В лево, в право повернись и в медведя превратись!
Воспитатель: Северное сияние – непредсказуемое, мистическое свечение неба, оно появляется внезапно и точно так же внезапно исчезает. Длится оно может от нескольких минуток до нескольких суток. Цветные полосы и лучи появляются внезапно, они могут двигаться и менять оттенок цвета.
Давно, давно люди верили в то, что танец красок неба это танец богов. Сейчас ученые выяснили, что этот феномен появляется, когда на Солнце происходят взрывы, разные частицы направляются к нашей планете, сталкиваются с частицами воздуха нашей планеты и заставляют их светиться. Но частицы эти проникают лишь у полюсов Земли на Севере и Юге, поэтому это явление можно наблюдать лишь здесь. Явления эти практически всегда происходят одновременно и на Севере и на Юге. Сияние не стоит на месте, оно меняет формы, движется. В нашей стране есть места, где можно встретиться с этим загадочным явлением, это регионы расположенные вблизи Полярного круга.
Воспитатель: Ребята Вам понравилось наше путешествие за Полярный круг?
Дети: Да!
Воспитатель: Послушайте стихотворение Верещагиной О.В. о Северном сиянии.
Выйдешь на улицу, глянешь на небо,
Ярко зеленая полоса
Перечеркнула от края до края
Эти темные небеса.
То замрет, то помчится игриво.
Набирая цвет на бегу,
То уйдет, то назад возвратится,
Говоря: «Без тебя не могу».
Я иду и она со мной рядом,
Улыбнусь, а она подмигнет,
Засмеюсь и, как - будто награда,
Надо мной цветок расцветет.
А пойду я домой – попрощаюсь
И она стоит, словно ждет.
Я уйду, а она вдруг растает.
Друг о друге мы помним весь год.
Воспитатель: О чем стихотворение?
Дети: О явлении Северное сияние.
Воспитатель: Да, автор описал Северное сияние как живое явление. А теперь давайте, на память о нашем путешествии нарисуем Северное сияние!
Дети проходят за свои рабочие места.
Воспитатель: Давайте вспомним, как держать кисть!
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть.
А потом, а потом
Кисточка бежит кругом.
Рука ребенка опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части.
Воспитатель: Вспомните, какими цветами играет Северное сияние?
Дети перечисляют цвета.
Воспитатель: Зеленые, синие, голубые, фиолетовые и великое множество оттенков! Посмотрите на свои палитры, этими цветами мы будем рисовать свои пейзажи.
Воспитатель рассказывает очередность работы и наглядно показывает на доске.
Воспитатель: Кладем перед собой лист горизонтально, синим карандашом отделяем часть земли и часть неба. Часть неба делаем больше, чем часть земли. Воспитатель: Далее нам понадобиться поролоновая губка, возьмите ее в руки! Сожмите ее кулачком, видите, она вернулась в исходное состояние. Посмотрите, я положу ее в блюдце с водой, что произошло?
Дети: Вода исчезла!
Воспитатель: Губка впитала в себя воду! Я отожму ее и вода снова в блюдце, а губка не изменила свой размер! Материал, из которого губка называется поролон. Мы будем с помощью губки смачивать лист бумаги водой,затем с помощью кисти и различных красок наносим капли “Северного сияния” Теперь на нашем листе часть, которую мы отвели для неба, будем закрашивать губкой, для этого прикладываем губку к листу, слегка прижимает, так, чтобы остался оттиск губки, одним цветом закрашиваем небо, оставляя интервалы. Теперь тоже повторяем со следующим цветом, закрашивая часть оставленных интервалов. Таким образом, наше небо должно быть закрашено полностью.
Дети выполняют работу, воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, у которых возникли трудности.
Воспитатель: Молодцы ребята! У нас в группе теперь можно наблюдать настоящее Северное сияние!
Организует выставку рисунков на доске после высыхания.
Воспитатель: Вставайте у стульчиков, разогреем наши ножки!
Физкультминутка «Зима»
Солнце греет землю слабо, (Руки поднимают то вверх, то вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки скрестили на груди, потирают предплечье)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, полуприсяд в лево и в право)
Побелел морковный нос (Трут поочередно то одной, то другой рукой нос)
В речке стала вдруг вода,
Неподвижна и тверда (Руки на пояс топают то одной ногой, то другой)
Вьюга злится, снег кружится (Дети медленно окружаться)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром (Плавные движения руками сверху в них и сели на корточки)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.