Тема: Ручные вышивальные швы. Шов «стебельчатый» 5 класс |
Тип урока: Изучение нового материала |
||
Цель: Формирование компетенций по изучению выполнения шва «стебельчатый» |
|||
Задачи: Познакомить с инструментами и материалами для вышивки: · ознакомить с правила техники безопасности при работе с инструментами; · раскрыть содержание понятий «пяльцы», нитки мулине, пасма; · научиться выполнять шов «стебельчатый» |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные · освоить технологическую последовательность выполнения шва «стебельчатый»; · закрепить приемы безопасной работы с иголкой, ножницами; познакомить с профессией вышивальщицы. |
Метапредметные · подбирать инструменты, материала и приспособления для работы; · организовать рабочее место; · планировать последовательность выполнения работы; · рационально распределять время для выполнения работы; · овладеть алгоритмом действий, сравнения, анализа.
|
Личностные · выполнять безопасные приемы работы с инструментами; · понимать необходимость правильной организации рабочего места; · прививать аккуратность и качество работы; · повышать интерес к вышивке; · воспитывать уважение к ручному труду, народному творчеству; · формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
|
Межпредметные связи: окружающий мир, тема «Натуральные волокна, нити», изобразительное искусство, тема «Узоры, которые создали люди», черчение |
|||
Ресурсы урока |
|||
Для учителя: · Рабочая программа. · Учебник. · Электронное приложение к учебнику. · Пособие для учителя. · Презентация.
|
Для учащихся: Учебник : О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. « Технология. Обслуживающий труд», 5 класс. Раздел программы: «Рукоделие. Вышивание». с. 213-219 · Материалы: нитки мулине, ткань для выполнения образца; · инструменты: иголки, ножницы, линейки, карандаши; · приспособления: пяльцы; · наперсток, игольница; · наглядные пособия и раздаточный материал; · образцы готовых работ, образцы швов. |
||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
Задает вопросы: · Что вы выполняли на прошлом уроке и узнали нового? · Выполняли вы уже подобные работы ранее? · Где еще можно применить нитки? · Какие правила при работе с инструментами и нитками вы запомнили?
|
Отвечают на вопросы учителя. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
Люди с какой профессией занимаются вышивкой?
Демонстрирует иллюстрации по вышивке.
Чтобы уметь выполнять вышивальные работы, нужно очень захотеть и постараться. Вы разовьете у себя хорошие качества: силу воли, усидчивость, аккуратность. Сможете модно украшать свои изделия.
Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Продолжите пословицы…
«Смотреть на цветы легко, а вышивать их…
«Не учись безделью, а учись…
«Маленькое дело лучше большого…
Высказывания знаменитостей:
Вещи ручной работы- это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам Или платит мастеру за его труд. Коко Шанель (ведущий французский модельер)
|
· Называют профессию «вышивальщица», определяют какими качествами должен обладать человек с такой профессией, в чем еще, кроме выполнения вышивки, должен разбираться человек.
-трудно
-рукоделью
-безделья |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
Не губи ты жизнь бездельем- Занимайся рукодельем. Шей, вяжи- не унывай, Или гладью вышивай.
Обращаю внимание детей на доску: – Как вы думаете, что мы будем делать на уроке сегодня? · Показывает образцы выполненных украшающих швов, показывает стебельчатый шов. · Показывает презентацию по украшающим швам. · Обращает внимание на качество и аккуратность работы. · Задает наводящие вопросы.
Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке. Стебельчатый шов незаменим для проработки элегантных контурных линий. При правильном выполнении этот изящный стежок может творить чудеса в вышивке.
Стебельчатым швом можно выполнять метки и монограммы Метки – это обозначение принадлежности данного предмета или одежды определённому лицу. Вышивали инициалы или имя хозяина. Метки располагали так, чтобы они не портили внешний вид одежды. Монограмма- это вязь из начальных букв имени, фамилии, инициалы владельца или герб семьи. Монограммы – это не только метки, но и украшения изделия в уголке платка. Они вышиваются нитками одного цвета, нежных, пастельных оттенков: голубого, розового, персикового, зелёного, а иногда и просто белыми, но за счёт блеска ниток вышивка на ткани выделялась.
Прежде чем мы перейдём к практической работе, повторим, какие нам для этого необходимы инструменты? Предлагает отгадать загадки: Одноуха, длинный нос, Нет ни глаз и ни волос, Металлическое тело. Не сидит она без дела, Протыкает ткань она. Это швейная...
Правильно, молодцы.
А вот еще одна загадка:
Пара острых, тонких ног Без туфель и без сапог. На ногах — по голове Для чего, скажите мне? По бумаге ходят ноги, Режут все, что на дороге…
Вам понравилось отгадывать? Давайте еще одну отгадаем:
Разноцветные катушки У меня есть, у подружки. Вышивали мы открытки, Нам понадобились ...
Какие загадки вы знаете?
Труд – дело очень важное, порой не безопасное. Правила должны вы знать, безопасность соблюдать!
Повторяют правила безопасной работы.
Показ и объяснение технологии выполнения стебельчатого шва по таблице «Простейшие швы». Объясняет выполнение стебельчатого шва по схеме.
Предлагает приступить к практической работе, используя для этого технологические карты, эскизы монограмм и все необходимые инструменты и приспособления.
|
· Определяют тему урока. · Просматривают иллюстративный материал; делают выводы о наличии стеков в вышивке, о знакомых швах. · Смотрят образцы швов, делают выводы о качестве работы, о сложности швов, находят знакомые швы. · Находят в презентации стебельчатый шов; · Определяют, на что похожи маленькие стежки. · Высказывают свое мнение по поводу количества ниток для выполнения стежков. · Определяют, какими нитками можно выполнять шов. · Просматривают образцы вышитых изделий, определяют лицевую и изнаночную стороны изделия и делают выводы о качестве вышивальных работ. · Делают выводы: какие детали вышивок выполнены этим швом.
Отгадывают загадки, обосновывая свой ответ
-игла
-ножницы
-нитки
Учащиеся вспоминают загадки о предметах.
Учащиеся называют безопасные правила работы с иголками, булавками, ножницами
· Рассматривают таблицу «Простейшие швы». · Определяют знакомые швы. · Находят стебельчатый шов. · Рассматривают схему выполнения стебельчатого шва и зачерчивают ее в тетрадь. · Рассматривают схему шва в учебнике (стр.219).
|
||
Подведение итогов |
|||
· Создать мини выставку выполненных работ. · Предлагает рассказать о трудностях при выполнении работы. · Делает акцент на некоторых ошибках (плохо закрепленная нитка, неаккуратная закрепка нитки, неравномерные и кривые стежки, в строчку попадают две нитки). · Задать вопросы: -удалось ли запомнить схему выполнения шва; -что понравилось в работе; -что нового для себя узнали; -сможете ли выполнить шов самостоятельно, без схемы. Учитель благодарит учащихся за хорошую и качественную работу. |
· Участие всех в мини выставке своих работ. · Анализ и оценка своих работ; · сравнивают свои работы с работами других учащихся. · Делают выводы о сложности работы. · Отвечают на вопросы учителя. · Делают свои выводы по своим действиям на уроке. · Делают выводы, какие ошибки не допустили бы в следующий раз. |
||
Дополнительный материал: образцы швов «вперед иголку», выполненный разными нитками, образец «закрепка ниток в ткани», презентация «Ручные швы в вышивке». |
|||
Диагностика достижений планируемых результатов: Сделать коллективный анализ готовых изделий; провести обсуждение временных затрат на выполнение отдельных операций. |
|||
Дополнительные творческие задания: выполнить для мамы вышивку метки или монограмму для рабочего халата или носового платка. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения: качественное выполнение работы
|
Сложности: не все уложились по времени из-за большого объема и сложности новой работы |
Предложения: учитывать сложность работы для некоторых учащихся |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.