В моей методической копилке за годы работы учителем химии в общеобразовательной школе было накоплено множество материалов различной тематики. Одним из разделов моей копилки является подборка материалов о великих химиках нашей страны, других стран, внесших существенную роль в развитие химического производства, разных сфер деятельности человека. Сразу найти необходимый тебе материал зачастую бывает проблематично, на это требуется время. Хочу поделиться с коллегами такой подборкой информации. Источниками поиска за долгие годы для меня стала различная научно-популярная литература, журналы, подшивки тематических газет или отдельные Интернет-ресурсы. Предлагаемый материал может стать хорошим подспорьем при подготовке уроков химии, внеклассных мероприятий.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Рубрика «История химии»
Химикивоздухоплаватели.
Химия как наука о веществах и о материалах связана со всеми
отраслями материальной деятельности человека, а следовательно, и
с
авиацией.
Сама профессия химика очень далека от профессии летчика, поэтому
сегодня разговор о химикахвоздухоплавателях может показаться
странным.
Однако на заре воздухоплавания, чуть более 200 лет назад, это было
нисколько неудивительно. Да и 100 лет назад никого не удивляло, что
великий русский химик был и признанным специалистом по полетам.
Впрочем, судите сами...
Первый воздушный шар изобретен французами братьями Монгольфье – Жозе
Мишелем и ЖакомЭтьенном, один из которых был по образованию физиком,
а второй – архитектором. Однако 5 июня 1783 г., когда в Аннонэ состоялся
первый полет наполненного горячим воздухом шара, они были владельцами
бумажной фабрики, т. е. не могли не знать основ химического производства
материала из природного полимера. Именно из бумаги и был сделан их
воздушный шар, причем первые опыты они проводили на кухне с небольшими
бумажными мешками и долгое время были уверены, что подъемную силу
создают частички дыма.
Позже один из братьев изобрел особый перегонный аппарат.
Гидролиз древесины, перегонка – какая это химия? Да и изобретатели – не
летчики. Но смотрим исторические документы дальше.
Очень быстро стало понятно, что не дым, а горячий воздух поднимает шар в
высоту, и в сентябре 1783 г. Людовик XVI наблюдал в Версале запуск
воздушного шара, в гондоле которого находились петух (символ Франции),
овца и утка.
Первым, кто поднялся в воздух на воздушном шаре, был француз, учитель
химии (энциклопедия «Британника» называет его королевским историком)
Жан Франсуа Пилатр де Розье. Он сначала опробовал шар в одиночку, а
демонстрационный полет, с которого ведет отсчет эра воздухоплавания, 21
ноября 1783 г. Розье совершил с маркизом д’Арландом. Шар поднялся нацелых 1000 м, а полет длился 25 мин! Вскоре Розье при попытке перелететь
Ламанш погиб.
В 1766 г. Генри Кавендиш, английский естествоиспытатель, немало сделавший
и в области химии, выделил водород и изучил его основные свойства. Годом
позже шотландский профессор Джозеф Блэк написал, что заполненные
водородом емкости (он имел в виду бычьи пузыри) должны плавать в воздухе.
В 1781 г. Тибериус Кавалло, итальянец, живший в Англии, с удивлением
наблюдал, как мыльные пузыри с водородом лихо взмывали к потолку
лаборатории.
Практичные французы применили эти сведения на практике и уже в 1783 г.
стали заполнять водородом большие оболочки. Под руководством
профессора Шарля парижане братья Робер (или Робертс) 1 декабря
поднялись в воздух на водородном шаре из шелка, покрытого резиной.
(Именно такой шар взорвался и привел к гибели Розье.)
В 1794 г. во Франции были сформированы два отряда военных
воздухоплавателей для рекогносцировочной службы под общим начальством
некоего Куттеля, который был (кем вы думаете?) профессиональным
химиком.
Известно, что под Мобежем у Шарлеруа, а также в течение 9 ч в сражении
под Флери (26 июня 1794 г.) французы поднимали прикрепленные веревками к
земле аэростаты с двумя офицераминаблюдателями в каждом. Шары
производили на врагов ошеломляющее действие, и во многих случаях те
впадали в панику, разбегались или сдавались.
Пришедший к власти Бонапарт делал ставку на другие средства. При нем
аэростаты использовались несколько раз для устрашения египтян под Каиром,
но вскоре были от армейской службы отставлены.
Перенесемся теперь в Россию, где воздухоплавание связано с именем
Д.И.Менделеева. Вот эпизоды из биографии знаменитого ученого.
1875 г. – Составил предложение правительству провести опыт со
свободно летающими воздушными шарами.
Набросал эскиз
управляемого аэростата, а листки аккуратно вклеил в работу француза
Дюпюи де Лома о дирижаблях. На заседании Российского химического
общества выступил с сообщением о применимости закона Дальтона к
исследованиям верхних слоев атмосферы. 1877 г. – получил приглашение генерала Э.И.Тотлебена на совещание
для обсуждения предложений А.Ф.Можайского о создании
«воздухоплавательного снаряда».
– Выпустил книгу «Материалы для суждения о спиритизме», средства от
продажи которой предназначались «на устройство большого аэростата и
вообще на изучение метеорологических явлений верхних слоев атмосферы».
1878 г. – в письме морскому инженеру В.П.Верховскому высказал
мысль о двух направлениях развития воздухоплавания:
с
использованием аэростатов и аппаратов тяжелее воздуха –
«аэродинамов». Командирован Морским министерством за границу для
изучения воздухоплавания и сопротивления среды. На Всемирной
выставке в Париже поднимался на привязном аэростате А.Жиффара.
До сих пор этот аэростат – самый большой из когдалибо
существовавших. Встречался со многими французскими учеными и
конструкторами (Дюпюи де Лома, Соберт и др.). Сделал эскизы двух
дирижаблей.
1879 г. – составил предварительное заключение для Военного ведомства
о проекте летательного аппарата ныне забытого Арендта.
1880 г. – выпустил книгу «О сопротивлении жидкостей и о
воздухоплавании», в которой склонялся к мысли, что аэростат надежнее
летательных машин. Он считал, что Россия для опытов удобнее других
стран, поскольку в нашем Отечестве береговая линия ничтожна по
сравнению с занимаемым им громадным пространством. «Хороший
летательный снаряд» он связал с созданием высокоемкого
электрического аккумулятора, полагая, что его устройство станет
началом эпохи. Он даже считал, что с этой эпохи начнется новейшая
история образованности.
– Изложил в письме к русскому изобретателю М.Ф.Фрейденбергу способ
получения раствора резины для оболочки воздушного шара. Дал отзыв о
проекте управляемого аэростата ученика Екатеринославской гимназии.
Самые интересные события произошли в 1887 г.В ночь с 29 на 30 июля
Дмитрий Иванович получил телеграмму с официальным предложением
Русского технического общества наблюдать полное солнечное затмение с
аэростата. Подъем предполагался из Твери, где находился газовый завод.
Почти сразу же ученый ответил телеграммой: «Тверской газ может дать
неудачу. Просите военного министра отпустить в Клин команду лучшего
водородного шара. Немедля испытаем. Тогда поеду. Глубоко благодарен».1 августа от секретаря Российского технического общества В.И.Срезневского
пришла новая депеша: «Поднятие военного водородного шара из Клина
стараниями Джевецкого и благодаря вниманию министра и властей устроено.
Шар 700 метров легко поднимает обязательного военного аэронавта
Кованько, Вас и, если разрешите, Джевецкого от Технического общества».
Переводя с телеграфного стиля на обычный, надо читать, что шар имел объем
700 м3.
С.К.Джевецкий – талантливый русский изобретатель, которому и
принадлежала идея пригласить Менделеева для наблюдения редкого явления.
Двумя днями позже Джевецкий сделал еще один шаг: отказался от участия в
эксперименте «для обеспечения драгоценного для науки полета и
возможности подняться выше».
5 августа Менделеев составил в своем имении Боблово завещание «на случай
смерти» (полеты на воздушном шаре были далеко не безопасны, а ученому,
который с юности не отличался крепким здоровьем, уже исполнилось 53 года)
и вместе с И.Е.Репиным выехал в Клин. За день до полета они наблюдали за
тем, как шар с патриотическим названием «Русский» наполняли водородом.
7 августа 1887 г. уже на рассвете на пустыре около Ямской слободы
собралось много народа, чтобы посмотреть на невиданное ранее в этих местах
чудо: шар покачивался на четырех канатах, привязанных к бревенчатому
помосту. Плетенную из прутьев корзину для аэронавтов солдаты под
командой инженера А.М.Кованько освободили от брезентового покрытия:
ночью прошел сильный дождь. Корзина и инструменты остались сухими, но
оболочка шара намокла, что уменьшило его подъемную силу. Рискованность
полета возросла.
В эти неспокойные минуты Кованько обращается к Менделееву с вопросом,
полетит ли Дмитрий Иванович один, и слышит в ответ твердое «да». Кованько
отказывается от участия в полете, Менделееву помогают забраться в корзину,
и в 6 ч 35 мин шар под гул толпы и тревожные взгляды провожающих (а
подготовкой к полету и к наблюдению за солнечным затмением занималась
целая группа членов Российского технического и Российского физико
химического обществ) поднимается в воздух.По отчету Менделеева, шар
достиг наивысшей точки
около 8 ч утра, но, несмотря
на уменьшение числа членов
экипажа,
высота была
небольшой – всего 3800 м,
преодолеть
границу
облачности не удалось, и
наблюдения за солнечной
короной были несколько
смазаны.
При спуске отказал клапан,
и Менделееву пришлось
устранять неисправность.
Примерно в 9 ч 20 мин шар
благополучно опустился
между Калязиным и
Талдомом, в имении М.Е.СалтыковаЩедрина – деревне СпасУгол.
Позднее Менделеев писал об эпизоде перед самым полетом: «...я должен,
однако, объяснить, почему во мне моментально явилась решимость
отправиться одному, когда оказалось, что нас двоих аэростат поднять не
может... Немалую роль в моем решении играло... то соображение, что о нас,
профессорах и вообще ученых, обыкновенно думают повсюду, что мы
говорим, советуем, но практическим делом владеть не умеем, что и нам, как
щедринским генералам, всегда нужен мужик, для того чтобы делать дело, а
иначе у нас все из рук валится... Мы непременно должны уметь владеть
практикой, и мне казалось, что это полезно демонстрировать так, чтобы всем
стала когданибудь известна правда вместо предрассудка. Здесь же для этого
представлялся отличный случай».
Ни слова об опасности, главный мотив – представился случай опровергнуть
расхожее мнение и провести исследования...
В том же году Менделеев отправил письмо военному министру
П.С.Ванновскому о том, как хранить и получать водород для аэростатов, а на
следующий год – еще одно письмо с просьбой о выделении средств для
испытаний цилиндрических емкостей с проволочной обмоткой для хранения
водорода.
В 1890 г. к Менделееву с расчетом «металлического корабля – подобно
аэростата» обращался К.Э.Циолковский, в 1895 г. с брошюрой «Самолеты –аэропланы, парящие в воздухе» – некто В.В.Котов. Материалы Циолковского
со своим письмом Менделеев направил Срезневскому, а к брошюре Котова,
которую начал издавать на свои средства, написал предисловие.
К немому участнику описанных событий лета 1887 г. сегодня можно
прикоснуться своими руками: в знаменитом московском Политехническом
музее хранится корзина аэростата – та самая, в которой Менделеев совершил
свой отважный полет. Она очень похожа на корзины для грибов: такие же
ивовые прутья, тот же способ плетения, то же мягкое похрустывание при
нагрузке. Только размеры иные.
Останавливаясь возле нее, я каждый раз удивляюсь: как могли в ней
уместиться три или даже два человека? Неужели в этом плетении можно было
подняться в воздух на несколько километров?
Химики (разве можно в этом сомневаться?) вписали яркие страницы в
историю воздухоплавания.